ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2216/13 от 26.06.2013 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

судья Филиппов О.Д.                          дело № 33-2216/13

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск                                  26 июня 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) в составе председательствующего судьи Антипиной Т.Ф., судей Шадриной Л.Е., Горохова Ю.М., при секретаре судебного заседания Васильевой И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2013 года, которым по делу по иску Калининой Е.П. к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о признании норм Положения о порядке премирования федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы УФК по Республике Саха (Якутия), утвержденного приказом УФК по РС (Я) от 11.03.2012 года № ..., предусматривающие выплату премии гражданским служащим (работникам), состоящим в служебных (трудовых) отношениях с Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на дату подписания приказа о выплате премии незаконными, о взыскании с ответчика невыплаченной премии за июль, август, сентябрь 2012 года и компенсации морального вреда в размере ******** рублей,

п о с т а н о в л е н о:

Исковое заявление Калининой Е.П. к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о признании норм Положения о порядке премирования федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы УФК по Республике Саха (Якутия), утвержденного приказом УФК по РС (Я) от 11.03.2012 г. № ..., предусматривающие выплату премии гражданским служащим (работникам), состоящим в служебных (трудовых) отношениях с Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на дату подписания приказа о выплате премии незаконными и о взыскании с ответчика невыплаченной премии за июль, август, сентябрь 2012 года и компенсации морального вреда в размере ******** рублей оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Горохова Ю.М., пояснения представителя ответчика Шкулевой Т.Н., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что в период с 2 апреля по 5 октября 2012 года состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности казначея. 5 октября 2012 года трудовой договор был расторгнут по инициативе истца. Впоследствии она узнала, что в октябре 2012 года выплачена премия работникам за июль, август, сентябрь 2012 года, однако ей премия ответчиком не была выплачена. 17 октября 2012 года она получила письменный ответ от ответчика о том, что премия выплачивается работникам, состоящим в трудовых отношениях на дату подписания приказа о выплате премии. Приказы о выплате премии были изданы 16 октября и 9 ноября 2012 года, в связи с чем ей не были выплачены премии. С данными действиями ответчика истец не согласна и считает, что премия входит в состав заработной платы и подлежит обязательной выплате. Кроме того, считает, что установление в Положении о премировании условия о том, что премия уволенному работнику не выплачивается, является дискриминационным. Указанное условие не должно препятствовать работнику в получении премии. В данном случае должны быть применены положения ст.8 ТК РФ, предусматривающие, что нормы локальных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. Кроме того, на основании ст. 22 ТК РФ работодатель должен компенсировать ей моральный вред. В связи с изложенным истец просил признать нормы Положения о порядке премирования федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы УФК по Республике Саха (Якутия), утвержденного приказом УФК по РС (Я) от 11.03.2012 г. № ..., предусматривающие выплату премии гражданским служащим (работникам), состоящим в служебных (трудовых) отношениях с Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на дату подписания приказа о выплате премии незаконными, взыскать с ответчика невыплаченную премию за июль, август, сентябрь 2012 года и компенсацию морального вреда в размере ******** рублей.

Судом вынесено приведенное выше решение.

Не согласившись с указанным решением, истец Калинина Е.П. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что допущено несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушены и неправильно применены нормы процессуального права, исходя из следующего.

Выводы суда об отсутствии условия о запрете выплаты премии уволенному работнику, по мнению истца, противоречат исследованному в судебном заседании Положению о порядке премирования федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы УФК по РС (Я) (Утверждено приказом по УФК по РС (Я) от 11.03.2012 № ... - пункт 1.2. /приложение № 2/). В частности, пунктом 5 указанного Положения установлено, что премии выплачиваются гражданским служащим (работникам) Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), состоящим в служебных (трудовых) отношениях в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на дату подписания приказа о выплате премии. Из смысла данного пункта следует, что им установлен запрет выплаты премии уволенному работнику. Премия выплачивается только лицам, состоящим в трудовых отношениях с ответчиком. Поэтому вывод суда об отсутствии в Положении запрета выплаты премии уволенному работнику не соответствует обстоятельствам дела. Премия за июль, август и сентябрь 2012 года выплачивалась за отработанный истицей период, входит в состав заработной платы, каких либо замечаний и взысканий за данный период истец не имела. Лишение ее премии было мотивировано ответчиком только лишь расторжением с ней служебного контракта на дату подписания приказов о выплате премии. Указанные обстоятельства суд не установил и не исследовал.

Истец в заседание судебной коллегии не явилась, о дне рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежаще извещена, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены и (или) изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.

Разрешая исковые требования и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что выплата премии в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнение должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).

В силу п.5 приложения № ... Положения, утвержденного Приказом УФК по РС (Я) от 11.03.2012 г. № ..., премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается гражданским служащим (работникам) Управления, состоящим в служебных отношениях в Управлении на дату подписания приказа о выплате премии.

На дату подписания приказа о выплате премии 16 октября 2012 года истец не состояла в трудовых отношениях с ответчиком. Следовательно, у работодателя оснований для выплаты премии уволенному работнику не было. Таким образом, премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного премиального вознаграждения, и вопрос ее выплаты относится к исключительной компетенции работодателя.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда исходя из следующего.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В силу ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты)

Согласно пункту 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).

Судом установлено, что стороны состояли в трудовых отношениях с 02.04.2012 года по 05.10.2012 года, истец работала в должности казначея.

Истцом заявлен период взыскания невыплаченной премии за июль, август и сентябрь 2012 года.

В соответствии с п.9 служебного контракта № ... от 20.03.2012 года, заключенного между работодателем и работником, денежное содержание работника состоит из:

месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере ******** рублей в месяц;

месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере ******** рублей в месяц;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 20 процентов этого оклада;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 70 процентов этого оклада;

ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере _-_ процентов этого оклада;

ежемесячного денежного поощрения в размере 1 (одного) должностного оклада;

процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 процентов; районного коэффициента в размере 40 процентов к заработной плате;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением утвержденным Представителем нанимателя;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;

других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами;

В УФК по РС (Я) разработано и действует Положение о порядке премирования федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы УФК по Республике Саха (Якутия), утвержденное приказом по УФК по РС (Я) от 11.03.2012 года № ... (далее - Положение о порядке премирования).

Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента РФ № 763 от 25.07.2006 года «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Указа Президента РФ № 765 от 25.07.2006 года «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу», приказа Федерального казначейства № 9н от 20.12.2007 года, коллективным договором, принятым на общем собрании коллектива от 30.04.2010 года.

Согласно п. 2 приложения № ... Положения, утвержденного Приказом УФК по РС (Я) от 11.03.2012 года № ... (далее - Положение) премирование гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) производится за выполнение особо важных и сложных заданий (работников – по результатам работы), связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), а также в целях повышения их материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, руководством Федерального казначейства, а также руководством Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 5 указанного Положения премии выплачиваются гражданским служащим (работникам) Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), состоящим в служебных (трудовых) отношениях в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на дату подписания приказа о выплате премии.

Таким образом, данным Положением предусмотрена возможность отказа в выплате сумм премии в случае расторжения трудового договора до даты принятия приказа о ее выплате. При этом премия за выполнение особо важных и сложных заданий является дополнительной, стимулирующей выплатой, которая выплачивается по усмотрению работодателя.

Довод апелляционной жалобы истца о неправомерности отказа в признании незаконным положений пункта 5 Положения является необоснованным и подлежит отклонению, поскольку данный локальный правовой акт в обжалуемой части не нарушает законные права и обязанности истца. Также достаточных и убедительных доказательств нарушения прав истца и противоречия нормативным актам, оспариваемой нормы Положения истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представил, материалы дела также не содержат таковых.

По изложенным доводам суд правомерно установил отсутствие оснований для признания норм Положения о порядке премирования противоречащим закону, а порядок премирования истца нарушенным.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Калининой Е.П.- без удовлетворения.

Председательствующий:                    Т.Ф. Антипина

Судьи:                               Л.Е. Шадрина

             ФИО1