ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2208 от 17.04.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

  Судья Ефимкина Ю.В.                                                                                   Дело № 33-2208

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2013 год                                                                                     город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.,

судей Тришкиной М.А., Бугаевой Е.М.,

с участием прокурора Нефедова В.Н.,

при секретаре Шебаловой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи         Тришкиной М.А. гражданское дело по иску Саратовского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Волжская территориальная генерирующая компания» о запрете эксплуатации подъездного пути, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 03 декабря 2012 года, которым удовлетворены заявленные требования.

Заслушав доклад судьи, объяснения Белозерцева С.О. - представителя открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания», поддержавшего доводы жалобы, заключение Нефедова В.Н. - помощника прокурора отдела по обеспечению производства в гражданском процессе Саратовской областной прокуратуры, возражавшего против доводов жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Саратовский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее - ОАО «Волжская ТГК») о запрете эксплуатации подъездного пути. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта на подъездных путях, используемых Саратовским ГРЭС Саратовского филиала ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» выявлены нарушения указанного законодательства.

В ходе проверки подъездных путей Саратовского ГРЭС Саратовского филиала ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» установлены нарушения требований «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденной МПС РФ <дата> (ЦП-774), в соответствии с которой подъездной путь: в нарушение требований п. 4.2. Инструкции - сплошь негодные не обеспечивающие стабильность рельсовой колеи шпалы, в нарушение требований       п. 2.2. Инструкции - ширина рельсовой колеи более 1548 мм, V-0 км/ч. Вышеуказанные нарушения в соответствии с инструкцией № ЦП-774 запрещают эксплуатацию пути. В ходе проверки установлено, что данный подъездной железнодорожный путь протяженностью 741,3 п.м., входящий в энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГРЭС инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ОАО «Волжская ТГК» и непосредственно эксплуатируется Саратовским ГРЭС Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК».

Вышеназванные нарушения, учитывая выход на пути общего пользования подвижного состава с подъездных железнодорожный путей, используемых Саратовским ГРЭС Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК», ставят под угрозу жизнь и здоровье пассажиров, а также жителей <адрес> и нарушают указанные права. На основании изложенного, транспортный прокурор просил суд запретить ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» эксплуатацию подъездного железнодорожного пути, протяженностью 741,3 п.м., входящего в энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГРЭС инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> до устранения вышеуказанных нарушений Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 03 декабря 2012 года постановлено:

запретить ОАО «Волжская ТГК» эксплуатацию подъездного железнодорожного пути, протяженностью 741,3 п.м., входящего в энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГРЭС инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, до устранения следующих нарушений «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденной МПС РФ 01 июля 2000 года(ЦП-774):

подъездной путь: в нарушение п. 4.2. Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути от 01 июля 2000 года № ЦП-774 сплошь негодные не обеспечивающие стабильность рельсовой колеи шпалы, в нарушение требований       п. 2.2. Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути от                    01 июля 2000 года № ЦП-774 ширина рельсовой колеи более 1548 мм, V - 0 км/ч.

В апелляционной жалобе ОАО «Волжская ТГК» ставится вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу. Автор жалобы указал, что истцом не доказан факт нарушения субъективного права неопределенного круга лиц. Полагает, что поскольку в соответствии со схемой расположения участка, находящегося в собственности ОАО «Волжская ТГК», он не соприкасается с путями общего пользования, при возникновении аварии на указанном участке неблагоприятные последствия могут возникнуть только у ОАО «Волжская ТГК», а не у сторонних физических лиц. Указал, что выбранный способ защиты нарушенного права нельзя рассматривать как гражданско - правовой, поскольку «запрет осуществления действий» является определенным видом наказания, применяемый в качестве санкции за нарушение законодательства об административных правонарушениях. Ссылается на неподведомственность указанного спора суду общей юрисдикции.

Представитель ОАО «Волжская ТГК» Белозерцев С.О. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Прокурор отдела по обеспечению производства в гражданском процессе Саратовской областной прокуратуры Нефедов В.Н. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 10 января 2003 года № 18 - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта;

места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;

места необщего пользования - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 9 вышеназванного закона, в местах общего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров.

В местах необщего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров.

Места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, бесперебойной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Места общего пользования в необходимых случаях дополнительно оборудуются специальными погрузочно-выгрузочными устройствами, в том числе эстакадами, специализированными площадками, скотопогрузочными платформами, водопойными пунктами, очистными сооружениями, дезинфекционно-промывочными устройствами.

Места необщего пользования в необходимых случаях оборудуются сооружениями и устройствами, обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку вагонов, контейнеров, а в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, также промывку вагонов, контейнеров после выгрузки из них грузов, грузобагажа.

Соответствие мест общего и необщего пользования требованиям настоящей статьи обеспечивается за счет средств их владельцев, специально выделенных участков - за счет средств грузоотправителей (отправителей) или грузополучателей (получателей), которым предоставлены такие участки.

В соответствии ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

В соответствии с абз.2 ч.4 вышеназванной статьи, у каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.

Как следует из ч.5 указанной статьи, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.

При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт.

На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.

Согласно п. 4.2 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути от 01 июля 2000 года № ЦП-774 при осмотрах и проверках пути определяют состояние пути, земляного полотна, сооружений, путевых устройств, выявляют причины, вызывающие неисправности пути, определяют виды и объемы работ по устранению и предупреждению неисправностей, а также сроки выполнения работ. В первую очередь устанавливают, нет ли отступлений и дефектов, угрожающих безопасности движения поездов или близких к ним. К таким отступлениям и дефектам относятся: остродефектные или лопнувшие рельсы, остряки и крестовины на стрелочных переводах; отступления IV степени по геометрическим параметрам рельсовой колеи, а также другие виды отступлений, обнаруживаемые путеизмерительным вагоном, зазоры между рельсом и подкладками; отбои наружных рельсов в кривых с отжатием костылей на участках с деревянными шпалами (на стрелочных переводах - с деревянными брусьями); «кусты» негодных деревянных шпал в кривых; наличие более двух подряд слитых зазоров в стыках звеньевого пути в период ожидания повышения температуры рельсов в весенне-летнее время или чрезмерно растянутых зазоров в период ожидаемого понижения температуры; наличие загрязнителей под подошвой рельса, ухудшающих работу электрических рельсовых цепей; повреждения элементов изоляции в изолирующих стыках, сережках и соединительных полосах на стрелочных переводах; неприлегание более чем на 4 мм шейки остряка стрелки или подвижного сердечника крестовины к упорным накладкам, а также подошвы остряка или сердечника крестовины к подушкам; дефекты земляного полотна и водоотводов, могущие привести к нарушению устойчивости пути, и другие неисправности пути, искусственных сооружений и устройств, угрожающие безопасности движения поездов. Размеры отступлений от норм и правил содержания пути и обнаруженные дефекты сопоставляются с допускаемыми размерами и установленными требованиями, предъявляемыми к обеспечению безопасности движения поездов в зависимости от установленных скоростей (табл. 2.1,2.3,2.4,2.5).

Согласно п. 2.2 вышеуказанной инструкции, исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от номинальных параметров и норм устройства рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скорости движения поездов, тем жестче допускаемые величины степеней отступлений и требования, предъявляемые к содержанию пути.

При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 года - 1510 мм) закрывается движение поездов.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", действующего в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В судебном заседании установлено, что собственником подъездного железнодорожного пути протяженностью 741,3 п.м., входящий в энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГРЭС, инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (л.д. 10-14).

Указанные подъездные железнодорожные пути построены в 1930 году.

Как следует из письма <данные изъяты>» № от <дата>, в 2011 и 2012 годах на путь необщего пользования ОАО «Волжская ТГК» локомотивом перевозчика осуществлялась и осуществляется подача (уборка) вагонов на основании договора № от <дата> на эксплуатацию пути необщего пользования ОАО «Волжская ТГК» по станции <данные изъяты>». <дата> в 16-00 на пути необщего пользования ОАО «Волжская ТГК» примыкающего к станции <данные изъяты> - структурного подразделения <данные изъяты> - структурного подразделения <данные изъяты> при подачи под выгрузку вагона с грузом «<данные изъяты>» на 3пк + 50м. произошел сход вагона правым колесом первой по ходу колесной пары внутрь колеи. По данному случаю был составлен акт первичного осмотра места схода вагона № от <дата> и протокол разбора от <дата> (л.д. 102, 105-106).

Как следует из акта проверки исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта на подъездных путях от 24 августа 2012 года, расположенных по адресу: <адрес>, в районе склада-навеса сплошная гнилость деревянных шпал, уширение рельсовой колеи более 1548 мм (л.д. 7-9).

В опровержение указанных обстоятельств ответчиком, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, доказательств не представлено.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика указанный акт и зафиксированные нарушения не оспаривал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку истцом представлено достаточно доказательств о несоответствии подъездных путей Саратовского ГРЭС Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК», которые препятствуют дальнейшей эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования до устранения указанных недостатков.

Довод жалобы о том, что истцом не доказан факт нарушения субъективного права неопределенного круга лиц признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку техническое состояние пути создает угрозу железнодорожных аварий и катастроф, в результате которых возникает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, в том числе работникам ОАО «Волжская ТГК».

Не основаны на законе доводы жалобы о том, что спор подлежит рассмотрению арбитражным судом, поскольку прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц, то есть отсутствует экономический характер спора, являющийся обязательным критерием для отнесения спора к подведомственности арбитражного суда.

Довод жалобы о том, что выбранный способ защиты нарушенного права нельзя рассматривать как гражданско - правовой, поскольку «запрет осуществления действий» является определенным видом наказания, применяемый в качестве санкции за нарушение законодательства об административных правонарушениях, противоречит ст. 1065 ГК РФ, согласно которой, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающий такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в жалобе, не усматривается.

Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи