ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2208/2017 от 22.03.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело №33-2208/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 22 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Султанова Р.А.,

судей областного суда Раковского В.В., Трифоновой О.М.,

при секретаре Камеристовой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года по делу по иску прокурора Промышленного района города Оренбурга Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Промышленное и жилищное строительство», некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская управляющая компания», обществу с ограниченной ответственностью «БСБ» об обязании завершить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту крыши,

установила:

Прокурор Промышленного района г. Оренбурга Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ООО «Промышленное жилищное строительство», указав, что 28 августа 2015 года между НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» и ООО «Промышленное и жилищное строительство» заключен договор подряда № 40/1 по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес), дома № Срок выполнения работ составлял 90 дней и ремонтные работы должны были быть завершены подрядной организацией ООО «Промышленное жилищное строительство» в ноябре 2015 года. Вместе с тем согласованные договором работы не выполнены в срок. Согласно представленной НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» информации, работы не выполнены в связи с погодными условиями, препятствующими проведению работ или нарушающими технологические процессы их проведения частично или полностью, а также в связи с выявленными недостатками. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений, истец окончательно просил суд обязать ООО «Промышленное жилищное строительство» в срок до 01 февраля 2017 года завершить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес) (ремонт крыши и сетей электроснабжения), (адрес) (ремонт сетей электроснабжения), (адрес) (ремонт сетей электроснабжения), в срок до (дата) завершить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: (адрес) (ремонт крыши), в соответствии с условиями договора подряда № 40/1 от 28 августа 2015 года, обязать некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома (адрес) путем организации выполнения работ по замене балок чердачного перекрытия дома в срок до 01 марта 2017 года.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были также привлечены некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», общество с ограниченной ответственностью «Оренбургская управляющая компания» и общество с ограниченной ответственностью «БСБ».

В судебном заседании прокурор Промышленного района города Оренбурга исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика ООО «Промышленное и жилищное строительство Оренбургской области» Г.С.С. и Т.Р.Р., исковые требования признали частично.

Представители ответчиков НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства» Ш.В.В., ООО «Оренбургская управляющая компания» К.М.Ю., ООО «БСБ» Г.Ю.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года требования прокурора Промышленного района г. Оренбурга удовлетворены. Суд обязал ООО «Промышленное и жилищное строительство», в соответствии с условиями договора подряда № 40/1 от 28 августа 2015 года, в срок до 01 февраля 2017 года завершить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов: - по ремонту крыши и сетей электроснабжения по адресу: (адрес); - по ремонту сетей электроснабжения по адресу: (адрес), в срок до 01 марта 2017 года завершить работы по капитальному ремонту общего имущества -- крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), обязал некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства (адрес)» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес) путем организации выполнения работ по замене балок чердачного перекрытия дома в срок до 01 марта 2017 года.

С решением суда в части не согласился ответчик НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит решение суда об обязании ООО «Промышленное и жилищное строительство» в срок до 01.03.2017 года завершить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), об обязании НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши по адресу: (адрес), путем организации выполнения работ по замене балок чердачного перекрытия дома в срок до 01 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представители ответчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» М.Д.Г. и Ш.В.В., представитель ответчика ООО «Промышленное и жилищное строительство» Т.Р.Р., представитель ООО «Оренбургская управляющая компания» К.А.М., действующие на основании доверенностей, а также прокурор Г.Н.В. Представитель ответчика ООО «БСБ», извещенный надлежащим образом, не явился.

С учетом изложенного и в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., пояснения представителей ответчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства (адрес)» М.Д.Г. и Ш.В.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика ООО «Промышленное и жилищное строительство» Т.Р.Р., не возражавшую против доводов апелляционной жалобы, представителя ООО «Оренбургская управляющая компания» К.А.М., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, прокурора Г.Н.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

В соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области 12.09.2013г. № 1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.

На территории Оренбургской области, для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012г. № 562-п создана некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».

Из материалов дела следует, что собственники помещений жилого дома расположенного по адресу: (адрес) (далее также – МКД), формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Как следует из протокола общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 17.06.2015 года, на общем собрании принято решение об утверждении перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт крыши и утвержден ежемесячный взнос на капитальный ремонт в размере 8,90 рублей.

Согласно протоколу № 1 от 20.11.2016 года общего собрания собственников помещений МКД ежемесячный взнос на капитальный ремонт собственниками изменен, установлен в размере 4, 30 рублей.

Управление данным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО «Оренбургская управляющая компания».

Постановлением администрации г. Оренбурга от 06 июня 2014 года № 1221-п «Об утверждении краткосрочного плана региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных дома, расположенных на территории Оренбургской области в 2014 – 2043 годах» капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: (адрес) должен быть проведен в 2015 году.

Из материалов дела следует, что между НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства» (заказчик) и ООО «Промышленное и жилищное строительство» (подрядчик) заключен договор подряда от 28 августа 2015 года №40/1, а также дополнительное соглашение от 14 октября 2015 года к вышеуказанному договору, по условиям которых заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту и на выполнение строительно–монтажных работ по капитальному ремонту в соответствии с технической и сметной документацией в отношении следующих многоквартирных домов:

- (адрес) - ремонт крыши и сетей электроснабжения;

- (адрес) – ремонт крыши и сетей электроснабжения;

- (адрес) - ремонт крыши;

- (адрес) - ремонт крыши и сетей электроснабжения;

- (адрес) - ремонт крыши, ремонт сетей электроснабжения;

- (адрес) - ремонт сетей электроснабжения;

- (адрес) - ремонт крыши, ремонт сетей электроснабжения.

Срок выполнения работ установлен в пункте 12 договора и составляет 90 дней.

Разрешая спор и принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из того, что работы по ремонту крыши дома, расположенного по адресу: (адрес) в установленный срок не выполнены в связи с нахождением строительных конструкций чердачного перекрытия в аварийном состоянии, замена балок предусмотрена локальным сметным расчетом к договору подряда от 07.04.2016 года, чердаки и ограждающие несущие конструкции МКД являются общим имуществом МКД, а в силу 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта и в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, полученных за счет платежей собственников помещений.

Судебная коллегия, исходя из обстоятельств дела и доводов апелляционной жалобы, не может согласится с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши по адресу: (адрес) путем организации выполнения работ по замене балок чердачного перекрытия дома и при этом исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Статьей 18 Закона Оренбургской области от 21.08.2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" указанный перечень работ дополнен работами по ремонту систем пожаротушения и дымоудаления, установке коллективных приборов учета потребления ресурсов, разработке проектно-сметной документации, проведению экспертизы проектно-сметной документации, выполнению работ по осуществлению строительного контроля, обязательному подтверждению соответствия законченных капитальным ремонтом (заменой) лифтов.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме ( п.3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что при выполнении работ по ремонту крыши МКД было установлено аварийное состояние балок чердачного перекрытия.

Однако работы по капитальному ремонту чердачных перекрытий в вышеуказанных перечнях не перечислены.

Чердаки и ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая плиты перекрытий и иные ограждающие несущие конструкции являются общим имуществом многоквартирного дома (п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества").

Допрошенный в заседании суда первой инстанции в качестве специалиста С.Г.А. показал, что балки перекрытия входят в состав чердачного перекрытия, являются несущими конструктивными элементами и не входят в состав кровли.

Согласно приложению № 8 к постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2002 года № 170 «Об утверждении Правил и норм техничкой эксплуатации жилищного фонда» к работам по капитальному ремонту отнесены ремонтно – строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме является компетенцией общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

В связи с изложенным, поскольку вышеуказанным договором подряда от 28 августа 2015 года №40/1, заключенным между региональным оператором НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства» и подрядчиком ООО «Промышленное и жилищное строительство» были предусмотрены работы по капитальному ремонт крыши и сетей электроснабжения МКД, а балки чердачного перекрытия не относятся к конструктивным элементам крыши, ремонт чердачного перекрытия не включен в перечень обязательных работ, выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, собственниками помещений дома, расположенного по адресу: (адрес) не принимались решения о капитальном ремонте конструкций чердачного перекрытия и изменении в связи с этим взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обязанности по обеспечению работ по замене балок чердачного перекрытия многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах решение суда в части обязания НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома, расположенного по адресу: (адрес) путем организации выполнения работ по замене балок чердачного перекрытия дома в срок до 01 марта 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Промышленного района города Оренбурга.

Решение суда в части возложения на ООО «Промышленное и жилищное строительство» обязанности, в соответствии с условиями договора подряда № 40/1 от 28 августа 2015 года, в срок до 01 марта 2017 года завершить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома – крыши дома, расположенного по адресу: (адрес) не затрагивает права и интересы заявителя жалобы, а ответчиком ООО «Промышленное и жилищное строительство» решение суда не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда в указанной части.

Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года в части обязания некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома, расположенного по адресу: город Оренбург, улица Кольцевая, дом №17 путем организации выполнения работ по замене балок чердачного перекрытия дома в срок до 01 марта 2017 года отменить, в отмененной части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района города Оренбурга Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в данной части.

В остальной части решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи