ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2211 от 19.09.2013 Тульского областного суда (Тульская область)

стр.57

Дело № 33-2211           судья Илюшкина О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2013 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой С.Б.,

судей Луниной Т.Д., Колотовкиной Л.И.,

при секретаре Гришиной Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал Тулэнерго, апелляционному представлению прокурора Ленинского района на решение Ленинского районного суда Тульской области от 16 апреля 2013 года по иску прокурора Ленинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию.

Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Тулаэнергосбыт» о признании незаконными действий по применению показаний общедомовых приборов учета электроэнергии, не входящих в общее имущество собственников многоквартирных домов на территории Ленинского района, расположенных по адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> при расчете платы за электроэнергию с жителями данных домов.

    Кроме того, просил обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию по п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в дальнейшем засчитать излишне уплаченные суммы за электроснабжение на будущий период в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии в многоквартирных домах на территории Ленинского района, Тульской области, расположенных по адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

а в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, жилые помещения которых не оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, не производить начисление платы за электроэнергию до утверждения норматива потребления электроэнергии в порядке, установленном законодательством. Обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов показания общедомовых приборов учета электроэнергии до включения приборов учета электроэнергии в общее имущество собственников многоквартирных домов, расположенных по указанным выше адресам.

В обоснование заявленных требований указано, что в результате проверки, проведенной по обращениям граждан – жителей Ленинского района Тульской области, прокуратурой Ленинского района установлено, что в многоквартирных домах на территории Ленинского района Тульской области, расположенных по указанным выше адресам, приборы учета электроэнергии, показания которых использует ОАО «Тулаэнергосбыт» как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, в связи с чем, их показания не могут быть положены в основу исчисления размера платы за электроэнергию с использованием показаний общедомового прибора учета.

Кроме того, многоквартирные дома на территории Ленинского района Тульской области, расположенные по адресу: <адрес> включены в перечень домов непригодных для постоянного проживания (ветхий жилой фонд), в связи с чем в силу ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ, требования закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов на данные дома не распространяются.

После неоднократных уточнений, прокурор Ленинского района по основаниям, изложенным ранее, просил суд: признать незаконными действия ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по применению показаний общедомовых приборов учета электроэнергии не входящих в общее имущество собственников многоквартирных домов на территории Ленинского района, расположенных по адресам: <адрес> при расчете платы за электроэнергию с жителями данных домов. Обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по следующим адресам перерасчет платы за электроэнергию, потребленную до ДД.ММ.ГГГГ: - жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, - жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п. б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, п. Ленинский: <адрес> а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по следующим адресам перерасчет платы за электроэнергию, потребленную после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета по п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354: п. Ленинский: <адрес> возместив потребителям коммунальной услуги электроэнергии излишне уплаченные суммы за электроснабжение. Обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжъя» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по следующим адресам перерасчет платы за электроэнергию, потребленную после ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета по п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354: п. Ленинский: <адрес> Обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжъя» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов показания общедомовых приборов учета электроэнергии до включения приборов учета электроэнергии в общее имущество собственников многоквартирных домов, расположенных по указанным выше адресам.

    В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района Тульской области Шмелев А.П. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ОАО «Тулаэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности Мартынов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель третьего лица администрации МО Ленинский район в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Привлеченные по инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц ОАО <данные изъяты> ЗАО <данные изъяты> ООО <данные изъяты> ООО «<данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

    Представители третьих лиц - администрация МО Ильинское Ленинского района Тульской области, МО Медвенское Ленинского района Тульской области, МО Иншинское Ленинского района Тульской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Допрошенные ранее в судебном заседании представители администрации МО Ильинское Ленинского района Тульской области, МО Медвенское Ленинского района Тульской области, МО Иншинское Ленинского района Тульской области поясняли, что ряд многоквартирных домов до настоящего времени не выбрали ни один из способов управления. Все установленные на многоквартирных домах приборы учета собственниками домов в общее имущество не принимались.

    Третьи лица - Колобаев С.М. Гордеева Т.А., Кузьмина Л.С., Чугунова В.С., Бондарева В.В., Барсукова Н.М., Утробина Т.А., Ярошенко М.Н., Егорова М.Е., Балякин В.А., Майданюк О.В., Наместникова С.В., Минаев Н.С., Савилова М.В., Богачева Е.И., Ягодкина О.А., Коваль Н.В., Леденева С.Н., Захаров Н.Д. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда Тульской области от 16 апреля 2013 года постановлено: исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, удовлетворить частично.

    Признать незаконными действия ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по применению показаний общедомовых приборов учета электроэнергии, не входящих в общее имущество собственников многоквартирных домов на территории Ленинского района, расположенных по адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> при расчете платы за электроэнергию с жителями данных домов.

Обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по следующим адресам перерасчет платы за электроэнергию, потребленную до ДД.ММ.ГГГГ:

- жилые помещения, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307,

- жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по следующим адресам, перерасчет платы за электроэнергию, потребленную после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета по п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354:

-<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> возместив потребителям коммунальной услуги электроэнергии излишне уплаченные суммы за электроснабжение.

Обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по следующим адресам перерасчет платы за электроэнергию, потребленную после ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета по п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 г. №354:

-<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> и обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжъя» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов показания общедомовых приборов учета электроэнергии до включения приборов учета электроэнергии в общее имущество собственников многоквартирных домов, расположенных по указанным выше адресам.

    В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Тульской области о признании незаконными действий ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по применению показаний общедомовых приборов учета электроэнергии не входящих в общее имущество собственников многоквартирных домов на территории Ленинского района, расположенных по адресам: <адрес>

<адрес> и обязании произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в указанных домах перерасчет, отказать.

    В апелляционной жалобе ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал Тулэнерго ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований прокурора Ленинского района Тульской области и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

    В апелляционном представлении прокурор Ленинского района Тульской области просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенностям Фомичева Д.В., Мартынова А.В., возражения Минаева Н.С., Егоровой М.Е., Савиловой М.В., прокурора Алисина М.М., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу о состоятельности заявленных исковых требований прокурора Ленинского района Тульской области, удовлетворив их частично.

    Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, и не противоречит требованиям материального Закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.

В соответствии со ст.ст.539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.   

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.                               

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.1 Правил).                                                С 1 сентября 2012 года Правила № 307 утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 года), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.

Судом установлено, что все многоквартирные дома, указанные выше, оснащены общедомовыми приборами учета электроэнергии, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию приборов учета и актами разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Показания данных приборов учета применяются для расчетов с жителями многоквартирных домов, расположенных по указанным выше адресам, в том числе и за освещение мест общего пользования.

В соответствии с пунктом 5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального Закона, до 01 июля 2012 года возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу п.10 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет: с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что приборы учета, установленные на указанных выше многоквартирных домах являются собственностью ОАО МРСК «Центра и Приволжья». Приборы учета были установлены за счет собственных средств ответчика.

В пункте 3 Приказа Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", зарегистрированного в Минюсте РФ 29 июня 2010 года № 17646 закреплено, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Указанный договор заключается в простой письменной форме, что установлено п. 4 Приказа Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", зарегистрированного в Минюсте РФ 29 июня 2010 года № 17646.

Из совокупности указанных положений следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме.

Как усматривается из материалов дела, договоры на установку и эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии по вышеуказанным многоквартирным домам не заключались.

Доказательств тому, что ответчики (ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья») обращались к собственникам жилых помещений с предложением об установке прибора учета и его цене, или, что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется. В общую долевую собственность дома прибор учета передан не был и собственниками жилым помещений не принят.

Из пункта 7 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" усматривается, что в состав общего имущества многоквартирного дом входят: внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правильно признал, что, несмотря на то обстоятельство, что коллективные (общедомовые) приборы учета и были установлены на фасадах и во вводно-распределительных устройствах, использование их показаний для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей многоквартирных домов возможно, в случае их принадлежности на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Поскольку установка до 1 июля 2012 года коллективных (общедомовых) приборов учета к ряду жилых домов произведена с нарушениями процедуры и без

согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они установлены незаконно, в связи с чем их показания нельзя использовать при расчетах с потребителями.

    Доводы представителя ответчика о наличии актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон, подписанных с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и согласия управляющих компаний или председателей дома на установку коллективных (общедомовых) приборов учета не могут быть приняты во внимание, так как они не заменяют собой определенную законодательством письменную форму договора по установке и эксплуатации указанных приборов.

Принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учета и ввод их в эксплуатацию со стороны ОАО «Тулаэнергосбыт» в силу положений п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возможна в период с 1 июля 2012 года по 1 июля 2013 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет.

Таким образом, принимая во внимание положения вышеприведенного Закона, установленные по делу обстоятельства, суд правомерно признал действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по применению показаний общедомовых приборов учета электроэнергии не входящих в общее имущество собственников многоквартирных домов, где приборы учета установлены до 1 июля 2012 года, незаконными, обязав произвести перерасчет платы за электроэнергию.

Кроме того, судом установлено, что Постановлением Главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт межведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, о признании ветхим жилого фонда, находящегося на территории муниципального образования «Ленинский район Тульской области». Из приложения указанного постановления следует, что в список ветхих жилых домов включены и жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>

    Проанализировав положения ч.1 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на вышеуказанные жилые дома, признанные непригодными для проживания, требования действующего законодательства об организации обязательного учета потребленных энергетических ресурсов с использованием общедомовых приборов учета, не распространяются, в связи с чем расчеты между поставщиком и потребителями, проживающими в непригодных для постоянного проживания домах не могут быть основаны на показаниях таких приборов. Избранный поставщиком электрической энергии расчетный способ не подлежит применению, а действия ответчиков по начислению потребителям, проживающим в непригодных для постоянного проживания домах платы за электроэнергию на основании данного прибора, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

    Выводы суда подробно мотивированны в постановленном по делу решении и не вызывают сомнений у судебной коллегии.

    Доводы апелляционной жалобы ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго» о том, что суд первой инстанции не дал оценки взаимоотношениям между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Тулаэнергосбыт» по передаче электрической энергии, которые в соответствии с законодательством осуществляются по общедомовым приборам учета, на границе электрических сетей сетевой организации и внутридомовых сетей, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм законодательства. В данном деле рассматривались именно правоотношения, возникшие между потребителями - гражданами, с одной стороны, и сетевой, энергоснабжающей организациями, с другой стороны.

В ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.

При осуществлении расчетов за энергетические ресурсы без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, применяются расчетные способы определения количества энергетических ресурсов, установленные согласно законодательству РФ. Содержание и порядок выбора способов регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики определены в Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»

    ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго», устанавливая за свой счет общедомовый прибор учета потребленной электроэнергии в ветхом (непригодном) доме, не известил энергоснабжающую организацию и потребителей о том, что данный прибор будет использоваться только для взаимозачетов между сетевой и энергоснабжающей организациями, а не для расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, в связи с чем <данные изъяты> незаконно производилось начисление платы за электроэнергию на основании общедомового прибора учета.   

    В связи с изменением жилищного законодательства было исключено понятие ветхие жилые дома, которое заменено на непригодные для проживания, но это обстоятельство не влияет на фактическое состояние самого жилого фонда, а следовательно, не может служить основанием для отмены постановленного по делу судебного решения.

    Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не применил ст.134 ГПК РФ и не прекратил производство по делу в части обязания исполнить требования прокурора и произвести перерасчет платы за услуги электроснабжения, обязании не применять показания общедомовых приборов учета при начислении платы потребителям коммунальной услуги по электроснабжению жителям <адрес>, так как аналогичные требования рассмотрены Ленинским районным судом в рамках гражданского дела № 2-16/2013, не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что основания исков прокурора различны.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что судом первой инстанции при постановлении решения неправильно применены нормы материального права, по мнению судебной коллегии несостоятельна, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.

Судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Тульской области о признании незаконными действий ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по применению показаний общедомовых приборов учета электроэнергии не входящих в общее имущество собственников многоквартирных домов на территории Ленинского района, расположенных по адресам: <адрес> и обязании произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в указанных домах перерасчет.

Данный вывод суда не противоречит п.12 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», из которого усматривается, что принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учета и ввод их в эксплуатацию возможна в период с июля 2012 года по 1 июля 2013 года.

Материалами дела подтверждено, что в многоквартирных домах по адресам: <адрес> ОАО «МРСК Центра и Приволжья» установлены общедомовые приборы учета электроэнергии после 1 июля 2012 года.

Довод апелляционного представления о незаконности оспариваемого решения в указанной части не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании прокурором норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не опровергают выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда Тульской области от 16 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал Тулэнерго, апелляционное представление прокурора Ленинского района - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи