ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2207/2014 от 25.04.2014 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

 Дело № 33-2207/2014                         г.Хабаровск

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,

 судей Верхотуровой И.В., Шемякиной О.Т.,

 при секретаре Задорожной М.П.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2014 года гражданское дело по иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по Хабаровскому краю, ОМВД России по Солнечному району о признании незаконным бездействия и возложении обязанности создать на территории Солнечного района изолятор временного содержания, соответствующий нормативным требованиям, по апелляционной жалобе представителя ответчика УМВД России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 января 2014 года,

 заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,

 У С Т А Н О В И Л А :

     Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию на территории Солнечного района изолятора временного содержания соответствующего нормативным требованиям и возложении обязанности создать в срок до 31.12.2016 года на территории Солнечного района изолятор временного содержания соответствующий нормативным требованиям, установленным ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе неоднократных проверок ИВС ОМВД по Солнечному району расположенного по <адрес>, были выявлены нарушения требований ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России № 950 от 22.11.2005 года. Так в камерах ИВС отсутствуют оконные проемы, площади камер не отвечают нормативным требованиям по обеспечению 1 человека в ИВС, камерные помещения не оборудованы скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарные узлы не соответствуют необходимым требованиям приватности, в учреждении отсутствуют помещения для свиданий, и карантин (медицинский изолятор). Согласно заключению МУПСП «ИРИС» устройство оконных проемов в помещении ИВС не представляется возможным, поскольку стены камер ИВС являются фундаментом здания и любые изменения, ухудшающие несущие способности здания запрещены. Таким образом, в здании, в котором ИВС расположен в настоящее время создать условия для соблюдения всех нормативных требований не представляется возможным. По информации ОМВД России по Солнечному району в 2006 - 2012 годах ответчику ежегодно направлялась информация о необходимости строительства нового здания для ИВС на территории Солнечного района, однако УМВД России по Хабаровскому краю должных мер по решению этого вопроса не приняло, проведенный в 2012 году капитальный ремонт приведению помещения ИВС в соответствие с федеральным законодательством не способствовал.

     Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен ОМВД России по Солнечному району Хабаровского края.

 Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 27.01.2014 года иск прокурора удовлетворен, признано незаконным бездействие УМВД России по Хабаровскому краю по неприятию мер по созданию на территории Солнечного района изолятора временного содержания соответствующего нормативным требованиям, на УМВД России по Хабаровскому краю возложена обязанность в срок до 31.12.2016 года создать на территории Солнечного района изолятор временного содержания соответствующий нормативным требованиям, установленным ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

 В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Хабаровскому краю Саяпин Е.В. просит решение суда отменить как незаконное, указав, что УМВД России по Хабаровскому краю является не надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку вопрос о создании ИВС относится к компетенции МВД России, а обеспечение условий содержания задержанных в изоляторе временного содержания осуществляет, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, ОМВД России по Солнечному району, структурным подразделением которого является ИВС. УМВД России по Хабаровскому краю не уполномочено принимать решение о создании ИВС и строительстве нового здания для него, в связи с чем, принятое судом решение не исполнимо.

 В судебном заседании представитель УМВД России по Хабаровскому краю Саяпин Е.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, прокурор Максименко Е.В. с апелляционной жалобой не согласилась.

 Представитель ответчика ОМВД России по Солнечному району в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, его неявка разбирательству дела не препятствует.

 Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и принять новое решение.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, в период 2011-2013 годов прокуратурой проводились неоднократные проверки исполнения требований законодательства по содержанию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в Изоляторе временного содержания ОМВД России по Солнечному району Хабаровского края, расположенном по <адрес>, в ходе которых было установлено нарушение ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России № 950 от 22.11.2005 года: в камерах ИВС отсутствуют оконные проемы; площади камер не отвечают нормативным требованиям по обеспечению содержащихся в ИВС площадью на 1 человека, из 9 камер: 1 площадью 2,4 кв.м используется под карцер, 2 – под следственные комнаты, площадь двухместных камер составляет от 3,5 кв.м до 6,9 кв.м, четырехместная камера имеет площадь 8,8 кв.м; камерные помещения не оборудованы скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения продуктов и индивидуальных принадлежностей, санитарные узлы необходимым требованиям приватности не соответствуют; помещения для свиданий и карантин (медицинский изолятор) в учреждении отсутствуют.

 По сообщению МУПСП «ИРИС» устройство оконных проемов в помещении ИВС, расположенном по <адрес>, невозможно, поскольку стены камер ИВС являются фундаментом здания, устроенным на насыпных грунтах в 7 бальной зоне и любые изменения, ухудшающие несущие способности здания запрещены.

 Согласно предоставленных ОМВД России по Солнечному району отчетов о результатах работы конвойных подразделений милиции, изоляторов временного содержания и медицинских вытрезвителей за 2006-2012 годы, адресованных УМВД России по Хабаровскому краю ежегодно в разделе 5 отражались сведения о необходимости нового строительства одного объекта. В отчете за 12 месяцев 2012 года отражен факт получения из федерального бюджета и расходовании в отчетном периоде на капитальный ремонт ИВС <данные изъяты>

 Оценив в совокупности представленные доказательства и разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст.ст.4, 7, 9, 17, 23 ФЗ от 15.07.1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, пришел к правильному выводу о том, что помещение ИВС ОМВД России по Солнечному району не соответствует установленным законом требованиям, предъявляемым к условиям содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В соответствии с указанными требованиями норма санитарной площади на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м (ни одна из камер ИВС этим требованиям не соответствует), камеры должны иметь оконные проемы и быть оборудованы скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения продуктов и индивидуальных принадлежностей, санитарные узлы должны соответствовать необходимым требованиям приватности, должны быть также предусмотрены помещения для свиданий и карантин (медицинский изолятор). ОМВД России по Солнечному району неоднократно информировало УМВД России по Хабаровскому краю о необходимости строительства нового ИВС на территории Солнечного района, однако должных мер для разрешения данного вопроса не принято до настоящего времени, чем нарушаются права, свободы и законные интересы лиц, содержащихся в ИВС.

 Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается.

 Вместе с тем, возлагая на УМВД России по Хабаровскому краю обязанность по созданию в срок до 31.12.2016 года на территории Солнечного района изолятора временного содержания соответствующего нормативным требованиям, установленным ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и отказывая в удовлетворении иска к ОМВД России по Солнечному району, суд первой инстанции не в полной мере учел требования нормативных актов, регулирующих полномочия МВД России как уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и территориальных органов МВД России к которым относятся ОМВД России по Солнечному району и УМВД России по Хабаровскому краю.

 В силу требований ст.9 ФЗ от 15.07.1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 В соответствии с п/п 7, 26, 62-63 п.12, п/п 6 п.13 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 года N 248 МВД России осуществляет следующие полномочия: обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере внутренних дел; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование; представляет в установленном порядке в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. МВД России в целях осуществления своих полномочий имеет право осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт объектов системы МВД России.

 Согласно ст.179.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой. Формирование федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации. Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года N 716 утверждены Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, согласно которых федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений.

 Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2013 года N 313-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (действовавшим до 15.04.2014 года) в рамках основного мероприятия которой планировалось осуществление комплекса мероприятий, направленного на содержание, охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации. В качестве основной проблемы в сфере реализации подпрограммы отражено несоответствие условий содержания в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых требованиям российского законодательства.

 Ответственным исполнителем данного мероприятия назначено МВД России, период реализации установлен с 01.01.2013 года по 31.12.2020 года. Реализация основного мероприятия программы предполагало завершение ранее начатого строительства, разработку проектно-сметной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт ИВС. На первоначальном этапе планировалось осуществить мониторинг потребности органов внутренних дел в капитальном ремонте, строительстве и реконструкции ИВС и формирование перечня таких объектов, при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение изоляторов временного содержания предусмотрено обеспечение соблюдения установленных норм.

 Указанным распоряжением Правительства РФ по основному мероприятию «Обеспечение деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации» были распределены средства на строительство, ремонт и оснащение изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел на период с 2013 по 2020 годы.

 Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года N 345 (вступающим в силу 02.05.2014 года) утверждена новая государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», а Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации предписано подготовить предложения об увеличении ресурсного обеспечения государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в 2017 - 2020 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

 В соответствии с Регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 17.10.2013 года N 850 формирование планов и показателей деятельности МВД России осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Координация разработки и реализации государственных программ осуществляется Организационно-аналитическим департаментом МВД России. Планирование работы МВД России предусматривает подготовку материалов для разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Документы, подлежащие внесению, вместе с сопроводительным письмом в Минфин России визируются начальниками соответствующих структурных подразделений МВД России, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), статс-секретарем - заместителем Министра и после согласования представляются на рассмотрение Министру.

 В силу указанных положений создание ИВС, а также осуществление функций государственного заказчика и организация капитального строительства, реконструкции, текущего и капитального ремонта объектов системы МВД России относятся к полномочиям МВД России, в связи с чем, требования прокурора о возложении на УМВД России по Хабаровскому краю обязанности создать на территории Солнечного района изолятор временного содержания соответствующий нормативным требованиям, установленным ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» необоснованны и удовлетворению не подлежат.

 Согласно Положений об УМВД России по Хабаровскому краю и ОМВД России по Солнечному району (утвержденных приказами МВД России от 27.04.2011 года № 277 и УМВД России по Хабаровскому краю от 16.02.2013 года № 143) ответчики являются территориальными органами МВД России на региональном и районном уровне (соответственно), и в соответствии с предоставленными им полномочиями: осуществляют меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел на подведомственной территории; обеспечивают в соответствии с законодательством РФ содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и вносят в МВД России соответствующие предложения; организовывают капитальное строительство и ремонт объектов (соответственно), находящихся в оперативном управлении.

 Между тем, как следует из материалов дела ответчики имея достоверные сведения о невозможности приведения помещения ИВС по Солнечному району в состояние отвечающее требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» путем проведения капитального ремонта, и признавая необходимость для достижения указанной цели проектирования и строительства (приобретения) нового здания (помещения) для размещения ИВС (что представители ответчиков подтвердили в ходе судебного разбирательства) не приняли достаточных необходимых мер для доведения указанной информации до МВД России.

 Предоставленные ОМВД России по Солнечному району отчеты о результатах работы конвойных подразделений милиции, изоляторов временного содержания и медицинских вытрезвителей за 2006-2012 годы, не содержат необходимых для принятия решения о строительстве нового ИВС сведений, в том числе о назначении объекта, потребность (количество) денежных средств на эти цели на последующий год. УМВД России по Хабаровскому краю в свою очередь, имея право запрашивать и получать от территориальных органов документы и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции, за истекший период не приняты меры по уточнению необходимых сведений и направлению информации в МВД России для принятия соответствующего решения.

 Как следует из материалов дела, согласно направленным в МВД России заявкам в 2012 году из федерального бюджета были выделены денежные средства на проведение капитального ремонта ИВС ОМВД России по Солнечному району, однако в результате проведенного капитального ремонта нарушения в полной мере не устранены, чему способствовали объективные причины (невозможность устройства окон и увеличение площади размещения в существующем помещении ИВС). Несмотря на это, по сообщению УМВД России по Хабаровскому краю на 2014 год по данному объекту в МВД России вновь направлена заявка на выделение финансирования на проведение капитального ремонта на сумму <данные изъяты>., рассмотрены и согласованы предложения для включения в проект концепции развития ИВС на 2016 год на проведение капитального ремонта ИВС ОМВД России по Солнечному району с потребностью бюджетных обязательств <данные изъяты>..

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что и УМВД России по Хабаровскому краю и ОМВД России по Солнечному району допустили незаконное бездействие в части непринятия мер по направлению в МВД России надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих необходимость создания на территории Солнечного района по Хабаровскому краю изолятора временного содержания, соответствующего нормативным требованиям, в связи с чем, полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения, направив в срок до 25.06.2014 года в Министерство внутренних дел Российской Федерации надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие необходимость создания на территории Солнечного района по Хабаровскому краю изолятора временного содержания, соответствующего нормативным требованиям, установленным ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ.

 Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 января 2014 года по иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по Хабаровскому краю, ОМВД России по Солнечному району о признании незаконным бездействия и возложении обязанности создать на территории Солнечного района изолятор временного содержания, соответствующего нормативным требованиям, отменить и принять новое решение.

 Исковые требования прокурора Солнечного района Хабаровского края удовлетворить частично.

 Признать незаконным бездействие ОМВД России по Солнечному району, УМВД России по Хабаровскому краю в части непринятия мер по направлению в Министерство внутренних дел Российской Федерации надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих необходимость создания на территории Солнечного района по Хабаровскому краю изолятора временного содержания, соответствующего нормативным требованиям, установленным ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ.

 Обязать ОМВД России по Солнечному району, УМВД России по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения, направив в срок до 25.06.2014 года в Министерство внутренних дел Российской Федерации надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие необходимость создания на территории Солнечного района по Хабаровскому краю изолятора временного содержания, соответствующего нормативным требованиям, установленным ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ.

 В удовлетворении остальной части иска прокурору Солнечного района Хабаровского края отказать.

 Председательствующий судья                 Е.С. Жельнио

 судьи                         И.В. Верхотурова

 О.Т. Шемякина