ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2219-22 от 29.03.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Королькова И.А. Дело № 33 –2219 - 22 (2-4393-21)

УИД 22RS0068-01-2021-005571-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2022г. Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего Сафроновой М.В.

судей Медведева А.А., Параскун Т.И.

при секретаре Колесниченко Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца ГоликоваПавла С. Б.С. В. на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. по делу по иску Голикова П. С. к Правительству Алтайского края, Администрации <адрес> о взыскании материального ущерба.

Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Голиков П.С. обратился в суд к Правительству Алтайского края, Администрации <адрес> с иском о взыскании материального ущерба.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ в результате погодных условий причинен ущерб жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ему по праву собственности.

ДД.ММ.ГГ истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации и выплате компенсации за поврежденное имущество.

Из содержания ответа следует, что ему было отказано в составлении акта осмотра, во включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации и выплате компенсации.

Истец обратился в экспертную организацию для оценки понесенных затрат на восстановление кровли. Из содержания заключения эксперта от ДД.ММ.ГГ, составленного ООО «Стандарт - Трейд» следует, что стоимость восстановительных работ, ущерба составляет 604 480,96 руб.

Основываясь на положениях Конституции РФ, ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» истец с учетом уточнения иска просил суд взыскать с органов государственной власти причиненный ему повреждением жилого дома в результате стихийного бедствия в размере 604 480,96 руб.

Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца Голикова П.С.Брылев С.В. просит об отмене решения, ссылаясь на незаконность принятого судебного акта.

В возражениях на апелляционную жалобу стороны истца ответчики Правительство Алтайского края, Администрация <адрес> просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании в апелляционной инстанции истец Голиков П.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.

Проверив материалы дела по правилам ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу п.2 ст. 18 Федерального закона №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «м» ст. 10 Федерального закона №68-ФЗ Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Из содержания п. 2 ст. 11, ст. 24 Федерального закона №68-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления, в частности, отнесены финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования.

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

При этом резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Определение порядка создания и использования резервов (резервных фондов) для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и порядка восполнения использованных средств этих резервов также является полномочием органов местного самоуправления в силу ст. 25 Федерального закона №68-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 2.3.1 "Опасные метеорологические явления" пункта 2 "Природные чрезвычайные ситуации" Приложения к Приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГ N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" источником чрезвычайной ситуации природного характера является сильный ветер, скорость которого превышает 25 м/с и более.

Разрешая спор, суд установил, что ДД.ММ.ГГ в районе 21-00 часов на территории <адрес> отмечались гроза, шквалистое усиление ветра, порывы 25 м/с и более, что подтверждается справкой Росгидромета. (л.д.9).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** введен на территории <адрес> режим функционирования «чрезвычайная ситуация».

Согласно постановлению администрации <адрес>*** от ДД.ММ.ГГ режим функционирования «чрезвычайная ситуация» снят с ДД.ММ.ГГ.

В результате указанного погодного явления пострадал принадлежащий истцу жилой дом по <адрес> в <адрес>.

Заключением эксперта ООО «Стандарт-Трейд» установлено, что размер ущерба, причиненного жилому дому составил 604 482,10 руб.

ДД.ММ.ГГГоликов П.В. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о проведении осмотра, составлении акта и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации.

В ответе от ДД.ММ.ГГ администрация сообщила, что не наделена полномочиями по составлению актов осмотра. Для получения материальной помощи рекомендовали обратиться в Управление социальной защиты населения по <адрес>.

Отказывая в иске, предъявленном к Администрации <адрес>, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае как федеральное, так и региональное законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности возмещать гражданам убытки, возникшие в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

Апелляционная инстанция соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что анализ указанных норм материального права свидетельствует о том, что вопросы, регулирующие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказание материальной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, является мерой государственной поддержки, направленной на компенсацию ущерба, а не обязанностью по возмещению в полном объеме вреда, причиненного имуществу истца в результате чрезвычайной ситуации.

В силу ст.81 Бюджетного кодекса РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации устанавливается администрацией органа местного самоуправления.

Согласно п. 2.2. Порядка создания, хранения, использования и восполнения муниципального резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Порядок) закреплён перечень органов местного самоуправления, иных учреждений, определяющих способы создания и создающими Резерв, по строительным материалам и конструкциям для ремонта объектов жилищно- коммунального хозяйства - комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Из содержания п.2.1 Порядка объемы резерва устанавливаются исходя из прогнозируемых видов и масштаба чрезвычайных ситуаций муниципального характера, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.В силу пп.1, 4, 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). Средства таких резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренного в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией.

Согласно п.1 письма Минфина России от ДД.ММ.ГГ*** следует, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, в том числе определение расходов (мероприятий), на которые могут быть направлены средства резервного фонда местной администрации, устанавливается актом местной администрации.

Таким образом, определение размера компенсации материального вреда, выплачиваемой за счет средств резервного фонда, является исключительной прерогативой органа местного самоуправления.

Как установлено судом на основании протокола *** от ДД.ММ.ГГ было проведено заседание комиссии администрации <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

По результатам данного заседания были приняты решения, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, связанной с ураганным ветром, ливнем и градом на территории города ДД.ММ.ГГ, в том числе:

- комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (Бене А.Ф.) незамедлительно организовать работы по подготовке проектно-сметной документации и безотлагательному проведению аварийно-восстановительного ремонта на кровлях многоквартирных жилых домов, поврежденных в результате ураганного ветра;

- комитету по финансам, налоговой и кредитной политике <адрес> выделить финансовые средства из резервного фонда администрации <адрес> на подготовку проектно-сметной документации и безотлагательное проведение аварийновосстановительного ремонта на кровлях многоквартирных жилых домов, поврежденных в результате ураганного ветра.

Указанные финансовые средства выделены согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГ***

По результатам осмотра многоквартирных домов, попавших в район действия ураганного ветра, представителями комитета жилищно-коммунального хозяйства и администрацией <адрес>, определены многоквартирные дома с поврежденными крышами, что подтверждается локальными сметами.

Администрацией <адрес> решение об осуществлении компенсационных выплат в отношении пострадавших индивидуальных жилых домов не принималось, порядок таких выплат не определялся.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, предъявленного к органу местного самоуправления.

Отказывая в иске, предъявленном к Правительству Алтайского края, суд указал на то, что денежные средства на оказание единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате прошедшего через территорию <адрес>ДД.ММ.ГГ грозового фронта, из бюджета Алтайского края Министерству социальной защите Алтайского края в установленном законом порядке не выделялись.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - Правила).

Согласно пункту 1 названных Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Денежные средства на оказание единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате прошедшего через территорию <адрес>ДД.ММ.ГГ грозового фронта, из бюджета Алтайского края Минсоцзащите Алтайского края не выделялись.

Согласно ст. 32 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что для определения объемов нанесенного чрезвычайными ситуациями материального ущерба, его стоимостного выражения территориям, организациям и гражданам органами местного самоуправления, руководителями организаций, их комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются специальные комиссии.

На основании актов указанных комиссий органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, руководителями организаций с учетом выплат из страховых фондов и возмещения потерь за счет виновников создания чрезвычайной ситуации оперативно, но не более чем в месячный срок принимаются решения о компенсации ущерба, нанесенного чрезвычайной ситуацией пострадавшей территории, организации и гражданам, из соответствующих резервных фондов.

Так, согласно Приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации» (далее Порядок ***) на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан.

В соответствии с п.24 Порядка *** акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан.

Таким образом, определение объемов нанесенного чрезвычайными ситуациями материального ущерба и его стоимостного выражения поврежденного имущества имеет заявительный характер.

Как видно из материалов дела и не оспаривается истцом, в установленный законом срок истец с заявлением о выплате компенсации за поврежденное имущество не обращался.

Согласно сообщению Минсоцзащиты Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, в ходе прохождения грозового фронта в <адрес> повреждение кровли получили 36 домов частного сектора, 26 многоквартирных жилых домов. Информации о разрушении крыши дома, расположенного по адресу: <адрес>, не поступало.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» Минсоцзащитой Алтайского края оказывается материальная помощь малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе гражданам и семьям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера.

Однако сторона истца не представила суду сведения об обращении Голикова П.С. в УСЗН за предоставлением материальной помощи на восстановление поврежденной кровли.

Таким образом, вывод суда о том, что в ходе судебного разбирательства не установлено оснований для признания права истца на получение финансовой помощи за счет средств муниципального образования <адрес>, средств субъекта или федеральных выплат, соответствует материалам дела.

Кроме того, суд обоснованно на основании ст.ст.15, 1064 ГК РФ пришел к выводу об отсутствии оснований для деликтной ответственности ответчиков, поскольку для удовлетворения иска по этому основанию должно быть доказано наличие совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность действий ответчика, его вина и причинно-следственная связь между действиями и возникшими у истца убытками, что в данном случае не установлено.

Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы состоявшееся решение суда является законным и обоснованным, и подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ГоликоваПавла С. Б.С. В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГг.