Судья Исупова Г.В. 33-21/2016 (33-5380/2015)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Едигаревой Т.А., Аносовой Е.Н.,
при секретаре Калабиной А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 19 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения администрация Нагорского района Кировской области на решение Слободского районного суда Кировской области от <дата> которым постановлено: признать за ФИО1 право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборную должность лица местного самоуправления в Кировской области в течение двух и более сроков полномочий на день ее обращения, то есть с <дата>.
Заслушав доклад судьи Едигаревой Т.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МО «Синегорское сельское поселение Нагорского района Кировской области» о признании права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 года № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность. В обоснование иска указала, что в период с <дата> она была избрана на должность секретаря Шкарского сельсовета, а с <дата> избрана на должность председателя Шкарского сельсовета Нагорского района. <дата> обратилась с заявлением о назначении ей выплаты, но ей было отказано в связи с отсутствием средств в бюджете муниципального образования. В силу закона в спорные периоды ее работы она фактически работала в органах местного самоуправления, а поэтому имеет право на назначение и выплату ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, как лицу, занимавшему выборную должность муниципальной службы. Просила, с учетом уточненных исковых требований, установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность два и более срока полномочий.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласно третье лицо Муниципальное учреждение администрация Нагорского района Кировской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указано, что ФИО1 не занимала выборных муниципальных должностей. Должности секретарь и председатель исполкома сельского Совета являются должностями государственной службы и не должны рассматриваться в качестве выборной муниципальной должности. Уставом Синегорского сельского поселения предусмотрена только одна выборная должность - глава сельского поселения. Соответственно претензии на установление доплаты за какие-либо другие выборные муниципальные должности не состоятельны. Кроме того, суд не принял во внимание положение ч.2 ст.6 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» устанавливающей, что право на пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом имеют лица, замещавшие муниципальные должности прекратившие исполнение полномочий после вступления в силу настоящего Закона. На рассматриваемые периоды действие вышеуказанного закона не распространяется.
Исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с Конституцией РСФСР от 12.04.1978, действовавшей в спорный период, местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские входят в систему местного самоуправления. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. ст. 85, 91).
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском совете народных депутатов РСФСР» поселковый, сельский Совет народных депутатов избирается гражданами, проживающими на территории данного Совета, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два с половиной года. Порядок проведения выборов в поселковый, сельский Совет определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономной республики.
В соответствии со ст. 37 Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском совете народных депутатов РСФСР» исполнительным и распорядительным органом поселкового, сельского Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет в составе: председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и от двух до пяти членов исполнительного комитета. Численный состав исполнительного комитета поселкового, сельского Совета устанавливается поселковым, сельским Советом.
В соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 11, ст. 23 Федерального закона РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальному служащему гарантируются, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона Кировской области от 08.10.2007 № 171-30 (ред. от 08.07.2014) «О муниципальной службе в Кировской области» правовые основы муниципальной службы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные акты Российской Федерации, Устав Кировской области, законы и иные нормативные правовые акты Кировской области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» под лицами, замещающими муниципальные должности Кировской области, понимаются выборные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе (далее - лица, замещающие муниципальные должности).
В силу ст. 5 вышеуказанного закона лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. Доплата к пенсии назначается в размере: 25% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности не менее одного срока полномочий (п.1 ч.3 ст.5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим стаж муниципальной службы 15 и более лет, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 настоящей статьи, увеличивается на 2,5 % ежемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет (п.4 ч.3 ст.5).
Исходя положений Закона № 257-30 следует, что право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие выборную муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования.
В силу ст. 1 Закона Кировской области от 01.12.2000 № 228-30 (ред. от 27.12.2007) «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области» в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет включаются периоды работы (службы) на должностях в органах местного самоуправления (до введения в действие Реестра муниципальных должностей муниципальной службы), на должностях в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах, в государственных органах и организациях СССР и РСФСР.
Согласно п. 4 ст. 24 Устава МО «Синегорское сельское поселение Нагорского района Кировской области» установлено, что статус депутатов сельской Думы, их социальные гарантии определяются Положением о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утверждаемым решением сельской Думы, в соответствии с федеральным и областным законодательством.
<дата> за № № решением Синегорской сельской Думы утверждено Положение о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Лицу, замещающему муниципальную должность, гарантируется пенсионное обеспечение, иные гарантии осуществления полномочий в соответствии с Законом Кировской области от 08.07.2008 № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» (ст.11).
Из материалов дела следует, что ФИО1 со <дата> является получателем трудовой пенсии по старости.
<дата> года истец обратилась в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы с соответствующим заявлением.
Из протокола №№ заседания комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лиц лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации Синегорского сельского поселения от <дата> ФИО1 отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, так как в период существования СССР до 1991 г. занимаемые должности относились к системе государственной службы.
Материалами дела установлено, что с <дата> ФИО1 работала председателем Шкарского сельского Совета народных депутатов.
Из протокола № № заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы и общего трудового стажа муниципальных служащих администрации Синегорского сельского поселения от <дата> года следует, что ФИО1 имеет стаж муниципальной службы - 16 лет 01 месяц 11 дней. Стаж муниципальной службы истца, ответчиком и третьим лицом не оспаривается. С заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости истец обратилась в администрацию Синегорского сельского поселения <дата>.
В спорный период в соответствии со ст.86 Конституции РСФСР срок полномочий местных Советов народных депутатов составлял два с половиной года. Председатели органов местных Советов народных депутатов избирались из числа депутатов.
Таким образом, истец в период с <дата> года проработала более двух сроков полномочий на выборных должностях, которые приравнены к муниципальным должностям и включены в стаж муниципальной службы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, признав за ФИО1 право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборную должность местного самоуправления в Кировской области более двух сроков полномочий на день её обращения, то есть с <дата>.
Доводы жалобы о том, что должность председателя исполкома сельского Совета является должностью государственной службы и не должна рассматриваться в качестве выборной муниципальной должности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку председатель, заместитель председателя исполнительного комитета избирались из числа депутатов, входящих в Совет народных депутатов (ст. 37 Закона РСФСР от 19.07.1968).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО, право на пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе лица, замещавшие муниципальные должности прекратившие исполнение полномочий после вступления в силу настоящего Закона; замещавшие муниципальные должности и прекратившие исполнение полномочий до вступления в силу настоящего Закона, в случае если на день вступления в силу настоящего Закона им не назначена пенсия за выслугу лет или ежемесячная доплата к трудовой пенсии. Доводы жалобы о том, что на оспариваемые периоды действие указанного закона не распространяется, коллегий признаются несостоятельными, и являются ошибочными.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Слободского районного суда Кировской области от 14 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи