ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21941/18 от 24.07.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Дидик О.А. Дело № 33-21941/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2018 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Морозовой Н.А., Суслова К.К.

по докладу судьи Морозовой Н.А.

при секретаре Черникове О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 на основании доверенности ФИО2 на решение Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 09 апреля 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Сочи о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных исковых требований указала, что с 2006 года до настоящего времени она проживает в квартире №23, расположенной в <...> и будучи намеренной приватизировать это жилое помещение, обратилась с соответствующим заявлением в Департамент имущественный отношений администрации города Сочи.

Истцом указано, что согласно сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеется сведений, что занимаемая ею квартира является служебной. Кроме того, поскольку собственником квартиры, является орган муниципальной власти, в связи с чем, данная квартира по указанному обстоятельству уже не является служебной.

Однако в удовлетворении заявления ей отказано, в связи с тем, что, поскольку, предоставленная ей квартира является специализированным жилищным фондом, то в силу этого обстоятельства она лишена возможности приватизировать данное жилое помещение, что и послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель ФИО1 на основании доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации города Сочи на основании доверенности ФИО3, возражала против удовлетворения иска.

Решением Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 09 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Сочи о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ФИО1 на основании доверенности ФИО2 просит решение Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 09 апреля 2018 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования обстоятельств дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ФИО1 по доверенности ФИО4, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).

Между тем, приведенным выше нормам постановленное судом решение в полной мере не отвечает.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не были представлены существенные доказательства, подтверждающие законность своих требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда усмотрела следующее.

Как следует из материалов дела, ФИО1, <...> г.р., ФИО5, <...> г.р., ФИО6, <...> г.р., зарегистрированы о проживают в спорном жилом помещении, что подтверждается поквартирной поквартирной карточкой формы № 10 и карточкой регистрации формы № 9.

Согласно выписке из ЕГРН от 13 февраля 2018 года № <...> на жилое помещение квартиру <...> правообладателем является муниципальное образование город-курорт Сочи. Ограничения прав или обременений на объект недвижимости отсутствуют. Кроме того сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования - отсутствуют.

Согласно правилам ведения ЕГРП, утвержденным Постановлением Правительства от 18 февраля 1998 года № 219, сведения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду (либо исключении из фонда) вносятся в графу «Особые отметки регистратора» подраздела 11-1 раздела ЕГРП, открытого на соответствующее помещение.

Данная информация учитывается государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, поступающих на государственную регистрацию прав, сделок, ограничений.

Таким образом, отсутствует информация об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Вместе с тем, согласно представленной справке об объекте недвижимости и принадлежности от 07 ноября 2017 года № 52ГБУ/17-1375, спорная квартира находится в муниципальной собственности.

При этом, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями от. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

При решении данного вопроса необходимо учитывать, что отсутствие договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующей квартиры из специализированного жилищного фонда в таком случае не могут препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Реализация таких прав граждан не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.

Постановление Правительства Российской Федерации № 711-ПП от 05 августа 2008 года и № 158-ПП от 26 апреля 2011 года предусматривает отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду исключительно на основании их распределения по служебным ордерам.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, данными в Определении от 17 апреля 2013 года по делу № 5-АПГ13-8-8 и правовой позиции, изложенной в Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, согласно которой при передаче в муниципальную собственность служебные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, неиспользовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В силу ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Вместе с тем, в жилищном законодательстве, в т.ч. в ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений. закрепленных за государственным или муниципальным предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применять аналогию закона и положения ст.7 Федерального Закона «O введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации».

Таким образом, с момента передачи дома в муниципальную собственность, спорная квартира, находящаяся в указанном доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры (исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда) для ее приватизации не требуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 декабря 1999 года № 229-0, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

Судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда установлено, что на данный момент ФИО1 фактически использует спорную квартиру по договору социального найма, иного жилья не имеет.

Согласно ст.92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

Статьей 93 Жилищного кодекса РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст.99, 100 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В соответствии со ст.104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Вместе с тем, решение о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Таким образом, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Учитывая изложенное, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Принятие решения органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом об исключении жилого помещения из числа служебных не является единственным основанием для прекращения правового режима жилого помещения как служебного.

К изменению правового режима служебного жилого помещения приводит также принятие решения о передаче служебного жилого помещения, которое находилось в государственной собственности, и было закреплено за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность.

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования г-к Сочи о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права, без учета всех фактических обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новое решение.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 09 апреля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования г-к Сочи о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать незаконным отказ от 04 декабря 2017 года Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в заключении договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан в отношении квартиры № 23 в доме <...>

Признать за ФИО1 право собственности на квартиру № 23 общей площадью 60,8 кв.м. с кадастровым номером <...> расположенную по адресу: <...> в порядке приватизации.

Данное определение является основанием для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру № 23 общей площадью 60,8 кв.м., с кадастровым номером <...> расположенную по адресу: <...> за ФИО1 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Председательствующий:

Судьи: