ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2188/2013 от 12.11.2013 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Селезнева О.В. Дело №33-2188/2013

Докладчик Тамаров Ю.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.

судей Бажанова А.О.

Ганченковой В.А.

при секретаре Кузнецовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 ноября 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 12 августа 2013 года.

Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района города Саранска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в длительном не определении органа (должностного лица) местного самоуправления, уполномоченного осуществлять муниципальный жилищный контроль, непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность, административного регламента проведения проверок при его осуществлении на территории городского округа Саранск и о возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить орган (должностных лиц) местного самоуправления, уполномоченный осуществлять муниципальный жилищный контроль, принять нормативные правовые акты, регламентирующие его деятельность и административный регламент проведения проверок при его осуществлении.

В обоснование своих требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой Ленинского района города Саранска проверкой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлено незаконное бездействие в связи с неисполнением требований жилищного законодательства, выразившееся в следующем.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 2, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на органы местного самоуправления возложены полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля.

Пунктом 6 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 23 декабря 2005 года № 177, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и вступили в силу с 25 июня 2012 года.

В связи с этим прокуратурой района Главе Администрации городского округа Саранск 13 августа 2012 года в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлена информация о необходимости приведения Устава городского округа Саранск в соответствие с действующим законодательством и разработке муниципальных правовых актов в сфере муниципального жилищного контроля, в которой предложено рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Устав городского округа Саранск, разработке муниципальных правовых актов в сфере муниципального жилищного контроля и вынесении проектов на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов городского округа Саранск.

Письмом Администрации городского округа Саранск от 15 октября 2012 года сообщено о разработке проекта муниципального правового акта в сфере муниципального жилищного контроля.

Проверкой в порядке контроля в июле текущего года установлено, что Администрацией городского округа Саранск каких-либо мер, направленных на устранение нарушений закона, а именно, по организации муниципального жилищного контроля и принятии муниципального нормативного правового акта о порядке осуществления муниципального жилищного контроля в рамках законодательно возложенных обязанностей не принято.

Полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля, возложенные на органы местного самоуправления частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны осуществляться ими независимо от наличия в многоквартирных жилых домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Отсутствие органа и нормативного регулирования вопросов осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа Саранск не позволяет организовывать и проводить проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда. При этом имеются многочисленные обращения граждан в органы контроля и органы прокуратуры о нарушении их прав как физическими лицами (нанимателями муниципального жилищного фонда), так и юридическими лицами (ТСЖ, управляющими организациями и т.д.).

Таким образом, бездействием Администрации городского округа Саранск созданы препятствия к осуществлению указанными лицами, в том числе гражданами, их прав и свобод в жилищной сфере.

В связи с этим просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, выразившееся в длительном не определении органа (должностных лиц) местного самоуправления, уполномоченного осуществлять муниципальный жилищный контроль, непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность и административного регламента проведения проверок при его осуществлении и на территории городского округа Саранск, обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить орган (должностных лиц органа местного самоуправления), уполномоченный осуществлять муниципальный жилищный контроль, принять нормативные правовые акты, регламентирующие его деятельность и административный регламент проведения проверок при его осуществлении (л.д.1-4).

Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 августа 2013 года заявление прокурора удовлетворено и судом постановлено:

признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в длительном не определении органа (должностного лица) местного самоуправления, уполномоченного осуществлять муниципальный жилищный контроль, непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность, и административного регламента проведения проверок при его осуществлении на территории городского округа Саранск;

обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить орган (должностных лиц) местного самоуправления, уполномоченный осуществлять муниципальный жилищный контроль, принять нормативные правовые акты, регламентирующие его деятельность, и административный регламент проведения проверок при его осуществлении (л.д.53-59).

В апелляционной жалобе начальник Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неправомерно рассмотрел дело по существу, поскольку у прокурора не имелись полномочия для подачи заявления с вышеуказанными требованиями в суд; на территории Республики Мордовия осуществляет свою деятельность Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия, которая осуществляет региональный государственный жилищный надзор в соответствии с жилищным законодательством; суд не принял во внимание, что законодатель отнес полномочия по принятию нормативных правовых актов в области проведения муниципального жилищного контроля не только к полномочиям органов местного самоуправления, но и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (л.д.60-62).

В возражения на апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск прокурор Ленинского района города Саранска просил решения суда первой инстанции оставить без изменения (л.д.65-67).

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

В судебном заседании прокурор Пивкина Е.А. относительно апелляционной жалобы возразила.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Как установлено судом первой инстанции, что прокуратурой Ленинского района города Саранска в августе 2012 года проведена проверка деятельности Администрации городского округа Саранск, в результате которой выявлено незаконное бездействие в связи с неисполнением требований жилищного законодательства.

Прокуратурой Ленинского района города Саранска Главе Администрации городского округа Саранск 13 августа 2012 года в соответствии со статьёй 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлена информация о необходимости приведения Устава городского округа Саранск в соответствие с действующим законодательством и разработке муниципальных правовых актов в сфере муниципального жилищного контроля, в которой предложено рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Устав городского округа Саранск, разработке муниципальных правовых актов в сфере муниципального жилищного контроля и вынесении проектов на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов городского округа Саранск.

Письмом Администрации городского округа Саранск от 15 октября 2012 года заместителю прокурора Ленинского района города Саранска сообщено, что согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В связи с этим, Администрацией городского округа Саранск в Правительство Республики Мордовия направлен проект соответствующего нормативно-правового акта.

Однако, проверкой в порядке контроля в июле 2013 года установлено, что Администрацией городского округа Саранск каких-либо мер, направленных на устранение нарушений закона, а именно, по организации муниципального жилищного контроля и принятии муниципального нормативного правового акта о порядке осуществления муниципального жилищного контроля в рамках законодательно возложенных обязанностей до настоящего времени не принято.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконном бездействии Администрации городского округа Саранск в не определении органа (должностного лица) местного самоуправления, уполномоченного осуществлять муниципальный жилищный контроль, а также в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность этих органа (должностного лица), административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Данный вывод суда основан на неправильном истолковании закона.

Статьёй 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статьёй 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу данных норм суд не вправе обязать орган государственной власти, а также орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией соответствующего органа.

Данный вывод подтверждается также положениями главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган принять какой-либо нормативный правовой акт.

Подобное толкование вышеуказанных правовых норм применяется в судебной практике – Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» (вопрос 19).

При таких обстоятельствах, когда действия Администрации городского округа Саранск по определению органа (должностного лица) местного самоуправления, уполномоченного осуществлять муниципальный жилищный контроль, а также по определению порядка их деятельности и ведения муниципального жилищного контроля связаны с принятием нормативных правовых актов, то вопрос о совершении этих действий относятся исключительно к компетенции Администрации городского округа Саранск.

Таким образом, заявленное прокурором требование на основании пункта 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно абзацу второму статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, решение суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саранска от 12 августа 2013 года отменить, производство по делу по заявлению прокурора Ленинского района города Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия Администрации городского округа Саранск прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Судья-председательствующий                 Ю.П. Тамаров

судьи                                         А.О. Бажанов

В.А. Ганченкова