Судья Демина О.О. Дело № 33 – 2186/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Шарыповой Н.В., Богдановой О.Н.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 30 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах Звягиной Я.В. к Администрации города Шадринска, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации города Шадринска, Финансового управления Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 13 мая 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Звягиной Я.В. к Правительству Курганской области, Администрации города Шадринска о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить Звягиной Я.В., <...> года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Обязать Правительство Курганскаой области профинансировать предоставление жилого помещения Звягиной Я.В..
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Звягиной Я.В. с исковыми требованиями к Администрации города Шадринска Курганской области (далее Администрация города Шадринска), Правительству Курганской области о возложении на Администрацию города Шадринска обязанности предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории города Шадринска Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м, о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу Администрацией города Шадринска.
В обоснование требований прокурор указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой по обращению Звягиной Я.В. проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что Звягина Я.В., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Звягина Т.А. и отец Звягин В.А. решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от <...> лишены родительских прав в отношение дочери. В <...> году Звягина Я.В. окончила образовательное учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес> – <адрес>». После чего, поступила в ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», в котором по состоянию на март 2013 года обучалась на втором курсе. Постановлением Администрации города Шадринска от <...>№ Звягина Я.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилым помещением не обеспечена. Ссылаясь на положения части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от <...>) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор полагал, что Звягина Я.В. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления в размере 15 кв.м вне очереди, обязанность по предоставлению жилого помещения просил возложить на Администрацию города Шадринска, по финансированию предоставления жилья истцу – на Правительство Курганской области.
Впоследствии исковые требования истец изменил, просил возложить на Администрацию города Шадринска обязанность предоставить Звягиной Я.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска Курганской области, площадью не менее 15 кв.м, соответствующее санитарно-техническим требованиям, на Правительство Курганской области возложить обязанность по финансированию предоставления истцу указанного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Половников И.Н. исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец Звягина Я.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Шадринска по доверенности Ламанова О.Ф. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Не оспаривая право Звягиной Я.В. на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения, указала на то, что на территории муниципального образования город Шадринск сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в который включены лица указанной категории как состоявшие на учете до <...>, так принятые на учет после указанной даты, истец включена в данный список под № № и будет обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда согласно списку в порядке очередности.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства отдела образования Администрации города Шадринска по доверенности Шаврина Н.Ф. в судебном заседании считала исковые требования прокурора необоснованными, поддержала позицию, изложенную представителем Администрации города Шадринска, право истца на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения не оспаривала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал, полагал, что истцом не соблюден заявительный порядок, предусмотренный федеральным законодательством с <...>, в целях включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Курганской области. Ссылался на то, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам указанной категории в установленном порядке переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Указал, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса – бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому полагал, что требование о возложении на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности профинансировать предоставления жилья истцу находится вне предмета данного спора и Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлеченного к участию в деле по инициативе суда, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление выразил несогласие с требованиями прокурора. Указал на отсутствие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, с <...> права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в связи с изменениями в действующем законодательстве предоставление жилья указанной категории граждан из специализированного жилищного фонда осуществляется с <...> по сформированным спискам, на основании предоставленных детьми-сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. Полагал, что в части требований по возложении обязанности финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения на Правительство Курганской области иск предъявлен в суд общей юрисдикции с нарушением правил подведомственности дел, поскольку нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем суд первой инстанции не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений между бюджетами муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области ставит вопрос об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шадринскому межрайонному прокурору в интересах Звягиной Я.В. В обоснование жалобы указывает, что с 1 января 2013 года изменен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением связано исключительно с датой включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Судом не принят во внимание довод ответчика о том, что истец не включен в указанный список. Полагает, что несоблюдение истцом установленного заявительного порядка включения в список свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца. Указывает, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, предоставление этим гражданам жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области бюджетам муниципальных образований, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Ссылается на отсутствие в судебном решении конкретного перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, которые необходимо выполнить ответчику при исполнении судебного акта.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Шадринска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что Звягина Я.В. имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении лица, имеющего данное право, в список. Право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с 1 января 2013 года исключено из действующего законодательства. В связи с чем, полагает, что внеочередное предоставление жилья Звягиной Я.В. будет нарушать права других граждан указанной категории, состоящих в очереди на получение жилья.
В апелляционной жалобе третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шадринскому межрайонному прокурору отказать. В обоснование жалобы ссылается на изменение с 1 января 2013 года порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Указанный порядок предусматривает предоставление лицам указанной категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда в соответствии со сформированным списком, включение в который производится на основании представленных лицами указанной категории или их представителями заявлений. Однако вопрос об обращении истца с таким заявлением в уполномоченный орган в установленном порядке судом не рассматривался. Указывает, что в настоящее время Звягина Я.В. является студенткой второго курса ФГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» и состоит на полном государственном обеспечении, следовательно, предоставление жилого помещения истцу возможно только после завершения обучения в образовательной организации профессионального образования. Полагает, что требование прокурора о возложении обязанности на Правительство Курганской области по финансированию мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения затрагивает межбюджетные отношения, поэтому разрешение указанного спора не относится к подведомственности суда общей юрисдикции. Указывает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем, суд первой инстанции не должен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений. Отмечает, что решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения носит неопределенный характер, поскольку судом не конкретизирован перечень мероприятий, необходимый для предоставления истцу жилья, объем его финансирования.
Шадринский межрайонный прокурор в возражениях на поданные апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации города Шадринска, Финансового управления Курганской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В отзыве на апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Главное управление образования Курганской области поддерживает доводы апелляционных жалоб в части неправомерного возложения обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Звягиной Я.В.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года глава 10 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 109.1, согласно которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Из материалов дела следует, что Звягина Я.В., <...> года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от <...> года мать истца – Звягина Т.А. и отец – Звягин В.А. были лишены родительских прав, в том числе в отношении дочери Звягиной Я.В.
Постановлением Администрации города Шадринска от <...> года над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО2
Согласно постановлению заместителя мэра муниципального образования – город Шадринск от <...> года № № ФИО1 передана на воспитание в приемную семью.
<...> ФИО1 окончила МОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>-<адрес>».
Постановлением Администрации города Шадринска Курганской области от <...>№ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа».
По состоянию на <...> ФИО1 является студенткой очного отделения второго курса факультета технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». Предполагаемая дата окончания высшего учебного заведения <...>.
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму ФИО1 не имеет, жилое помещение на период опеки за ней не закреплялось, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Во внеочередном порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, ФИО1 жилым помещением обеспечена не была.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость ФИО1 в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ФИО1 имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года), и требования Шадринского межрайонного прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам данной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Шадринской городской Думы от 16 октября 2008 года № 790 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию города Шадринска обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту ее жительства общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения ФИО1
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 – 2015 годов» (в ред. Закона Курганской области от 1 апреля 2013 года № 24) на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2013 году муниципальному образованию город Шадринск предусмотрены субвенции из федерального бюджета в размере <...><...>., из областного бюджета <...>. Согласно справке финансового отдела Администрации города Шадринска по состоянию на 6 мая 2013 года из областного бюджета в бюджет муниципального образования город Шадринск поступили субвенции в размере <...> которые перечислены в счет оплаты 70 процентов строительной готовности многоквартирного дома по муниципальному контракту от 11 апреля 2013 года для приобретения 18 квартир. При этом по состоянию на 1 мая 2013 года в списке на предоставление жилья в Администрации города Шадринска состоит 46 человек указанной категории. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязательства по финансированию переданных государственных полномочий органу местного самоуправления на указанные цели в полном объеме не исполнены.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционных жалоб Правительства Курганской области и Финансового управления Курганской области о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Ссылки апелляционных жалоб Правительства Курганской области и Финансового управления Курганской области на несоблюдение ФИО1 заявительного порядка и не включение истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области после 1 января 2013 года, судебная коллегия находит несостоятельными.
Предусмотренная пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети – сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Судом первой инстанции установлено, что список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории города Шадринска в 2013 году, включая ФИО1, Администрацией города Шадринска сформирован и утвержден.
При таких обстоятельствах ссылка на несоблюдение истцом порядка включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, несостоятельна и кроме того не могла являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку ФИО1 состояла на учете нуждающихся в жилом помещении с 2010 года как лицо, оставшееся без попечения родителей, имела право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право не было реализовано ей до 1 января 2013 года по причинам не независящим от ее воли.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области, Администрации города Шадринска, Финансового управления Курганской области об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, которая будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности, исходя из даты включения в список лиц, имеющих равное с истцом право на предоставление жилья, является несостоятельным, поскольку согласно новому порядку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
Ссылка апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области на то, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением только по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, необоснованна и не может быть принята во внимание, поскольку согласно действующему с 1 января 2013 года порядку обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений федеральный законодатель связывает возникновение у лиц указанной категории такого права с достижением возраста 18 лет и лишь по их заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации города Шадринска, Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.
Судья – председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Шарыпова
ФИО3