ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2197/2021 от 01.03.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Соболева Ж.В. Гр. дело № 33-2197/2021 (2-3720/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 01 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Самодуровой Н.Н.,

судей Катасонова А.В., Головиной Е.А.,

при секретаре Зенкевиче В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 ноября 2020 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ДЖКХ» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2018 г. по 31.07.2019 г. в размере 32 424,27 рублей, пени в размере 1 000 рублей, расходы, связанные с оплатой госпошлины, в размере 1 447,15 рублей, почтовые расходы в размере 199,27 рублей, а всего взыскать 35 070,69 рублей».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самодуровой Н.Н., объяснения представителя истца ООО «ДЖКХ» - ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «ДЖКХ» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1, в котором, с учетом уточненных требований, просило взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2018г. по 31.07.2019г. в размере 32 424, 27 руб., пени в размере 9 147,31 руб., а также расходы на уплату государственной пошлины в размере 2 070,46 руб. и почтовые расходы в размере 199,27 руб.

Судом постановлено указанное выше решение, которое оспаривается ответчиком в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, а также на недоказанность установленных судом обстоятельств и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В заседание судебной коллегии ответчик не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, об уважительности причин неявки не сообщил.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> на общем собрании в качестве способа управления была выбрана управляющая организация ООО «ДЖКХ» г.о. Тольятти, что подтверждается Протоколом общего собрания собственников в многоквартирном доме от 20.12.2017г.

Ответчик является собственником квартиры в указанном выше многоквартирном доме, и зарегистрирован в ней с 23.09.2008 г.

Из выписки к лицевому счету следует, что за период с 01.01.2018г. по 31.07.2019г. образовалась задолженность по коммунальным платежам в размере 53 201,27 руб., на сумму задолженности начислены пени в размере 9147,31 руб. Оплата производится, начиная с февраля 2019 года.

07.10.2019 года по заявлению ООО «ДЖКХ» мировым судьей судебного участка № 116 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате жилья и коммунальным услугам за период с 01.01.2018г. по 31.07.2019г.

02.03.2020г. данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1

После отмены судебного приказа ответчик задолженность не погасил, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

С учетом представленных ответчиком чеков по операциям об оплате за жилищно-коммунальные услуги, с указанием назначения платежей, в том числе за январь и июль 2019 года сумма задолженности за спорный период составляет 32 424,27 руб.

Возражения представителя ответчика по настоящему делу сводятся к тому, что истцом не учтена оплата за январь 2019г., произведенная ответчиком в феврале 2019г., за июль 2019г., произведенная в августе 2019 г., произведено незаконное доначислении по электроэнергии за август 2018г. и январь 2019г., за отопление в мае 2019г. и июне 2019г. Ответчиком оплачены ООО «ДЖКХ» только за предоставляемые услуги текущий ремонт и содержание. Оплата сторонних организаций не производилась, в связи с тем, что перед ними задолженность по оплате услуг за 2018 год на начало 2020 года отсутствует.

Суд с указанными доводами представителя ответчика не согласился, указав следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В подпункте «б» пункта 17 Правил указано, что ресурсоснабжающая организация заключает с потребителем договор о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома лишь в случаях: когда в доме не выбран способ управления; когда способ управления выбран, но не наступили обстоятельства, указанные в пунктах 14 и 15 Правил; когда ранее выбранный способ управления домом прекращен.

Во всех остальных случаях, согласно пункту 31 Правил, коммунальные услуги должны оказываться исполнителем (каковым со дня выбора управляющей организации становится данная организация). Только исполнитель в силу пункта 32 Правил имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "и" пункта 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании.

ООО «ДЖКХ» заключены договоры на снабжение МКД расположенного по адресу: <адрес>, - коммунальными ресурсами: договор энергоснабжения от 01.10.2017г. с ПАО «Самараэнерго», договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.12.2017г. с ООО «Волжские коммунальные системы», договор теплоснабжения от 23.11.2017г. с ПАО «Т Плюс». 20.12.2017 года был заключен договор на управления многоквартирным домом.

Каких-либо доказательств о том, что после избрания ООО «ДЖКХ» не приступило к исполнению обязанностей по управлению домом, а также подтверждающих заключение самостоятельных договоров с ресурсоснабжающими организациями, ответчиком не представлено.

Как следует из пояснений представителя истца и представленных платежных документов с 1 октября 2018 года осуществлен переход на прямые расчеты населения за поставляемую тепловую энергию и горячую воду в жилые помещения непосредственно ресурсоснабжающей организации ПАО «Т Плюс». В едином платежном документе размещены отдельные квитанции для оплаты управляющей организации ООО «ДЖКХ», ПАО «Т Плюс», капитальный ремонт (ФКР).

Принадлежащее ответчику жилое помещение ИПУ не оборудовано.

В соответствии с п. 42 Правил, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, с 1 января 2017 года – 1,5.

Разделом XI Правил № 354 установлен порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида (п. 114 Правил № 354).

Как указано в пп. «а» п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (п. 118 Правил № 354).

Порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги предусмотрен в п. 119 Правил № 354, согласно которому исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю, в том числе, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).

При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги. При непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подп. "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

По смыслу пп. «д» п. 32, а также п. 114 Правил № 354, правом приостановления или ограничения предоставления коммунального ресурса в отношении потребителя наделены исполнитель коммунального ресурса либо ресурсоснабжающая организация.

Из материалов дела усматривается, что в квитанциях начиная с января 2018 года ООО «ЕРЦ» размещались уведомления (предупреждение) ФИО1 о наличии задолженности за оказанные коммунальные услуги и дальнейшем ограничении/приостановлении предоставления коммунальной услуги в случае непогашения указанной задолженности, а также об ответственности за самовольное подключение, что не противоречит положениям п. 119 Правил № 354.

Как следует из Акта от 16 апреля 2018 года представителями управляющей компании ООО «ДЖКХ» в квартире по адресу: <адрес>, - в связи с невыполнением обязательств по оплате за коммунальные услуги произведено отключение электроэнергии.

16 июля 2018 года составлен Акт о самовольном подключении электроэнергии по указанному адресу.

Подпунктом «е» пункта 35 Правил предусмотрено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В соответствии с пунктом 62 Правил доначисление размера платы в случае обнаружения осуществленного с нарушением установленного порядка подключения к внутридомовым инженерным сетям должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.06.2016 № 139 установлен норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов, согласно которому кВт/ч в месяц на человека в жилом помещении, состоящем из трех комнат, не оборудованном стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, составляет 150 кВт. С 01.01.2018г. тариф на электрическую энергию составляет 3,84 руб. за кВт/ч, с 01.07.2018г. - 4,00 руб., с 01.01.2019г. - 4,06 руб.

09.08.2018г. в связи с выявлением факта несанкционированного подключения к электросетям управляющей компанией в адрес ООО «ЕРЦ г. Тольятти» направлено письмо о доначислении платы за коммунальную услугу. Согласно представленному расчету начисление производилось исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента, который рассчитывается в соответствии с п. 42 формула 4(1), в связи с чем, за август 2018г. начисление составило: общая площадь жилого помещения 56,5 кв.м, зарегистрирован 1 человек, тариф за 1 кВт/ч 4,00 руб., норматив 150 кВт/ч+75 кВт/ч (повышающий коэффициент)*4,00 руб. = 900 руб., ОДН: 7894,22 кВт/ч (суммарный объем ОДПУ)-7809,20 кВт/ч (объем за жилые и нежилые помещения)/2605,40 кв.м (общая площадь МКД)*56,50 кв.м (общая площадь жилого помещения)*4,00 руб. (тариф за 1 кВт/ч)=77,82 руб.

На основании письма ООО «ДЖКХ» от 09.09.2018г. произведено доначисление за несанкционированное подключение за период с 16.04.2018 по 16.07.2018 в соответствии с п. 62 Правил 150 кВт/ч*3*3,84 руб. = 1 728 руб. Таким образом, начисления в августе 2018г. составили 2 705,82 руб. (900+77,82+1728).

За январь 2019г. начисление составило: общая площадь жилого помещения 56,5 кв.м, зарегистрирован 1 человек, тариф за 1 кВт/ч 4,06 руб., норматив 150 кВт/ч + 75 кВт/ч (повышающий коэффициент)*4,06 руб. = 913,50 руб., ОДН: 8242,22 кВт/ч (суммарный объем ОДПУ) - 6619,37 кВт/ч (объем за жилые и нежилые помещения)/2605,40 кв.м (общая площадь МКД)*56,50 кв.м (общая площадь жилого помещения)*4,06 руб. (тариф за 1 кВт/ч)=142,88 руб.

Таким образом, и вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия, связанные с доначислением платы в сумме 1728 руб. за несанкционированное подключение к внутридомовым инженерным сетям, являются законными и обоснованными, поскольку ограничение поставки коммунальной услуги «электроснабжение» в квартире ответчика введено в связи с наличием и непогашением долга по оплате жилья и коммунальных услуг, а также в связи с установлением факта самовольного подключения ФИО1 к внутридомовым инженерным сетям, что является прямым нарушением требований действующего законодательства. Оснований для применения в данной ситуации иного метода расчета потребленной электроэнергии не имеется.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика были представлены чеки об оплате за ЖКУ на сумму 20 777 руб., в том числе за январь и июль 2019 года, с учетом чего истцом была уточнена сумма задолженности, подлежащая взысканию в размере 32 424,27 руб. (53 201,27-20 777).

Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь: ст. 210 ГК РФ; ст.ст. 30, 153, 154, 155, 157 (ч. 1) ЖК РФ, - пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ООО «ДЖКХ» ввиду их обоснованности.

Поскольку факт неисполнения ответчиком своих обязанностей по оплате коммунальных услуг нашел свое подтверждение, суд, ссылаясь на положения ст.ст. 153 и 155 ЖК РФ, а также на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в п. 39 постановления от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», обосновано взыскал с ответчика пени применив ст. 333 ГК РФ.

В соответствии со ст.ст. 88 и 98 ГПК РФ с ответчика взысканы расходы истца на уплату государственной пошлины и почтовые расходы.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном и неправильном толковании заявителем норм материального права.

Представленные в деле акты об отключении коммунальной услуги и о самовольном ее подключении сомнений в их достоверности у суда не вызывают, соответствующих доказательств, которые свидетельствовали бы об их недействительности, стороной ответчика не представлено.

Указание на неправомерность начисления платы за электроэнергию в период отключения коммунальной услуги не может быть принято во внимание судебной коллегии, поскольку действия ответчика по начислению платы в данный период соответствуют положениям п. 62 Правил.

Доводы жалобы о недоказанности истцом факта перечисления денежных средств ресурсоснабжающим организациям основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей по внесению платы за содержание жилья и коммунальные услуги не является.

Нарушений или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено.

Неправильного применения или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: