ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2201/2016 от 24.02.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Губенко Н.Ф. дело № 33-2201/2016 А-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2016 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Быстровой М.Г.,

судей Гришиной В.Г., Сучковой Е.Г.,

с участием прокурора Смирновой Я.Е.,

при секретаре Киприяновой Е.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.,

гражданское дело по иску Прокурора Эвенкийского района Красноярского края к ФИО1, Управлению образования администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о расторжении муниципального контракта от <дата> взыскании денежной суммы в размере <данные изъяты>., выплаченных по данному контракту; по иску Управления образования администрации ЭМР к ФИО1 о признании сделки недействительной,

по апелляционной жалобе ФИО1,

на решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 23 сентября 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора Эвенкийского района, Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района - удовлетворить.

Признать муниципальный контракт от <дата> на приобретение жилого помещения, общей площадью 23,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> недействительным и расторгнуть его.

Взыскать с ФИО1 в пользу Красноярского края в лице Министерства образования и науки Красноярского края сумму в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Эвенкийского района обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ФИО2, о расторжении муниципального контракта от <дата>, и взыскании с ФИО1 в пользу Красноярского края в лице Министерства образования и науки Красноярского края денежной суммы в размере <данные изъяты>. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки, вызванной обращением ФИО3, было установлено, что 26 ноября 2012 года Администрацией ЭМР был проведен открытый аукцион в электронной форме по приобретению жилого помещения (квартира в п. Тура) детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения. Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что не подано ни одной заявки на участие в аукционе.

<дата> между Администрацией ЭМР и ФИО2 был заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения, общей площадью 23,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, общая сумма контракта составила <данные изъяты>.

<дата> было издано распоряжение и.о. главы администрации Эвенкийского муниципального района о перечислении денежных средств в сумме <данные изъяты> на расчетный счет продавца квартиры ФИО1 и о приобретении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> у ФИО1 для ФИО3

25 февраля 2013 года ФИО3 по договору социального найма было предоставлено вышеуказанное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью 23,8 кв.м., в том числе жилой 17,3 кв.м.

При этом, Постановлением администрации п. Тура № 125-П от 26 декабря 2011 г. «О признании жилых домов аварийными и подлежащих сносу» на основании заключения межведомственной комиссии от 28 ноября 2011 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, Администрация ЭМР заключила муниципальный контракт на условиях, не соответствующих аукционной документации, и предоставила ФИО3 жилое помещение, признанное аварийным, подлежащим сносу, непригодное для проживания.

24 марта 2014 года Решением Илимпийского районного суда удовлетворены требования прокурора района в интересах ФИО3, которым на администрацию ЭМР возложена обязанность предоставить ФИО3 изолированное благоустроенное жилое помещение не ниже социальной нормы и на условиях договора социального найма. Требования прокурора о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, удовлетворены администрацией ЭМР добровольно.

Поскольку жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то полагает, что заключенный муниципальный контракт подлежит расторжению.

Управление образования администрации ЭМР обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании муниципального контракта от <дата> на приобретение жилого помещения, общей площадью 23, 8 кв.м., заключенного между управлением образования Администрации ЭМР и ФИО1 недействительным; применении последствии недействительности сделки, с возложением на ФИО1 обязанности возвратить в бюджет Эвенкийского муниципального района сумму в размере <данные изъяты> полученную последним по сделке. Мотивация заявленных требований аналогична ранее поданному иску прокурора.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с неправильным определением юридически значимых обстоятельств и неправильным применением норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения. Указывает, что прокурором не представлено доказательств того, что оспариваемый государственный контракт нарушает государственные и общественные интересы, не указано каким образом его расторжение повлечет восстановление нарушенных прав лиц, в защиту которых подан иск. Полагает, что судом не в полной мере дана оценка тому, что он (ФИО4) на момент продажи квартиры и заключении государственного контракта, проживал в спорном жилом помещении, квартира находилась в удовлетворительном состоянии, соответствовала строительным нормам и не требовала капитального ремонта. При этом, Покупатель осмотрел его квартиру до подписания контракта, ознакомился с качественным состоянием квартиры и претензий к ней не имел, квартира не имела технических недостатков и была пригодна для проживания и использования по прямому назначению. На момент подписания государственного контракта Администрация обладала информацией о техническом состоянии дома, в том числе его квартиры. Кроме того, в силу положений ст. 452 ГК РФ, ему как к продавцу квартиры требований о расторжении договора не поступало. Также в качестве доводов указывает, что в нарушении требований гражданского процессуального кодекса РФ, оспариваемое решение суда не содержит указания на его возражения относительно заявленных исковых требований, а также данную им судом оценку.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Эвенкийского района Красноярского края Менжикова С.Б., руководитель Управления образования Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО5, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснение прокурора Смирновой Я.Е., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Частью 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Требованиями ст. 554 ГК РФ установлено, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества (ч.1 ст. 555 ГК РФ).

В соответствии со ст. 557 ГК РФ в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475 настоящего Кодекса, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

Правила ст. 475 ГК РФ предусматривают, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон) в редакции Федерального закона от 16 октября 2012 года N 174-ФЗ (действовавший до 1 января 2014 года), регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливал единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст. 1).

Настоящим Законом регламентированы вопросы информационного обеспечения размещения заказов. Так, статья 16 Закона устанавливает, что официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.

В пункте 1 ст. 9 Закона, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В силу п. 1 ст. 10 Закона, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона в случаях, если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе либо который признан единственным участником аукциона (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого аукциона.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Эвенкийского района, Управления образования администрации Эвенкийского муниципального района.

Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, в связи с чем, сомнений в своей правильности не вызывают.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме. В данном извещении указывалось, что 30 ноября 2012 года на сайте электронной площадки "Сбербанк-АСТ" в сети Интернет будет проводиться открытый аукцион в электронной форме по приобретению жилого помещения (квартира в п. Тура) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Срок приема заявок для участия в аукционе установлен до 26 ноября 2012 года до 10-00 часов. Рассмотрение заявок назначено на 27 ноября 2012 года.

Опубликованное извещение содержало Документацию об открытом аукционе.

Техническим заданием для проведения аукциона в электронной форме на право заключить контракт на приобретение жилого помещение были установлены требования к качеству, техническим характеристикам приобретаемой квартиры, а именно она должна быть построена по типовому или индивидуальному проекту, отвечать установленным строительным нормам и правилам (СНиП), быть зарегистрированной в установленном законом порядке, не иметь ограничений и обременений, должна быть расположена в п. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярского края, должна быть в удовлетворительном состоянии, подключенной ко всем предусмотренными проектам коммуникациям, не требовать капитального ремонта в течение минимум 3-х лет.

26 ноября 2012 года единой комиссией по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг зафиксирован факт отсутствия заявок на участие в аукционе, в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся.

13 декабря 2012 года письмом Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края было согласовано управлению образования администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края возможность заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с соблюдением условий и требований, установленными в документации о проведении аукциона.

Поскольку аукцион был признан несостоявшимся, из-за отсутствия заявок на участие, то <дата> между Эвенкийским муниципальным районом, в лице Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края и ФИО6, действующим на основании доверенности № 21-5161 от 20 декабря 2012 года от имени ФИО1, как единственного поставщика, был заключен муниципальный контракт , предметом которого являлось приобретение в собственность Эвенкийского муниципального района жилого помещения, общей площадью 23,8 кв.м., в том числе жилой 17,3 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно достигнутых условий контракта, общая сумма контракта (цена жилого помещения) составляет <данные изъяты>, оплата производится покупателем за счет субвенций краевого бюджета, путем перечисления денежных средств на счет Продавца в течение 15 банковских дней со дня предъявления Продавцом Покупателю жилого помещения, зарегистрированного в соответствии с Российским законодательством, передаточного акта и копии свидетельства регистрации права на жилое помещение. При этом продавец несет расходы, связанные с регистрацией муниципального контракта купли-продажи и перехода права собственности на жилое помещение в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Срок передачи жилого помещения в собственность Покупателю – не более 30 календарных дней с момента подписания контракта.

При этом, п. 4.1.2 Муниципального контракта установлена обязанность Продавца, до подписания передаточного акта предупредить Покупателя обо всех известных ему недостатках жилого помещения (квартиры). Если указанные недостатки не были оговорены Продавцом, Покупатель вправе по своему выбору потребовать от него безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

В соответствии с распоряжением и.о. Главы администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО7 от <дата> платежным поручением от <дата> на расчетный счет ФИО1 были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для сироты ФИО3

Как следует из договора социального найма жилого помещения № 17, заключенного 25 февраля 2013 года между Эвенкийским муниципальным районом в лице руководителя МУ «Департамент земельно-имущественных отношений администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» (наймодатель) и ФИО3 (наниматель), изолированное жилое помещение, находящее в муниципальной собственности Эвенкийского муниципального района расположенное по адресу: <адрес> было передано наймодателем нанимателю в бессрочное владение и пользование.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения муниципального контракта, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу положений ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожная, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности не предусмотрены законом (ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заключением межведомственной комиссии от 28 ноября 2011 года жилой дом <адрес> находится в состоянии непригодном для проживания, а именно: частичная потеря устойчивости фундаментов и рубленных стен, неравномерная их осадка, перекошены оконные и дверные проемы, сильная продуваемость и промерзание наружных стен, прогибы междуэтажных и чердачных перекрытий. Кровля имеет многочисленные дыры и трещины, что в свою очередь привело к сильному намоканию и разрушению утеплителя (опилок). Процент износа жилого дома составляет более 68%.

На основании заключения межведомственной комиссии от 28 ноября 2011 года, постановлением администрации пгт. Тура № 125-П от 26 декабря 2011 года жилой дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Илимпийского районного суда Красноярского края от 24 марта 2014 года, вступившим в законную силу на Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края возложена обязанность по предоставлению ФИО3 изолированного благоустроенного жилого помещения, общей площадью не ниже социальной нормы, установленной на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, на условиях договора социального найма.

Решением Советского районного суда г. Красноярска от 10 февраля 2015 года, вступившим в законную силу 06 июля 2015 года, ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании заключения межведомственной комиссии МО пгт. Тура от 28 ноября 2011 года, постановления администрации МО пгт. Тура от 26 декабря 2011 года № 125-П незаконными, восстановлении срока на обжалование.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, заключенный муниципальный контракт от <дата> является недействительным, поскольку заключен в нарушении п. 4.1.2, так как ФИО1 заведомо не сообщил что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> в котором и находится приобретенная у него кв. , признан аварийным и подлежащим сносу.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах дела и вышеприведенных положениях закона.

При этом, судебная коллегия исходит из целей действующего законодательства, где приоритетное значение при проведении соответствующего аукциона, а также при заключении муниципального контракта с единственным поставщиком имеет в числе прочих эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, которое достигается путем соответствия предмета заказа его целям и назначению, каковыми в данном случае является приобретение благоустроенного жилого помещения.

Заключение муниципального контракта с нарушением требований закона привело к неэффективному расходованию бюджетных средств муниципального образования и приобретению в муниципальную собственность жилого помещения, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть использовано по целевому назначению - предоставлено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены решения суда. Также они не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, не указывают на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, либо на неверную оценку юридически значимых обстоятельств.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Вместе с тем, поскольку муниципальный контракт не соответствует вышеуказанным положениям закона, он является недействительным (ничтожным) на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату его заключения, то подлежат применению последствия его недействительности в виде взыскания с ФИО1 полученной им по контракту суммы в размере <данные изъяты>, возвращении в собственность ФИО1 жилого помещения, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, прекращении права собственности Эвенкийского муниципального района на указанную квартиру. Таким образом, судебная коллегия считает необходимым изменить решение, дополнив его резолютивную часть указанием на применение норм ст. 167 ГК РФ, исключив из резолютивной части указание о расторжении муниципального контракта.

В силу ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется краевым законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются краевым законом о краевом бюджете.

В соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственные полномочия органов исполнительной власти Красноярского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется путем предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда за счет средств субсидии из федерального бюджета и средств из краевого бюджета на условии софинансирования.

Согласно ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета.

Учитывая, что в соответствии с законодательством исполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", возникающих у муниципального образования, осуществляется за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, субвенции в свою очередь перечисляются в бюджет соответствующего муниципального образования, судебная коллегия также полагает необходимым изменить решение суда в части взыскания полученных по контракту ФИО1 денежных средств указанием о взыскании в доход бюджета муниципального образования – Эвенкийский муниципальный район.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 23 сентября 2015 года изменить.

Признать недействительным муниципальный контракт купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: Россия<адрес> за от <дата>, заключенный между ФИО1 и Эвенкийским муниципальным районом в лице Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Исключить из резолютивной части решения указание о расторжении муниципального контракта купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес> за от <дата>, заключенного между ФИО1 и Эвенкийским муниципальным районом в лице Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Дополнить резолютивную часть решения суда, указанием о применении последствий недействительности сделки, а именно: прекратить право собственности Эвенкийского муниципального района Красноярского края на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> возвратить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> собственность ФИО1.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – Эвенкийский муниципальный район стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес> размере <данные изъяты>.

В остальной части решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: М.Г. Быстрова

Судьи: В.Г. Гришина

Е.Г. Сучкова