ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-22021/2018
город Уфа 13 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.
судей Абдуллиной С.С.
ФИО2
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску ФИО3 к ПАО СК «Росгосстрах» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2018 года, которым постановлено:
иск ФИО3 удовлетворить частично.
Признать за ФИО3 право на «11-й» водительский класс по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному между ФИО3-А и ПАО СК «Росгосстрах» (полис серии ССС № 0302676974 от 05.06.2014), на начало годового срока страхования.
Признать за ФИО3 право на «11-й» водительский класс по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному между ФИО3-А и ПАО СК «Росгосстрах» (полис серии ССС №... от 13.01.2015), на начало годового срока страхования.
Признать за ФИО3 право на «12-й» водительский класс по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному между ФИО3-А и ПАО СК «Росгосстрах» (полис серии ЕЕЕ №... от 22.09.2015), на начало годового срока страхования.
Признать за ФИО1-Алленовичем право на «13-й» водительский класс по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному между ФИО1-А и ПАО СК «Росгосстрах» (полис серии ЕЕЕ №... от 07.11.2016), на начало годового срока страхования.
Обязать ПАО СК «Росгосстрах» внести соответствующие изменения о водительском классе истца в АИС Российского Союза Автостраховщиков по вышеприведенным договорам страхования.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в общей сумме 4 000 рублей, штраф в общей сумме 2 000 рублей.
В части исковых требований ФИО3 о взыскании с ПАО СК «Росгосстрах» расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА, отказать.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в доход бюджета муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан госпошлину 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Абдуллиной С.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО3 обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО.
В обоснование иска указано, что ФИО3 является лицом ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющим многолетнюю историю страхования, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по ОСАГО, от которого напрямую зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус -малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО.
05.06.2014 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ССС № 0302676974. Срок действия договора и период использования транспортного средства с 05.06.2014 по 04.06.2015. При определении размера страховой премии ответчик применил истцу
«3-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «1», и
подтверждается сведениями из базы АИС РСА на дату выгрузки 05.06.2015 – на день, следующий за днем окончания действия спорного полиса. 13.01.2015 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ССС № 0321397202. Срок действия договора и период использования транспортного средства с 13.01.2015 по 12.01.2016, где истцу был применен также «3-й» водительский класс, что
соответствует КБМ, равному «1», и подтверждается сведениями из базы АИС РСА н дату выгрузки 13.01.2016 - день, следующий за днем окончания действия спорного полиса. 22 сентября 2015 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ № №... Срок действия договора и период использования транспортного средства с 22.09.2015 по 21.09.2016, где истцу был применен «4-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «0,95», и подтверждается сведениями из базы АИС РСА н дату выгрузки 22.09.2016 - день, следующий за днем окончания действия спорного полиса. 07 ноября 2016 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ № №.... Срок действия договора и период использования транспортного средства с 07.11.2016 по 06.11.2017. При определении размера страховой премии ответчик применил истцу «5-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «0,9», и подтверждается сведениями из базы АИС РСА на дату выгрузки 07.11.2017 - день, следующий за днем окончания действия спорного полиса. Водительский класс «3» может быть присвоен водителю при условии наличия перерыва в страховании более 1 года или же отсутствия сведений о страховании водителя по предшествующим договорам ОСАГО непосредственно в страховой компании у страхователя, а также в АИС РСА. Наличие у истца начального «3-го» водительского класса по спорным договорам ОСАГО серии ССС №... и ССС №... не отвечает объективной реальности, так как истец не являлся новичком в страховании ОСАГО, сведения о его страховании имелись в автоматизированной системе страхования АИС РСА, соответственно, в целях присвоения истцу начального «3-го» водительского класса на дату заключения данных договоров ОСАГО он не являлся водителем, в отношении которого отсутствовали сведения о страховании. Присвоение «4-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО ЕЕЕ №... явилось следствием необоснованного аннулирования ответчиком водительского класса в предшествующий период страхования по договору ОСАГО серии ССС №..., где истцу был применен базовый «3-й» водительский класс. Присвоение «5-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... также не отвечает объективной реальности и явилось следствием необоснованного занижения (аннулирования) ответчиком водительского класса в предшествующие периоды страхования по договорам ЕЕЕ №... и ССС №.... По сведениям, полученным из АИС РСА, следует, что на начало срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ССС №... от 05.06.2014 предыдущим договором ОСАГО, заключенным ответчиком в отношении истца считался полис серии ВВВ №... от 08.02.2013 с периодом действия с 08.02.2013 по 07.02.2014, где истцу присвоен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), в то время как по предыдущему к ВВВ №
0188059356 договору ВВВ №... от 05.03.2011, окончившему действие 04.03.2012, истцу был присвоен «9-й» водительский класс, вследствие чего ответчик должен был применить «10-й» водительский класс по ВВВ№..., и соответственно «11-й» водительский класс по спорному договору ОСАГО серии ССС №.... По сведениям, полученным из АИС РСА, следует, что на начало срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ССС №... от 13.01.2015 предыдущим договором ОСАГО, заключенным ответчиком в отношении истца считался полис серии ВВВ №... от 08.02.2013 с периодом действия с 08.02.2013 по 07.02.2014, где истцу присвоен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), в то время как по предыдущему к ВВВ №
0188059356 договору ВВВ №... с периодом действия с 05.03.2011 по 04.03.2012, истцу был присвоен «9-й» водительский класс, что являлось основанием для учета за истцом «10-го» водительского класса по ВВВ№... и «11-го» водительского класса по спорному договору ССС №..., но не было учтено страховщиком. По сведениям, полученным из АИС РСА, следует, что на начало годового срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 22.09.2015 предыдущим договором ОСАГО, заключенным ответчиком в отношении истца на период с 05.06.2014 по 04.06.2015 считался полис серии ССС №..., где водительский класс истца был незаконно аннулирован до базового значения «3», в то время как он имел право на учет за ним по данному договору «11-го» водительского класса; предыдущим договорам ОСАГО по отношению к ССС №..., заключенным в отношении истца в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», считался полис серии ВВВ№... от 08.02.2013, с периодом действия с 08.02.2013 по 07.02.2014, где истцу был применен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), в то время как по предыдущему к ВВВ№... договору ВВВ №... с периодом действия с 05.03.2011 по 04.03.2012 истцу был присвоен «9-й» водительский класс. Следовательно, по договору ЕЕЕ №... истец имел право на «12- й» водительский класс. По сведениям, полученным из АИС РСА, следует, что на начало годового срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... предыдущими договорами, заключенными ответчиком в отношении истца считались: полис ЕЕЕ №... от 07.11.2016 с применением истцу «4-го» водительского класса, договор ОСАГО серии ССС №... от 05.06.2014, заключенный по «3-му» водительскому классу, полис серии ВВВ№... от 08.02.2013, где истцу был применен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), полис ВВВ №... с периодом действия от 05.03.2011, где истцу был присвоен «9-й» водительский класс. С учетом отсутствия перерыва в страховании более 1 года, страховых выплат за предыдущие периоды, при заключении спорного договора ОСАГО ЕЕЕ №... от 07.11.2016 ответчик должен был применить истцу коэффициент КБМ, равный «0,5» и соответствующий классу «13», что не было учтено страховщиком. Истец ежегодно страховал свою автогражданскую ответственность в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах». На основании абз. 20 п.20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (действовали до 11.10.2014), а также п. 1.8 главы 1 Правил ОСАГО, утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П (действуют с 11.10.2014) истец был освобожден от необходимости предоставлять при заключении договора ОСАГО сведения о своем страховании (о безубыточности) в силу того обязательства, что ежегодно перезаключал (пролонгировал) договор обязательного страхования у одного страховщика.
Таким образом, водительский класс истца в результате нарушения со стороны ПАО СК «Росгосстрах» требований законодательства, фактически снизился без установленных на то законом оснований, что привело к увеличению стоимости страховых услуг в последующие периоды страхования, в силу того обстоятельства, что при расчете страховой премии в каждый последующий период в целях определения КБМ принимается во внимание водительский класс предшествующего страхового периода, что влияет на имущественные права и затрагивает интересы водителей на получение скидки за безаварийную езду.
21.05.2018 ответчику направлено письмо с заявлением содержащим требование о внесении достоверной информации о действующем в отношении истца классе безаварийной езды в Автоматизированную информационную систему обязательного страхования за предшествующие периоды, а также о предоставлении сведений о страховании по договорам ОСАГО, заключенным в ПАО СК «Росгосстрах». Добровольно требования истца не удовлетворены.
Суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении взыскания расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА, и взыскании расходов по оплате услуг представителя, ФИО3 просит решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2018 года изменить, приняв решение о взыскании данных расходов.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО3 – ФИО4, поддержавшую жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании. Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков. Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия: организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона; принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий; осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предусмотрено, что страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случае отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования.
Согласно п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховщик, исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Банком России 19.09.2014 утверждены Указания N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Согласно названных Указаний (приложение 2), коэффициент Кбм рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Подпункт "а" пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ). Пунктом 2 приложения II страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с "М", "0", "1"... до "13", каждому из которых соответствует коэффициент "бонус-малус" (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее. В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО.
Из пункта 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19 сентября 2014 года N 431-П, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Абз.6 п. 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства N 236 от 07.05.2003 г., предписывает, что при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
В силу п. 20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства N 236 от 07.05.2003 г., с 1 января 2013 года заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускалось.
С 01.07.2014 г. порядок учета за водителями водительских классов обеспечен п. 10.1 ст. 15 Закона «Об ОСАГО», из которого следует, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
В п. 3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, действующих с 11.10.2014 г., установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО3 является лицом ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющим многолетнюю историю страхования, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по договору ОСАГО, от которого напрямую зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус -малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО.
05.06.2014 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ССС №.... Срок действия договора и период использования транспортного средства с 05.06.2014 по 04.06.2015. При определении размера страховой премии ответчик применил истцу
«3-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «1», и
подтверждается сведениями из базы АИС РСА на дату выгрузки 05.06.2015 – на день, следующий за днем окончания действия спорного полиса.
13.01.2015 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ССС №.... Срок действия договора и период использования транспортного средства с 13.01.2015 по 12.01.2016, где истцу был применен также «3-й» водительский класс, что
соответствует КБМ, равному «1», и подтверждается сведениями из базы АИС РСА н дату выгрузки 13.01.2016 - день, следующий за днем окончания действия спорного полиса.
22.09.2015 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ №.... Срок действия договора и период использования транспортного средства с 22.09.2015 по 21.09.2016, где истцу был применен «4-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «0,95», и подтверждается сведениями из базы АИС РСА н дату выгрузки 22.09.2016 - день, следующий за днем окончания действия спорного полиса.
07.11.2016 года в отношении ФИО3 в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ №.... Срок действия договора и период использования транспортного средства с 07.11.2016 по 06.11.2017. При определении размера страховой премии ответчик применил истцу «5-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «0,9», и подтверждается сведениями из базы АИС РСА на дату выгрузки 07.11.2017 -день, следующий за днем окончания действия спорного полиса.
Водительский класс «3» может быть присвоен водителю при условии наличия перерыва в страховании более 1 года или же отсутствия сведений о страховании водителя по предшествующим договорам ОСАГО непосредственно в страховой компании у страхователя, а также в АИС РСА.
Наличие у истца начального «3-го» водительского класса по спорным договорам ОСАГО серии ССС №... и ССС №... не отвечает объективной реальности, так как истец не являлся новичком в страховании ОСАГО, сведения о его страховании имелись в автоматизированной системе страхования АИС РСА, соответственно, в целях присвоения истцу начального «3-го» водительского класса на дату заключения данных договоров ОСАГО он не являлся водителем, в отношении которого отсутствовали сведения о страховании.
Присвоение «4-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО ЕЕЕ №... явилось следствием необоснованного аннулирования ответчиком водительского класса в предшествующий период страхования по договору ОСАГО серии ССС №..., где истцу был применен базовый «3-й» водительский класс.
Присвоение «5-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... также не отвечает объективной реальности и явилось следствием необоснованного занижения (аннулирования) ответчиком водительского класса в предшествующие периоды страхования по договорам ЕЕЕ №... и ССС №....
По сведениям, полученным из АИС РСА, на начало срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ССС №... от 05.06.2014 предыдущим договором ОСАГО, заключенным ответчиком в отношении истца считался полис серии ВВВ №... от 08.02.2013 с периодом действия с 08.02.2013 по 07.02.2014, где истцу присвоен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), в то время как по предыдущему к ВВВ №... договору ВВВ №... от 05.03.2011, окончившему действие 04.03.2012, истцу был присвоен «9-й» водительский класс, вследствие чего ответчик должен был применить «10-й» водительский класс по ВВВ№..., и соответственно «11-й» водительский класс по спорному договору ОСАГО серии ССС №....
По сведениям, полученным из АИС РСА на начало срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ССС №... от 13.01.2015 предыдущим договором ОСАГО, заключенным ответчиком в отношении истца считался полис серии ВВВ №... от 08.02.2013 с периодом действия с 08.02.2013 по 07.02.2014, где истцу присвоен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), в то время как по предыдущему к ВВВ №... договору ВВВ №... с периодом действия с 05.03.2011 по 04.03.2012, истцу был присвоен «9-й» водительский класс, что являлось основанием для учета за истцом «10-го» водительского класса по ВВВ№... и «11-го» водительского класса по спорному договору ССС №..., но не было учтено страховщиком.
По сведениям, полученным из АИС РСА, следует, что на начало годового срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 22.09.2015 предыдущим договором ОСАГО, заключенным ответчиком в отношении истца на период с 05.06.2014 по 04.06.2015 считался полис серии ССС №..., где водительский класс истца был незаконно аннулирован до базового значения «3», в то время как он имел право на учет за ним по данному договору «11-го» водительского класса; предыдущим договорам ОСАГО по отношению к ССС №..., заключенным в отношении истца в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», считался полис серии ВВВ№... от 08.02.2013, с периодом действия с 08.02.2013 по 07.02.2014, где истцу был
применен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), в то время как по
предыдущему к ВВВ№... договору ВВВ №... с периодом
действия с 05.03.2011 по 04.03.2012 истцу был присвоен «9-й» водительский
класс. Следовательно, по договору ЕЕЕ №... истец имел право на «12- й» водительский класс.
По сведениям, полученным из АИС РСА, следует, что на начало годового срока страхования по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... предыдущими договорами, заключенными ответчиком в отношении истца считались: полис ЕЕЕ №... от 07.11.2016 с применением истцу «4-го» водительского класса, договор ОСАГО серии ССС №... от 05.06.2014, заключенный по «3-му» водительскому классу, полис серии ВВВ№... от 08.02.2013, где истцу был применен «4-й» водительский класс (КБМ «0,95»), полис ВВВ №... с периодом действия от 05.03.2011, где истцу был присвоен «9-й» водительский класс.
С учетом отсутствия перерыва в страховании более 1 года, страховых выплат за предыдущие периоды, при заключении спорного договора ОСАГО ЕЕЕ №... от дата ответчик должен был применить истцу коэффициент КБМ, равный «0,5» и соответствующий классу «13», что не было учтено страховщиком.
Судом первой инстанции также установлено, что истец ежегодно страховал свою автогражданскую ответственность в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах».На основании абз. 20 п.20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (действовали до 11.10.2014), а также п. 1.8 главы 1 Правил ОСАГО, утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П (действуют с 11.10.2014) истец был освобожден от необходимости предоставлять при заключении договора ОСАГО сведения о своем страховании (о безубыточности) в силу того обязательства, что ежегодно перезаключал (пролонгировал) договор обязательного страхования у одного страховщика.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к обоснованному выводу, что сохранение за истцом заниженного водительского класса повлекло увеличение стоимости страховых услуг ОСАГО в последующие периоды страхования в силу того обстоятельства, что при расчете страховой премии в каждый последующий период в целях определения КБМ принимается во внимание водительский страховой класс предшествующего страхового периода, что влияет на имущественные права и затрагивает законные интересы водителя на получение скидки за безаварийную езду.
Такой вывод судебная коллегия полагает правильным, основанным на верной оценке характера правоотношений сторон и представленных доказательств.
Разрешая вопрос о возмещении истцу судебных расходов по оплате услуг представителя, суд первой инстанции, учитывая степень сложности дела, объем проделанной представителем истца работы, с учетом принципа разумности, взыскал в пользу истца расходы на оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с указанным размером взысканных судом первой инстанции с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя, с учетом требований разумности и справедливости, категории заявленного спора, объема выполненной представителем работы и достигнутого результата.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы истца в части отказа во взыскании расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА, поскольку законом не ограничено право истца в выборе источника информации, необходимой для защиты нарушенного права, а убытки ФИО3, причиненные ему ненадлежащим исполнением своих обязательств страховой компанией, в соответствии с требованиями ст. ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым отменить обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА.
В отмененной части надлежит принять новое решение о взыскании с ответчика в пользу истца расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА, в размере 8000 рублей.
Оснований для отмены данного решения в остальной части судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2018 года отменить в части отказа во взыскании расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА. В отмененной части принять новое решение.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу ФИО3 расходы, связанные с получением сведений из АИС РСА, в размере 8000 рублей.
В остальной части решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий Троценко Ю.Ю.
Судьи Абдуллина С.С.
ФИО2