ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21993/22 от 13.07.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Дошин П.А. Дело 33-21993/22

Уникальный идентификатор дела

50RS0001-01-2022-001661-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2022 года г. Красногорск

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гирсовой Н.В., Яковлева В.Н.,

при помощнике судьи Аристархове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 14 апреля 2022 г. по делу № 2-2757/2022 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, обязании присвоить статус многодетной семьи, признать право на получения социальных льгот,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, обязании присвоить статус многодетной семьи, признать право на получения социальных льгот.

В обоснование иска указала, что просит признать за семьей в составе 5 человек: ФИО, года рождения, уроженки , ФИО, года рождения, уроженец , ФИО, года рождения, уроженки , ФИО, года рождения, уроженки , ФИО года рождения, уроженца , право на присвоение льготного статуса многодетной семьи Московской области и право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области. Обязать Министерство социального развития Московской области выдать ФИО и удостоверение многодетной семьи и предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области.

В судебном заседании истец поддержала доводы искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, считает иск не подлежащим удовлетворения.

Третье лицо ФИО, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 14.04.2022 г. исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, указывая на то обстоятельство, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения в части неверного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, учитывая их надлежащее уведомление о месте, дне и времени рассмотрения дела и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, года родила истица ФИО, о чем 11 мая 2007 года Хамовническим отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена запись акта и выдано Свидетельство о рождении . С рождения и по настоящее время дочь зарегистрирована по адресу моего места жительства: .

23 июля 2014 года между истицей и ФИО заключен брак, о чем Солнцевским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена запись акта о заключении брака .

В браке с ФИО родились дети: ФИО родилась , о чем 10.11.2014 года Солнцевским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена запись акта о рождении и выдано Свидетельство о рождении на бланке ; - ФИО родился , о чем 15.08.2019 года отделом Балашихинского управления ЗАГС управления ЗАГС Московской области составлена запись акта о рождении и выдано Свидетельство о рождении .

На основании решения Хамовнического районного суда г. Москвы от 15 декабря 2005г. по гражданскому делу по заявлению ФИО о неправомерных действия начальника паспортного стола ОВД «Хамовники» истица зарегистрирована по адресу: , как член семьи военнослужащего (л.д.24-25).

С рождения и до настоящего времени дети зарегистрированы с истицей в г.Москве, а проживают в Московской области в г. Балашихе, в настоящее время по адресу: , на основании договора аренды (л.д.52).

С рождением третьего ребенка у семьи возникло право на получение «Удостоверения многодетной семьи» и право на льготы, предусмотренные для многодетных семей. В этой связи 12.01.2021 года истицей подано заявление на присвоение статуса многодетной семьи на едином портале государственных услуг Московской области через учетную запись ЕМИАС, зарегистрированное за № , в данном заявлении истице было отказано.

Регистрация истицы и детей по адресу: в нежилом помещении, не может служить основанием ограничения прав и свобод истицы, гражданки РФ, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Разрешая спор и постановляя об удовлетворении исковых требований ФИО о признании незаконным решения, обязании присвоить статус многодетной семьи, признать право на получения социальных льгот, суд первой инстанции исходил из того, что истицей представлены доказательства фактического проживания с ней несовершеннолетних детей, в связи с чем, истица является многодетной матерью, имеющей трех детей, которые с ней проживают, и в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» она имеет право на получение удостоверения «Многодетной семьи» по месту своего проживания, то есть, в г. Балашиха Московской области, а также меры социальной поддержки согласно нормам указанного закона.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суд первой инстанции, исходя из следующего.

Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.

Законом Московской области N 1/2006-ОЗ от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» определено понятие многодетная семья.

Согласно ст. 1 указанного Закона Московской области действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

В ст. 3 Закона указано, что многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (в ред. Закона Московской области от 09.12.2014 N 167/2014-ОЗ).

К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет (абзац введен Законом Московской области от 16.10.2007 N 178/2007-ОЗ; в ред. Закона Московской области от 30.12.2013 N 171/2013-ОЗ).

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление N 178/7 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее – Порядок) и образец бланка «Удостоверение многодетной семьи».

Согласно п. 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с п. 3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе, предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

По смыслу понятия «многодетная семья», определение которой дано в ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.

Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует ст. 1 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области.

Понятие места жительства гражданина дано в ст. 20 ГК РФ. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5442-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» конкретизирует содержание понятия «место жительства», устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Законе N 5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно ст. 3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлениях: от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Согласно пункта 3 Порядка, при обращении не требуется предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Положением предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

При таких обстоятельствах и принимая во внимание фактическое проживание троих несовершеннолетних детей совместно с истицей и её супругом по адресу: , наличие у истицы и её детей постоянной регистрации, меры социальной поддержки истице должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации по месту ее фактического проживания и регистрации.

В связи с чем, судебная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истица имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

В апелляционной жалобе не указано каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 02.08.2022 года