ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2213 от 19.06.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2213 судья Крылов В.К. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2013 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего Образцовой О.А.,

судей Котовой Н.А., Яшиной И.В.,

при секретаре Рубан Н.Н.,

по докладу судьи Яшиной И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области на решение Нелидовского городского суда Тверской области от 13 марта 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области об изменении ставки налогообложения автомобиля - удовлетворить.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по Тверской области изменить ставку налогообложения автомобиля ГАЗ-2217, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, <данные изъяты> государственный регистрационный знак за ДД.ММ.ГГГГ с автобуса на легковой.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области в пользу ФИО2 ФИО12 в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты>».

Судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области, в котором просил

обязать МИФНС России № 5 по Тверской области изменить ставку налогообложения автомобиля ГАЗ-2217, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 98 л/с с автобуса на легковой,

взыскать с МИФНС России № 5 по Тверской области в его пользу судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ему принадлежал на праве собственности вышеуказанный автомобиль ГАЗ-2217 «Баргузин» (Тип ТС-автобус на 6 мест), с разрешенной максимальной массой 2800 кг, категории ТС-В. Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ при уплате транспортного налога на основании Закона Тверской области от 06.11.2002 № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» применялась ставка налогообложения для легковых автомобилей, считал незаконным уведомление МИФНС России № 5 по Тверской области об уплате транспортного налога за 2009, 2010 г.г. из расчета ставки налогообложения для автобусов в сумме 50 рублей за 1 л/с.

Не согласен с данным размером ставки налога, т.к. в паспорте автомобиля указана категория «В», по информации завода-изготовителя, он является специальным пассажирским транспортным средством маломестной комплектации (6 мест).

По Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005., к категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.

В соответствии с п. 1.2.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденого Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2, а автобус - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).

Ссылаясь на письмо Минфина РФ от 29.03.2007 года № 03-05-06-04, полагал, что в отношении принадлежавшего ему автомобиля должна применяться ставка налога для легковых автомобилей (л.д. ).

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

В суде представитель ответчика МИФНС России № 5 по Тверской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) ФИО3 возражала против удовлетворения искового заявления, поддержала ранее данные пояснения, в том числе отзыв (л.д. ).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 5 по Тверской области ставится вопрос об отмене решения ввиду неверного толкования норм права и неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии нового об отказе в удовлетворении иска.

В доводах жалобы указано, что транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ доначислен на основании сведений МРЭО ГИБДД № 3 УМВД России по Тверской области (г. Нелидово) о том, что автомобиль ГАЗ-2217 является автобусом.

Указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство является легковым, поскольку оно может быть и автобусом, и грузовым транспортным средством, максимальная масса которого не превышает 3,5 т. В ПТС спорного автомобиля указано «Наименование (тип ТС)»: автобус на 6 мест, «Марка, модель ТС»: ГАЗ-2217, что по Отраслевой нормали ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" обозначает, что автомобиль с первыми цифрами в условном обозначении «22» относится к автобусам с малой габаритной длиной.

Ссылается на недоказанность утверждений специалиста ФИО1 о принадлежности автомобиля к легковым транспортным средствам, а также на необоснованное непринятие судом во внимание ответа ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что транспортное средство ГАЗ-2217 является автобусом, не относящимся к транспортным средствам общественного пользования.

В суде апелляционной инстанции ФИО2 участия не принимал, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.137). На основании ч.1 ст.327, ст.167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России №5 по Тверской области ФИО3, поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. принадлежало на праве собственности транспортное средство ГАЗ-2217. Налоговым уведомлением МИФНС России № 5 по Тверской области ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить транспортный налог за указанный автомобиль за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, за <данные изъяты><данные изъяты> из расчета налоговой ставки в размере 50 рублей (л.д. ).

В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В силу статей 356, 357, 358 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 361 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 27.11.2010№307-ФЗ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

До 01.01.2011 года данная норма закона действовала в следующей редакции: «Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства».

Порядок уплаты транспортного налога определён законом Тверской области от 06.11.2002 № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области», положения статьи 1 которого соответствовали положениям статьи 361 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, до 01.01.2011 года при определении налоговой ставки учитывалась категория транспортного средства.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 17.09.2007 №ММ-3-09/536@ утверждена форма сведений о факте регистрации транспортного средства и об его владельце, в соответствии с которой органами ГИБДД предоставляются сведения в налоговые органы о транспортных средствах и их владельцах.

Как видно из материалов дела, органами ГИБДД в налоговую инспекцию были предоставлены сведения в отношении автомобиля ГАЗ-2217, принадлежавшего ФИО2, где в графе «Категория» указано – В, в графе «Тип ТС» - автобус 6 мест. Иных доказательств представлено не было.

Учитывая приведённые выше положения статей 362, 361 Налогового кодекса РФ, статьи 1 Закона Тверской области № 75-ЗО, у налоговой инспекции не имелось оснований не принимать во внимание представленные органами ГИБДД сведения о категории автомобиля ФИО2 как о легковом автомобиле.

Кроме того, судебная коллегия также исходит из того, что нормы статьи 361 Налогового кодекса РФ и статьи 1 Закона Тверской области № 75-ЗО, в том числе и в действующей редакции, не предоставляют право налоговой инспекции применять налоговую ставку, исходя из типа транспортного средства, указанного в сведениях, предоставленных органами ГИБДД, без учёта его категории.

Ссылки апелляционной жалобы на Отраслевую нормаль ОН025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» (утв. Минавтопромом СССР 30 июня 1966г.) не могут быть приняты, поскольку понятия и термины, содержащиеся в данном акте, не используются в налоговом законодательстве. Так, в Отраслевой нормали указано, что классы автомобилей делятся на виды (легковые, автобусы, грузовые, самосвалы, цистерны, фургоны, резерв, специальные). Автомобили по данной классификации подразделяются на категории - стандартные (виды 1-3) - легковые, автобусы и грузовые, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов разного назначения; специализированные (виды 4-7) - тягачи, самосвалы, цистерны и фургоны, предназначенные для перевозки сыпучих, вязких и жидких, скоропортящихся, а также однородных грузов (хлеб, одежда и т.д.); специальные (вид 9), имеющие технологическое или другое назначение.

Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968 г.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Как указано в приведённом постановлении, Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомототранспортных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.

В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утверждённых постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 г. № 19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признаётся соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.

Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005, в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.

В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.

Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 № 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей: категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения; категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

Приказом МНС РФ от 11.06.2004 № САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10.11.2002 № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2002 № 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178@.

При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 г. № 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года № 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.

В «Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ)» (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004) содержится определение термину автобус, согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.

В п. 1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» разъяснено, что «Автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).

Из приведенных выше нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах.

Спор о размере подлежащего уплате налога связан с имеющимися противоречиями в классификации транспортных средств семейства «Газель» производства ОАО «ГАЗ».

Согласно паспорту транспортного средства спорный автомобиль марки ГАЗ-2217 в графе наименование (типа ТС) значится как автобус на 6 мест, категория ТС - В, разрешенная максимальная масса 2800 кг, изготовитель ОАО «ГАЗ».

Вопреки доводам жалобы, судом принят во внимание ответ ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что транспортное средство ГАЗ-2217, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, , сертифицирован как транспортное средство категории М2, в строке «Категория ТС» ПТС по классификации Венской конвенции о дорожном движении указывается категория «В».

Из разъяснений Департамента обеспечения безопасности движения МВД России в адрес управлений ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в одобрениях типа транспортного средства такие транспортные средства классифицированы как М2 (специальное пассажирское транспортное средство) и не предназначены для осуществления маршрутных перевозок. В связи с этим в строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспортов транспортных должна быть произведена аналогичная запись с указанием количества пассажирских мест.

В целях обеспечения организационно-методического единства взаимодействия подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в соответствии с пунктом4статьи85 и пунктами4 и 5статьи362 Налогового кодекса Российской Федерации Приказом МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 31.10.2008N948/ММ-3-6/561 утверждено «Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы."

В таблице 4.5 приложения к данному Положению приведены типы транспортных средства с цифровым обозначением номера кода. По данным этой таблицы такой тип транспортного средства, как легковые автомобили обозначен кодами под номерами с 21 по 29 включительно. В соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении 1968 г., в строке 4 «Категория ТС» паспортов транспортных средств, оформленные на такие транспортные средства и имеющие восемь и менее мест, указывается категория «В» - легковые автомобили.

Разрешая заявленные ФИО2 требования, суд первой инстанции установил, что разрешенная максимальная масса транспортного средства – автомобиля ГАЗ-2217 не превышает 3500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по категории «В» соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что отнесение принадлежащего истцу транспортного средства к категории «В» и соответствие его типу «М1» по Венской Конвенции с учётом сведений, предоставляемых органами ГИБДД в отношении ГАЗ-2217 как о легковом автомобиле, дает право применять ставки, установленные Законом Тверской области для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория «С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория «D».

На основании изложенного судебной коллегией отклоняются ссылки апеллянта на недоказанность утверждений специалиста ФИО1 о принадлежности автомобиля к легковым транспортным средствам.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нелидовского городского суда Тверской области от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи