Судья - Чавкин А.А. Дело № 33-2190 02 июля 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Черновой И.А., Маслова А.К.,
при секретаре Крылатой И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июля 2013 года
апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2
на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 20 марта 2013 года
по делу по иску ФИО1 к Военному комиссариату Белгородской области об обязании ответчика учитывать при начислении и выплате военной пенсии истцу процентную надбавку за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения ФИО3, его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя Военного комиссариата Белгородской области ФИО4, просившей об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 является <данные изъяты> Министерства обороны РФ с 01.07.2011 г., о чем имеет соответствующее удостоверение. В Российскую Федерацию прибыл из Республики Узбекистан.
Пенсия назначена и выплачивается Центром социального обеспечения Военного комиссариата Белгородской области.
В расчет выслуги лет для назначения ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет (ПНВЛ) взят период военной службы в календарном исчислении с 01.08.1985 г. по 31.12.1994 г., т.е. 9 лет 5 месяцев.
На основании ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» размер ежемесячной надбавки за выслугу лет (ПНВЛ) к окладу денежного содержания истцу установлен в размере 15% из расчета периода военной службы в календарном исчислении с 01.08.1985 г. по 31.12.1994 г.
Дело инициировано иском ФИО1, который просил обязать Военный комиссариат Белгородской области учитывать при начислении и выплате ему военной пенсии процентную надбавку за выслугу лет (ПНВЛ) в размере 65 % с 01.07.2011 г. по 31.12.2011 г. и 30 % с 01.01.2012 г. В обоснование заявленных требований он сослался на прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР с августа 1985 г. по октябрь 1991 г. на территории Украинской ССР, далее на территории Узбекской ССР, до объявления ею независимости, впоследствии в составе различных воинских частей независимой Республики Узбекистан, вошедшей в состав СНГ, наряду с Российской Федерацией. Указывает, что он служил только в ВС СССР на территории двух республик, в войсках одной из республик СНГ на основании международного двухстороннего соглашения между Министерством обороны РФ и Министерством обороны Республики Узбекистан о порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы от 22.01.1993 г. Гражданства РФ не утрачивал, от данного гражданства никогда не отказывался. Военная пенсия ему уволенному в запас с 23.07.2007 г. и проживавшему первоначально в Республике Узбекистан, начислялась и выплачивалась из расчета выслуги 22 года 2 месяца в календарном исчислении. Процентная надбавка за выслугу лет (ПНВЛ) исчислена из расчета от 20-25 лет в размере 65 % в соответствии с указанным международным соглашением. По его мнению, при возвращении в Российскую Федерацию и определении ему ПНВЛ неоправданно не были включены периоды службы с 01.01.1995 г. по 23.07.2007 г., а размер снижен до 15 %.
Представитель ответчика Военного комиссариата Белгородской области исковые требования не признал.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15.05.1992 г., определен общий порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также порядок зачтения в общую выслугу лет для назначения пенсий и не рассматривается вопрос определения ПНВЛ для исчисления пенсий.
Упомянутым Соглашением предусмотрено, что каждым из государств СНГ наряду с пенсионным обеспечением военнослужащих собственных вооруженных сил и их семей должно осуществляться за счет своего бюджета также пенсионное обеспечение проживающих на его территории военнослужащих бывшего СССР. Пенсии указанным военнослужащим и их семьям назначаются и выплачиваются на условиях, в порядке и по нормам, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников СНГ, на территории которых они проживают.
Согласно Соглашению в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим подлежат зачету как служба в собственных вооруженных силах, так и в вооруженных силах других государств. Этот вопрос нашел свое отражение в Соглашении. Вопросы определения размера ПНВЛ оставлены для рассмотрения и установления государствами - участниками Соглашения.
Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу (ПНВЛ), указанной в ч. 13 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Статьей 2 Правил предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Аналогичный порядок исчисления ПНВЛ содержался в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2000 г. № 524.
Статьей 62 Закона РФ от 11.02.1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом РФ, только до окончания переходного периода (т.е. 31.12.1994 г.).
В своем консультативном заключении № 01-1/2-09 от 09.12.2009 г. Экономический Суд Содружества Независимых Государств однозначно заключил, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 г. по нормам законодательства государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие.
В вышеприведенной статье Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила применения законодательства. По этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная по законодательству государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.
Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
В Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» от 21.121.2012 г. № 1074.
Ранее этот же вопрос регулировался Постановлением Правительства РФ «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» от 14.07.2000 г. № 524.
Согласно материалам дела истец является пенсионером Министерства обороны РФ с 01.07.2011 г., прибыл из Республики Узбекистан.
Пенсия назначена и выплачивается Центром социального обеспечения военного комиссариата Белгородской области за выслугу 23 года по условиям, нормам и порядке пенсионного обеспечения, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в размере 59 % денежного довольствия.
В соответствии с материалами его личного дела в расчет выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет взят период военной службы в календарном исчислении с 01.08.1985 г. по 31.12.1994 г., т.е. 9 лет 5 месяцев.
Документов, подтверждающих перевод истца установленным порядком в Вооруженные Силы РФ, другие воинские формирования и органы в личном деле отсутствуют.
Военный комиссариат области при расчете пенсии истцу общую выслугу лет (23 года) не пересчитывал, оставив ее размер со дня назначения в соответствии с требованиями Соглашения.
Судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что размер ежемесячной надбавки за выслугу лет приведен в соответствие с указанными законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно не применил к данным отношениям пункт «д» Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, так как не подтвержден факт прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан на основании заключенного Республикой Узбекистан и Российской Федерацией соответствующего международного договора или соглашения о военном сотрудничестве.
Ссылку стороны иска на международное соглашение между Министерством обороны РФ и Министерством обороны Республики Узбекистан о порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы от 22.01.1993 г. суд правильно признал несостоятельной, поскольку данное международное соглашение не относится к «соответствующим» международным соглашениям, предусмотренным вышеуказанным пунктом «д» Правил, так как не регулирует вопрос начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что сторона истца расширительно распространяет действие указанного международного соглашения на спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истец и его представитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Иных доводов в жалобе не приведено.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. В связи с изложенным судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 20 марта 2013 года по делу по иску ФИО1 к Военному комиссариату Белгородской области об обязании ответчика учитывать при начислении и выплате военной пенсии истцу процентную надбавку за выслугу лет оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи