ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2195/2013 от 01.08.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Дзюба Н.Д. Дело № 33-2195/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора Куртамышского района Курганской области, действующего в интересах Новикова А.Ю. к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,

по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Финансового Управления Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 28 мая 2013 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Новикова Александра Юрьевича к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области об обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить Новикову Александру Юрьевичу, <...> г.р. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории с. Закоулово Куртамышского района Курганской области в пределах нормы – не менее 15 кв.м. общей площади.

Возложить обязанность по финансированию расходов Администрации Куртамышского района Курганской области на предоставление жилого помещения Новикову Александру Юрьевичу на Правительство Курганской области.

Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд в интересах лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей - Новикова А.Ю., с иском к Администрации Куртамышского района Курганской области о возложении обязанности предоставить Новикову А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории с. Закоулово Куртамышского района Курганской области, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.; возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья Новикову А.Ю.

В обоснование уточненных исковых требований указывал, что истец Новиков А.Ю., <...> года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 9 февраля 2004 года мать Новикова А.Ю. – Новикова Н.Н. лишена родительских прав в отношении сына. Сведения об отце Новикова А.Ю. в свидетельство о рождении внесены со слов матери. Постановлением Главы Закоулоского сельсовета Куртамышского районного суда Курганской области от <...> Новиков А.Ю. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, как лицо, из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени он жильем не обеспечен, продолжает состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В соответствии с действующим законодательством, учитывая его социальный статус, прокурор полагал, что истец имеет право на предоставление жилья по месту жительства по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления - 15 кв.м., отвечающего социальным и санитарно-техническим требованиям. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по реализации прав указанной категории лиц возложены на органы местного самоуправления Курганской области, а финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из соответствующих бюджетов.

В судебном заседании прокурор и Новиков А.Ю. на удовлетворении иска настаивали по изложенным выше основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Куртамышского района Курганской области по доверенности Гомзяков Д.В. с исковыми требованиями не согласился, указывал на отсутствие денежных средств для приобретения жилья истцу и невозможность предоставления ему жилья без обеспечения финансирования из областного бюджета.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указывал, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о его включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем, они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение преданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.

В судебном заседании представитель третьего лица Органа опеки и попечительства МОУО «Отдел образования Администрации Куртамышского района» - Кондакова Л.А. – поддержала исковые требования прокурора.

Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. В письменном отзыве поддержал позицию Правительства Курганской области.

Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с 1 января 2013 года изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Новикову А.Ю. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации Куртамышского района Курганской области по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области поддержало доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области.

В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на требования п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статью 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что с 2013 года изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Предоставление жилья осуществляется из специализированного жилого фонда по сформированным спискам, на основании предоставленных детьми-сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. Однако судом при принятии решения, вопрос об обращении истца с заявлением на включение его в список для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда в установленном порядке в уполномоченные органы не рассматривался. Указывает, что суд, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления благоустроенного жилого помещения истцу, не учел, что указанное требование прокурора не подлежало рассмотрению в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения, в связи с чем разрешение данного вопроса не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Финансовое обеспечение полномочий по опеки и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Полагает, что суд, в части удовлетворения требований по возложению обязанности по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения на Правительство Курганской области вышел за пределы подведомственности суда общей юрисдикции, так как нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной стороной выступают граждане, не применимы. Считает, что судом в решении не конкретизирован объем финансирования предоставления жилья истцу. Полагает, что решение суда в данной части носит неопределенный характер, так как формулировка «обязанность по финансированию расходов Администрации Куртамышского района на предоставление жилого помещения» никак не связана с возложенной на Администрацию Куртамышского района обязанностью предоставить Новикову А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Куртамышского района Курганской области.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Куртамышского района Курганской области против доводов апелляционных жалоб возражал, полагал решение суда законным и обоснованным.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель Правительства Курганской области, просил рассмотреть дело без его участия, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Истец Новиков А.Ю., представители Администрации Куртамышского района Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.

Судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что Новиков А.Ю. <...> года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Куртамышского районного суда Курганской области от <...> мать Новикова А.Ю.– Новикова Н.Н., лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении внесены со слов матери.

В период с <...> по <...> Новиков А.Ю. проходил обучение в ГБОУ НПО ПУ по профессии «Столяр строительный».

В соответствии с постановлением Главы Закоуловского сельсовета Куртамышского района Курганской области от <...> Новиков А.Ю. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетним Новиковым А.Ю., пришло в негодность.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец до настоящего времени жильем не обеспечен, своего жилья в собственности не имеет.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что Новиков А.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Новиков А.Ю. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Закоуловского сельсовета Куртамышского района Курганской области, свое право на получение жилья до 1 января 2013 года не реализовал, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.

Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах Новикова А.Ю. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с требованиями п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Куртамышской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 12 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Куртамышского района, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Законом Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Куртамышского района Курганской области обязанность по предоставлению Новикову А.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования Куртамышский район в пределах нормы предоставления – не менее 15 кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.

Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Правительство Курганской области профинансировало Администрацию Куртамышского района Курганской области на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточно, он пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.

Доводы апелляционных жалоб о несоблюдении Новиковым А.Ю. заявительного порядка и невключении истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан (далее – дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит несостоятельными.

Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,

Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции от 26 декабря 2012 года) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (в ред. от 26 декабря 2012 года), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).

Таким образом, несоблюдение истцом порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6-1 Закона Курганской области № 6 (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года № 590), не могло являться основанием для отказа ему в иске, поскольку означало было нарушение прав Новикова А.Ю. состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении декабря 2009 года, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшей право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года по независящим от неё причинам.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Новикову А.Ю. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционных жалоб Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Новикову А.Ю. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подведомственны суду подведомственности суда общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.

Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.

Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Хорнсби против Греции» от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу «Бурдов против России» от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу «Шестаков против России» от 18 июня 2002 года).

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.

Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования «Куртамышский район», суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Новикову А.Ю. не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Куртамышского районного суда Курганской области от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи: