ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2201/19 от 10.04.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Кириенко И.С. Дело № 33-2201/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Гапоненко Л.В.,

судей областного суда: Ивановой В.П., Рассказовой Г.В.

при секретаре Речута Я.С.

рассмотрела в судебном заседании 10 апреля 2019 года

дело по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя ФИО2 на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...> с учетом определения суда от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФСИН России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения ФСИН России от <...> по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по снятию с территориального учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия

Установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Омской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <...>.

В обоснование иска указала, что она является прапорщиком внутренней службы в отставке, ранее проходила службу в должности младшего инспектора отдела охраны ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области.

<...> она обратилась в комиссию ФСИН России с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему соответствующие документы. Территориальной подкомиссией документы были приняты и направлены в Комиссию ФСИН России для принятия решения, решением которой в постановке на учет ей было отказано в связи с не предоставлением выписок из домовых книг на следующие жилые помещения: <...>, а также финансово-лицевых счетов на <...> и <...>.

В связи с изменением законодательства подала аналогичные документы в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области, решением которой была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 4 человек с <...>. На момент обращения в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области в 2016 году о результатах рассмотрения ее заявления, поданного в ноябре 2013 года, она не знала.

Поскольку в обе комиссии ею были предоставлены аналогичные пакеты документов, полагала, что действиями комиссии ФСИН России нарушены ее права на своевременное получение выплаты.

Просила признать незаконным отказ ФСИН России от <...> в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с учетом семьи из четырех человек; признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <...>; обязать ФСИН России поставить ее с <...> на учет для получения единой социальной выплаты; обязать УФСИН России по Омской области снять ФИО1 со своего территориального учета для получения единовременной социальной выплаты от <...>.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании иск поддержал. Указал, что необходимые для постановки на учет документы изначально были приняты УФСИН России, доказательств того, что документы представлены не в полном объеме, материалы дела не содержат. Правила не содержат указание на то, какой документ может замещать выписку из домовой книги, в связи с чем полагал, что представленные истцом документы являются надлежащими, поскольку содержат сведения о регистрации семьи истца в определенный период времени по месту жительства в определенном месте.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Омской области - ФИО3, в судебном заседании требования не признала, считала первоначальный отказ в постановке на учет обоснованным.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1ФИО2 просит решение отменить. Считает, что справка о регистрации истца по месту жительства по адресу: г. Омск, <...>, и карточка прописки формы А на квартиру № <...><...> содержат все необходимые сведения о периодах проживания ФИО1 в данных жилых помещениях и о характеристиках занимаемых ею помещений. Отмечает, что указание в документах площади занимаемого жилого помещения в данном случае не имеет существенного значения, поскольку истец не является и не являлась ни нанимателем либо собственником данных жилых помещений, ни членом семьи нанимателя либо собственника. Указывает, что в пункте 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 369, указано на возможность предоставления как выписки из домовых книг и копии финансово-лицевых счетов, так и замещающих их документов, перечень которых нормативный акт не приводит. Представленные истцом документы подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты. Данные документы не были возвращены территориальной подкомиссией УФСИН России по Омской области, что свидетельствует о принятии их как замещающих копию лицевого счета.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ФИО1ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 проходила службу в уголовно-исполнительной системе, с <...> является пенсионером органов уголовно-исполнительной системы. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на <...> составила 14 лет 06 месяц 27 дней.

<...> в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области ФИО1 было подано заявление (рапорт) с просьбой рассмотреть вопрос о принятии ее и членов ее семьи – супруга ФИО4, сына ФИО5, дочери ФИО6 - на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации».

<...> на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области представленные истцом документы были проверены и направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет.

Согласно выписке из протокола № <...> от <...> ФСИН России принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.

<...>ФИО1 в комиссию УФСИН России по Омской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подан рапорт о принятии ее и членов ее семьи – супруга ФИО4, сына ФИО5, дочери ФИО6 - на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от <...>№ <...>.

Решением Комиссии УФСИН России по Омской области от <...>ФИО1 с составом семьи 4 человека (она, супруг ФИО4, сын ФИО5, дочь ФИО6) поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <...>.

Поводом к обращению в суд послужил факт принятия истца на учете для получения единовременной социальной выплаты только с <...>, а не с момента ее первичного обращения. Истец полагает, что указанными действиями ФСИН России нарушены ее права, поскольку предоставление такой выплаты происходит в соответствии с очередностью принятия лица на учет.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при первичном обращении с рапортом о постановке на учет для получения социальной выплаты истцом не представлены обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.., утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, что препятствовало комиссии определить нуждаемость истца в жилом помещении.

Оснований не согласиться с решением суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, денежным довольствием, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <...> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.

Пунктом 2 указанных Правил и ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, которыми являются лица, указанные в п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).

В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

По смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Из материалов дела следует, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты с <...> послужило непредставление ею ряда документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (не представлена копия лицевого счета, выписка из домовой книги на жилые помещения по адресам: г. Омск, <...>, г. Омск, <...>; не представлены выписки из домовой книги на жилые помещения по адресам: г. Омск, <...>).

Как указано выше, в силу приведенного выше правового регулирования комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Учитывая приведенные выше положения закона, предоставление копии лицевого счета, выписок из домовой книги с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов является обязательным.

Судебная коллегия отмечает, что домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, п. 82 и 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 (действующего в период возникновения спорных правоотношений), оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда. В то время как в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей, применяются финансовые лицевые счета на квартиру.

В финансово-лицевом счете на квартиру либо в домовой книге на жилой дом содержится информация о собственниках жилого помещения либо его нанимателе, о членах их семьи, а также сведения о типе и характере жилого помещения, в том числе о площади жилого помещения.

Таким образом, отсутствие выписок из домовой книги на квартиры в многоквартирных домах по адресам: г. Омск, <...>, при предоставлении истцом на указанные жилые помещении копий финансово-лицевого счета не могло являться основанием к отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Вместе с тем, отсутствие копии лицевого счета на квартиру № <...><...> в г. Омске (истец и ее сын ФИО5 были зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства с <...> по <...>, дочь истца ФИО6 с <...> по <...>) и выписки из домовой книги на дом № <...> по <...> (регистрация истца по месту жительства с <...> по <...>), т.е. до истечения 5 лет до момента подачи истцом рапорта о постановке на учет, лишало ответчика возможности установить такие существенные для разрешения вопроса о постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты, как нуждаемость в жилом помещении, а также совершение либо несовершение ею либо членами ее семьи намеренных действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.

Представленные истцом справка о регистрации в доме № <...> по <...>, а также справка формы А на квартиру № <...><...> в г. Омске не содержала сведений о собственниках либо нанимателях данных жилых помещений, количестве лиц, зарегистрированных и проживающих в них, даты их постановки на регистрационный учет, основания вселения истца в данные жилые помещения, площади жилых помещений.

В такой ситуации, суд пришел к правильному выводу о наличии у ответчика законных основания для отказа ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <...>.

Доводы апеллянта о том, что не указание в представленных документах сведений о площади занимаемых истцом жилых помещений не имеет существенного значения, поскольку истец не являлась ни нанимателем, ни собственником указанных жилых помещений, равно как не являлась и членом семьи нанимателя либо собственника, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.

В соответствии с пунктом 11 указанных выше Правил предоставления единовременной социальной выплаты…№ 369, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Данных о том, что в указанные выше жилые помещения, по которым истцом не были представлены выписки из домовой книги и копия лицевого счета, истец и члены ее семьи были вселены не в качестве членов семьи собственника либо нанимателя, материалы дела не содержат. Не представлялись такие данные и с рапортом о постановке на учет для получения единовременный социальной выплаты, поданным <...>.

Принятие территориальной подкомиссией пакета документов и направление их на рассмотрение в комиссию ФСИН России основанием к признанию принятого последней решения незаконным не является, поскольку комиссия ФСИН России при принятии решения об отказе в постановке на учет в связи с непредставлением полного пакета документов не связана решением территориальной подкомиссией о направлении такого пакета документов в комиссию ФСИН России.

Доводы апеллянта о том, что <...> с рапортом о постановке на учет в комиссию УФСИН России по Омской области истцом были представлены те же самые документы, что и при первичном обращении, и на их основании истец была постановлена на учет для получения единовременной социальной выплаты, опровергаются материалами дела.

Иных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены судом первой инстанции правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 23 января 2019 года, с учетом определения суда от 14 февраля 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 в лице представителя ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: