Судья Оленбург Ю.А. Дело № 33А– 2202
Докладчик Шалагина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2013 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Конева Н.Б., Безденежных Д.А.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета ЖКХ администрации г.Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 04 декабря 2012 года по делу по заявлению прокурора города Новокузнецка о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новокузнецка обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа Комитета ЖКХ администрации г.Новокузнецка №78 от 18.06.2012г. «Об организации работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов в 2012г. за счет спонсорской помощи ООО «ЕвразХолдинг».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города при проведении проверки по обращению ООО «Строительная компания Арвит» был установлен факт совершения Комитетом ЖКХ администрации г.Новокузнецка действий, выразившихся в принятии вышеуказанного ненормативного правого акта, который является незаконным, так как противоречит требованиям действующего законодательства, а также содержит коррупциогенные факторы.
Так, в преамбуле оспариваемого приказа указано, что он издан во исполнение решения Общественного совета жилищно-коммунального хозяйства г. Новокузнецка при Новокузнецком городском Совете народных депутатов от 14.06.2012 № 2/1 «О капитальном ремонте придомовых территорий многоквартирных домов за счет средств инвесторов». В самом приказе установлено, что Комитет объявляет о проведении квалификационного отбора по капитальному ремонту придомовых территорий в соответствии с Порядком привлечения ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов в г. Новокузнецке, для чего создает комиссию по проведению квалификационного отбора, осуществляет прием заявок, рассматривает их, принимает участие в заключении договоров на выполнение работ, осуществляет технический контроль за проведением ремонта и организовывает предоставление отчета. Издание подобного приказа является незаконным по следующим основаниям.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 № 12/158 утверждено Положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка.
Заявитель полагает, что при издании приказа № 78 Комитет вышел за пределы функций, предоставленных ему как Положением, так и функций, предусмотренных для органа местного самоуправления, а также руководствовался при издании приказа актом, не перечисленным в пункте 1.2 и не являющимся правовым.
В Положении Комитета отсутствуют функции по проведению квалификационного отбора подрядных организаций для капитального ремонта придомовых территорий многоквартирных домов. При издании приказа №78 председатель Комитета ЖКХ руководствовался решением Общественного совета жилищно-коммунального хозяйства г.Новокузнецка при Новокузнецком городском Совета народных депутатов от 14.06.2012г. «О капитальном ремонте придомовых территорий многоквартирных домов за счет инвесторов». Однако вышеуказанный совет не входит в структуру органов местного самоуправления, его решения не носят правового характера, а являются рекомендательными.
Просит обязать Комитет ЖКХ администрации г.Новокузнецка устранить допущенное нарушение и отменить указанный приказ.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Новокузнецка ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 04 декабря 2012 года постановлено:
Заявление прокурора города Новокузнецка удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Новокузнецка от 18 июня 2012 года №78 «Об организации работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов в 2012 г. за счет спонсорской помощи ООО «ЕвразХолдинг»» со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора ФИО5, полагавшей решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что 18.06.2012г. председателем Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Новокузнецка издан приказ №78 «Об организации работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов в 2012г. за счет спонсорской помощи ООО «ЕвразХолдинг». В преамбуле приказа указано, что он издан во исполнение решения Общественного совета жилищно-коммунального хозяйства г.Новокузнецка при Новокузнецком городском Совете народных депутатов от 14.06.2012 № 2/1 «О капитальном ремонте придомовых территорий многоквартирных домов за счет средств инвесторов» в целях организации работ по капитальному ремонту придомовых территорий.
Из содержания приказа следует, что Комитет объявляет о проведении квалификационного отбора по капитальному ремонту придомовых территорий 19.06.2012г. в соответствии с Порядком привлечения ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов в г. Новокузнецке в 2012г., создает комиссию по проведению квалификационного отбора, осуществляет прием заявок, рассматривает их, принимает участие в заключении договоров на выполнение работ, осуществляет технический контроль за проведением ремонта и организовывает предоставление отчета.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 № 12/158 утверждено Положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка.
Пункт 1.1. указанного Положения устанавливает, что Комитет является отраслевым органом администрации города Новокузнецка в сфере жилищно-коммунального хозяйства и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
В пункте 1.2. Положения определено, что Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом РФ, иными федеральными законами и законами Кемеровской области, правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Кемеровской области, Уставом города Новокузнецка, иными муниципальными правовыми актами города Новокузнецка и настоящим Положением.
В пункте 3.1.4. Положения указаны функции Комитета в области жилищного комплекса и коммунального хозяйства, к которым, в том числе, отнесено проведение конкурсов по отбору подрядных организаций на выполнение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Проанализировав указанные положения, суд сделал вывод о том, что в целом Комитет ЖКХ вправе заниматься организацией работ по отбору подрядчиков для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Однако, по мнению суда, Комитет ЖКХ вправе осуществлять указанные полномочия в тех случаях, когда указанные работы проводятся за счет средств городского бюджета. А поскольку в оспариваемом прокурором приказе речь идет об организации работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов за счет спонсорской помощи ООО «ЕвразХолдинг», средства которой аккумулируются на специальном счете Новокузнецкого городского фонда «Жилищное строительство» и не поступают в бюджет города Новокузнецка, то изданием оспариваемого приказа Комитет ЖКХ допускает вмешательство в гражданско-правовые отношения, не связанные с вопросами местного значения. Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, управляющие организации вправе самостоятельно определять, с какой из подрядных организаций заключать договоры на ремонт общедомового имущества и придомовой территории, как за счет собственных средств, уплачиваемых собственниками помещений на эти цели, так и за счет спонсорской помощи.
На основании этих выводов суд признал оспариваемый приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Новокузнецка несоответствующим закону.
Судебная коллегия полагает вывод суда постановленным при неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).
Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п.2), организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (п.6.1).
В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, кроме указанных в части 1 данной статьи, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п.10 ч.1).
В силу положений п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, содержание и ремонт придомовых территорий многоквартирных домов относится к сфере жилищного законодательства, а органы местного самоуправления обеспечивают содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу, следовательно, вопросы организации содержания и ремонта придомовых территорий многоквартирных домов относятся к компетенции органов местного самоуправления. Причем для решения данных вопросов органы местного самоуправления используют не только бюджетные средства, но и иные не запрещенные законом источники денежных средств.
В соответствии с положениями ст.41 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.49, п.п.5, 9 ч.1 ст.55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования относятся к собственным доходам местных бюджетов, а средства местных бюджетов являются муниципальной собственностью, право владения, пользования и распоряжения которой в силу ст.209 ГК РФ принадлежит органу местного самоуправления муниципального образования.
С целью привлечения в сферу жилищного строительства финансовых средств органы местного самоуправления вправе образовывать местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994г. № 664 «Об утверждении Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства» фонды образуются для решения, в частности, следующих задач: создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, аккумуляции добровольных взносов предприятий и организаций, предназначенных на жилищное строительство.
Средства фондов формируются, в том числе, за счет добровольных взносов предприятий, организаций, общественных объединений и граждан Российской Федерации и расходуются на строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства; другие мероприятия, направленные на реализацию жилищной программы.
В соответствии с распоряжением администрации г.Новокузнецка от 25.05.2010г. №948 «Об организации капитального ремонта придомовых территорий многоквартирных домов», на которое сослался суд в решении, целевая благотворительная помощь, поступающая по соглашениям организаций и предприятий на капитальный ремонт придомовых территорий многоквартирных домов в г.Новокузнецке, аккумулируется на специальном счете Новокузнецкого городского фонда «Жилищное строительство».
Из обстоятельств дела усматривается, что спонсорская помощь ООО «ЕвразХолдинг», за счет которой планировался ремонт придомовых территорий многоквартирных домов в 2012г., поступает не на счет конкретного ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или управляющей организации, а на счет Новокузнецкого городского фонда «Жилищное строительство», т.е. местного внебюджетного фонда, распоряжение средствами которого отнесено в силу вышеуказанных положений законодательства к полномочиям органа местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, участие Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Новокузнецка в организации ремонта придомовых территорий многоквартирных домов, проводимого за счет спонсорских средств, в том числе путем проведения конкурса по отбору подрядных организаций на выполнение капитального ремонта, соответствует его компетенции и не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с Положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка председатель Комитета в пределах своей компетенции издает приказы и решения, дает указания, организует и проверяет их исполнение (п.6.2).
Ссылка в преамбуле приказа на решение Общественного совета жилищно-коммунального хозяйства города Новокузнецка при Новокузнецком городском Совете народных депутатов, который создан на основании решения городского Совета от 18.12.2009г. №51, действующему законодательству не противоречит, поскольку запрет на возможность ссылаться на решения общественных, совещательных органов рекомендательного характера законом не установлен.
Кроме того, в состав комиссии по проведению квалификационного отбора входят представители собственников помещений многоквартирных домов, соответственно, с учетом мнения которых производится отбор подрядных организаций.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что приказ председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Новокузнецка от 18 июня 2012 года №78 «Об организации работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов в 2012 г. за счет спонсорской помощи ООО «ЕвразХолдинг» соответствует закону и принят в пределах компетенции данного органа и должностного лица.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 04 декабря 2012 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора г.Новокузнецка о признании незаконным приказа Комитета ЖКХ администрации г.Новокузнецка №78 от 18.06.2012г. «Об организации работ по капитальному ремонту придомовых территорий многоквартирных домов в 2012 г. за счет спонсорской помощи ООО «ЕвразХолдинг», возложении обязанности на Комитет ЖКХ администрации г.Новокузнецка устранить допущенное нарушение отказать.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Конев Н.Б.
Безденежных Д.А.