ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2196/2017 от 27.07.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33-2196/2017 Судья в суде І инстанции Кукурекин К.В.

Категория 2.200г Судья-докладчик в суде апелляционной

инстанции Козуб Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2017 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

Председательствующего, судьи - Ефимовой В.А.,

Судей - Козуб Е.В., Лядовой Т.Р.,

при секретаре - Дубравской А.И.,

с участием:

представителей истца - Безверного А.И., Бородулиной А.А.,

представителя третьего лица - Черненковой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07 марта 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Общественной организации Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная организация к Севастопольскому региональному обществу охотников и рыболовов УООР, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю о признании правопреемником, признании прав на имущественные и неимущественные права,

УСТАНОВИЛА:

В феврале 2017 года Общественная организация Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная организация обратилась в суд с исковым заявлением к Севастопольскому региональному обществу охотников и рыболовов УООР, указав третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю о признании Общественной организации «Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов») созданной согласно положений Федерального закона от 05.05.2014 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признании Общественной организации «Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов») правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» УООР, мотивируя требования тем, что в соответствии с соглашением о создании единой городской организации общества охотников и рыболовов от 29 января 1996 года на базе двух обществ охотников и рыболовов создано единое городское общество - Севастопольская городская организация общества охотников и рыболовов с вхождением его в состав Крымского республиканского общества охотников и рыболов. Согласно свидетельству о регистрации объединения граждан от 10 сентября 1996 года было зарегистрировано Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов УООР, место нахождения центрального органа указано <адрес>. В соответствии с протоколом внеочередной конференции Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов (СРООР) от 27.06.2014 года, на повестке дня были поставлены вопросы об утверждении Устава Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов РФ, о даче согласия на переход СРООР УООР в Российскую Федерацию и принято решение (п.3) обратиться в Управление юстиции г.Севастополя по вопросу перерегистрации Устава СРООР на базе Законодательства РФ, определить местонахождение Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов по адресу: <адрес> (п.4). Однако устав, который был принят согласно протоколу от 27.06.2014 года территориальным отделением Главного Управления министерства юстиции РФ по Республике Крым и городу Севастополю, был отклонен, в связи с чем, было принято решение о регистрации вновь созданной организации - Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» согласно протоколу учредительного собрания Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов», согласно которому место учреждения общества указано по адресу: <адрес><адрес>. В соответствии с актом, утвержденным председателем «Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов» от 27 января 2015 года, усматривается, что произошла передача-прием имущества СРООР УООР в состав Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» РФ. Согласно ответу Главного управления МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю от 19.02.2016 года, внести изменение в устав по вопросу правопреемства возможно в результате процедуры реорганизации или при установлении судом факта владения, пользования недвижимым имуществом. Из устава Севастопольского регионального Военно-охотничьего общества - спортивной общественной организации (новая редакция), усматривается, что Севастопольское региональное Военно-охотничье общественно - спортивная общественная организация, переименована из Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» и является правопреемником Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов». Указывает, что является правопреемником имущественных прав и обязанностей ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов УООР» на дату регистрации и создания ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов», то есть на 20.10.2014 года, так как фактически регистрация «Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов УООР» была осуществлена в виде перерегистрации согласно норм законодательства Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 07 марта 2017 года исковые требования удовлетворены. Общественная организация «Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов») признана созданным согласно положений Федерального закона от 05.05.2014 №124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Общественная организация «Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов») признана правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» УООР.

В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю просит решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 07 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку Главное управление не было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела по существу, чем были нарушены положения ст. 153 ГПК Российской Федерации, судебная повестка с извещением о дате предварительного судебного заседания была получена через два дня после проведения указанного судебного заседания, назначенного на 07.03.2017 года. Также, указывает на нарушение судом норм материального права, поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок государственной регистрации юридического лица и внесения сведения в Единый государственный реестр юридических лиц. Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная общественная организация зарегистрировано Главным управлением в соответствии с положениями ст.13.1 Закона № 7-ФЗ и ст. 21 Закона №82-ФЗ как вновь созданное российское юридическое лицо и, соответственно, нормы Закона № 124-ФЗ, устанавливающие специальный порядок приведения учредительных документов украинских юридических лиц в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также предусматривающие предоставление иного пакета документов для осуществления процедуры государственной регистрации, применению к нему не подлежат. Решение суда принято без учета установленной законом процедуры создания юридического лица в российском правовом поле, а также специального порядка, установленного положениями Закона № 124-ФЗ, без соблюдения процедуры создания юридического лица, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме этого указывает, что к участию в деле не был привлечен представитель территориального органа Федеральной налоговой службы России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц. Ответчик не может рассматриваться как надлежащий, поскольку не может считаться правоспособным юридическим лицом, его статус не легализован в российском правовом поле, поэтому Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов УООР не обладает правоспособностью юридического лица, что не было учтено судом первой инстанции. Также, в апелляционной жалобе ссылает на то, что судом не учтено, что истцом неверно избран способ защиты своих прав и законных интересов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Представители истца против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов УООР. Ответчик извещался по его местонахождению (юридическому адресу) заказной почтовой корреспонденций, которая им не получена, возвращена в адрес суда апелляционной инстанции по истечению срока хранения.

С учетом положений ст. 167 ГПК Российской Федерации, мнения участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела по апелляционной жалобе в отсутствие представителя ответчика, судебная коллегия определила рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя ответчика при данной явке.

Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав доклад судьи, доводы представителя третьего лица, возражения представителей истца, обсудив доводы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Приведенные требования закона не были соблюдены судом первой инстанции при рассмотрении спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, а именно нарушения п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из обстоятельств признания ответчиком исковых требований в полном объеме, а также из обстоятельств того, что истец является правопреемником ОО «Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов УООР», поскольку привело свою организационно-правовую форму в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия.

Судебным разбирательством установлено и следует из материалов дела, что 24.11.2014 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации -Севастопольское региональное Военно-охотничье общество - спортивная общественная организация (учетный ), на основании которого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя 04.12.2014 года внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о государственной регистрации юридического лица при его создании (ОГРН ) (л.д.6).

Согласно протоколу Учредительного собрания Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» от 20.10.2014 года, учредителями приняты решения: об учреждении Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» (наименование Организации до 08.09.2016 года (л.д.34).

Согласно Уставу ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» (после переименования Общественная организация «Севастопольское региональное военно-охотничье общество-спортивная общественная организация»), утвержденного протоколом Учредительного собрания ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов», СРООР является юридическим лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании, не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим названием, штампы, фирменные бланка банковские счета в рублях и валюте в кредитных учреждениях иные реквизиты, утвержденные и зарегистрированные в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, может заключать от своего имени договоры и сделки, приобретать имущественные и неимущественные права (п.1.7 Устава) (л.д.36 об.стор.).

Таким образом, Севастопольское региональное Военно-охотничье общество - спортивная общественная организация зарегистрировано Главным управлением в соответствии с положениями ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ и ст. 21 Закона № 82-ФЗ как вновь созданное российское юридическое лицо.

Из материалов дела также усматривается, что в ответе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю на обращение от 14.01.2016 года о внесении дополнений в Устав Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов», в частности, по вопросу внесения в Устав Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» сведений о том, что указанная организация является правопреемником общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов УООР», разъяснено, что Общественная организация «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» зарегистрирована Главным управлением с приобретением статуса российского юридического лица 24 ноября 2014 года. Сведения о государственной регистрации Общественной организации «Севастопоьское региональное общество охзотников и рыболовов УООР» в ЕГРЮЛ отсутствует. Согласно положения ст. 58 ГК Российской Федерации, правопреемство юридических лиц допускается при проведении процедуры их реорганизации. Включение в устав некоммерческой организации положений о том, что она является правопреемником иного юридического лица, возможно только в результате проведения установленной законодательством процедуры реорганизации юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ (л.д.27-28).

Федеральным законом от 05.05.2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ) был установлен специальный порядок для приведения учредительных документов ранее созданных украинских юридических лиц, которые имели местонахождение постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Данный порядок действовал до 01.01.2015 года.

Согласно ст. 1 Закона № 124-ФЗ, внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.

Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса.

Согласно и. 3 ст. 49 ГК Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно Уставу Севастопольского регионального Военно-охотничьего общества – спортивной общественной организации (новая редакция), утвержденного внеочередной Конференцией Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» 12.07.2016 года, Севастопольское региональное Военно-охотничье общество – спортивная общественная организация, переименована из Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» и является правопреемником Общественной организации «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» (п.1.9 Устава (л.д.8).

Таким образом, в соответствии с положениями Закона № 124-ФЗ процедура регистрации изменений в учредительные документы в связи с приведением их в соответствие с законодательством Российской Федерации могла быть применена только к тем юридическим лицам, которые действовали на основании своего собственного устава (положения).

Исходя из вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств в отношении способа создания Организации как юридического лица, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании ОО «Севастопольское региональное военно-охотничье общество – спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» созданным согласно положений Федерального закона от 05.05.2014 № 124-ФЗ, а также о признании Общественной организации «Севастопольское региональное военно-охотничье общественно-спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов») правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» УООР.

Кроме этого, заслуживающими внимание судебная коллегия находит и доводы апелляционной жалобы относительно правоспособности юридического лица - ответчика Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов УООР.

Как следует из представленных в материалы дела копий документов, Севастопольское региональное общество охотников и Рыболовов УООР зарегистрировано Севастопольским городским управлением юстиции 10.09.1996 года, свидетельство , и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины 10.09.1996 года (ИНН ), руководитель Е.В.М., вид объединения – местное отделение Всеукраинской общественной организации (л.д.45-48).

Таким образом, в исковом заявлении в качестве ответчика указано юридическое лицо, ранее зарегистрированное на территории иностранного государства - Украина. Доказательств о приобретении Севастопольским региональным обществом охотников и Рыболовов УООР статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в материалы дела не представлено, в качестве юридического адреса ответчика указано: <адрес>, между тем данные о регистрации указанного юридического лица в ЕГРЮЛ отсутствуют.

Не представлено в материалы дела и доказательств того, что юридическое лицо - Севастопольское региональное общество охотников и Рыболовов УООР в соответствии с положениями ст. 1 Закона № 124-ФЗ обращалось с заявлением для осуществления регистрационного действия - приведения учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и что решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы указанного юридического лица в связи с их приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации, было принято.

При этом, помимо вышеизложенного, судебная коллегия исходит и из следующего.

Порядок принятия судом признания ответчиком исковых требований определен в ст. 173 ГПК Российской Федерации. Признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч. 1 ст. 173 ГПК РФ). Суд разъясняет ответчику последствия признания иска (ч. 2 ст. 173 ГПК). В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Между тем, в представленном 06.03.2017 года в суд первой инстанции заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика указано, что последний не возражает против удовлетворения исковых требований, с ними согласен и признает создание истца ОО «Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная общественная организация» согласно положений ФЗ от 05.05.2014 года № 124-ФЗ на базе Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов УООР» и его правопреемство имущественных и неимущественных прав и обязанностей ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов УООР» (л.д.59). При этом, указание именно на признание иска ответчиком и последствия признания иска, в нарушение требований ст. 173 ГПК Российской Федерации, данное заявление не содержит.

Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания расценивать процессуальные действия представителя ответчика, изложенные в вышеуказанном заявлении, как признание иска.

При вышеуказанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации.

Поскольку при вынесении решения судом указаны обстоятельства дела, установленные судом и доказательства на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, судебная коллегия, отменяя решение суда, приходит к выводу о принятии по делу, в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК Российской Федерации, нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3, п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07 марта 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Общественной организации Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная организация к Севастопольскому региональному обществу охотников и рыболовов УООР, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, о признании Общественной организации «Севастопольское региональное военно-охотничье общество -спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов») созданной согласно положений Федерального закона от 05.05.2014 №124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и признании Общественной организации «Севастопольское региональное военно-охотничье общество - спортивная общественная организация» (ранее ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов») правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей ОО «Севастопольское региональное общество охотников и рыболовов» УООР отказать.

Апелляционную жалобу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07 марта 2017 года удовлетворить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий, судья: В.А.Ефимова

Судьи: Е.В.Козуб

Т.Р.Лядова