ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2219/2022 от 08.04.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г. Махачкалы

УИД 05RS0-09

Судья ФИО4

Дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 08 апреля 2022 года дело

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,

судей Алиевой Э.З. и Зайнудиновой Ш.М.

при секретаре судебного заседания Магомедовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о расторжении договора поставки мебели, взыскании стоимости мебели, неустойки за нарушение сроков поставки предварительно оплаченного товара, неустойки за нарушение сроков рассмотрения письменной претензии потребителя, компенсации морального вреда и штрафа.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО9, выслушав объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО8, просившего удовлетворить исковые требования, возражения представителя ответчика ФИО2- ФИО7, просившего отказать в иске, судебная коллегия

установила:

представитель ФИО1 - ФИО8 обратился в суд с иском к ФИО2 о расторжении договора купли-продажи мебели от <дата>, взыскании стоимости непоставленной мебели в размере 496.800 руб., неустойки за нарушение срока передачи товара в размере 496.800 руб., компенсации морального вреда в размере 30.000 руб., штрафа за нарушение прав потребителя в размере 50% от присужденной суммы.

Исковые требования мотивированы тем, что <дата> между истцом ФИО1 (покупатель) и ответчицей ФИО2 (поставщик) был заключен договор купли-продажи мебели на общую сумму 626.400 руб., с учетом предоставляемой скидки, окончательная стоимость поставляемой мебели составила 496.800 руб. Указанные денежные средства в полном объёме переведены ответчице <дата>, но оговоренный сторонами срок поставки товара - 15 дней, был нарушен, поскольку товар по акту передан не был. В связи с чем <дата> истец обратился в адрес ответчика с письменной претензией. Претензия получена последним <дата>, однако ответа не последовало. Незаконными действиями ответчика ему был причинен материальный и моральный ущерб, который просит взыскать в ответчика.

В последующем истец уточнил требования, просил расторгнуть договор купли- продажи мебели, взыскать с ответчика 460.336 руб., уплаченных за мебельный гарнитур ненадлежащего качества, неустойку за нарушение сроков возврата уплаченной за товар сумму в размер 460.336 руб., компенсацию морального вреда в размере 15.000 руб., а также потребительский штраф в размере 50% от присуждаемой потребителю компенсации.

Изменение иска мотивировано тем, что поставленная ответчицей мебель состоит из 2 комплектов. Первый набор состоит из 4 предметов: кровати стоимостью 160.000 руб., тумбочек стоимостью 118.336 руб., комода стоимостью 128.000 руб. и банкетки стоимостью 54.000 руб. на общую сумму 460.336 руб. Второй набор состоит из одного элемента - кровати стоимостью 128.000 руб. Указывается, что мебель была доставлена, частично собрана работниками ответчицы, акт приема-передачи мебели сторонами не подписан.

При этом предметы мебели из первого комплекта (кровать и комод) имели дефекты, выявленные при визуальном осмотре в процессе сборки. Обращения к ответчику никакого

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела усматривается, что между истцом ФИО1 и ответчиком ФИО2<дата> заключен договор изготовления и поставки мебели по техническим характеристикам заказчика в объеме и в сроки, предусмотренные договором. Срок выполнения работ - 15 календарных дней (п. 1.3 договора). Общая стоимость работ составляет 626.400 руб. (п. 2.1 договора). Из п. 2.2 и п. 2.3 договора следует, что полная стоимость товара оплачивается в порядке внесения аванса.

К договору приложена подписанная сторонами спецификация товара, уточняющая перечень поставляемой мебели, а также её стоимость.

Согласно данной спецификации поставщик должен был поставить 2 кровати стоимостью по 160.000 руб. и 128.000 руб., две тумбочки общей стоимостью 118.336 руб., комод стоимостью 128.000 руб., а также банкетку стоимостью 54.000 руб.

Сведения о том, являются ли данные предметы мебельным гарнитуром (несколькими мебельными гарнитурами), в спецификации отсутствуют.

Несмотря на то, что в договоре указана стоимость 626.400 руб. и счет на оплату выставлен именно на эту сумму, по сумме всех предметов мебели, указанных в спецификации, общая их стоимость составляет 588.336 руб.

Истец утверждал, что стороны договорились о стоимости товара 496.800 руб., именно данная сумма была оплачена за товар. Какие-либо претензии к ФИО1 о неполной оплате стоимости товара, доказательства того, что у заказчика сохранился долг по оплате товара, ответчиком не представлены, поэтому судебная коллегия исходит из того, что общая стоимость 496.800 руб. - окончательная цена за поставленную мебель, о которой договорились истец и ответчик.

Сам договор не имеет заголовка, однако из его текста следует, что между сторонами заключен договор поставки.

В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

На момент заключения договора ответчица ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем, свою деятельность в данном качестве она прекратила <дата>.

Однако, из существа договора следует, что он заключался не для использования в предпринимательских целях, поэтому данный договор не может быть квалифицирован как договор поставки.

С учётом того, что ответчица ФИО2 на момент заключения договора являлась действующим индивидуальным предпринимателем, мебель истцом приобретена в магазине «Lux Ноте», к рассматриваемому договору подлежат применению положения о договоре розничной купли-продажи.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В силу ч. 3 ст. 392 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Согласно ст. 394 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных

3

форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли- продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Из материалов дела следует, что ФИО1 стоимость товара - 496.800 руб. <дата> безналичным путём была переведена на счёт ФИО2, что подтверждается копией платежного поручения.

По утверждению ФИО1 примерно в августе 2019 года мебель была фактически доставлена ему домой.

По оспариваемому договору (п. 6.2) заказчик в течение 5 рабочих дней в даты получения документов, предусмотренных п. 6.1 договора, направляет поставщику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки мебели. При наличии мотивированного отказа заказчика от приемки мебели сторонами составляется акт с перечнем необходимых доработок и указанием сроков их выполнения. Однако акты приёма-передачи товара ответчицей истцу на подписание представлены не были.

Кроме того, после частичной сборки мебели, истцом в ходе осмотра было установлено, что два предмета из поставки (одна из кроватей и комод) имеют дефекты, полученные, предположительно, при транспортировке мебели.

<дата> истец направил ответчику посредством почтовой связи письменную претензию, в которой потребовал расторгнуть договор, возвратить уплаченные деньги, а также неустойку за нарушение сроков поставки товара, которая получена адресатом <дата>. Однако ответа на претензию не последовало.

Из договора от <дата> следует, что ответчик ФИО2 обязуется изготовить и поставить товар (мебель) истцу ФИО1, то есть доставка произведенной мебели осуществляется изготовителем (продавцом).

В соответствии с ч. 1 ст. 499 ГК РФ в случае, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.

Договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства (ч. 2 ст. 499 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, товар был поставлен работниками ответчика примерно в августе 2019 года (точная дата поставки неизвестна), однако в ходе осмотра мебели было установлено, что два из предметов мебели (кровать F.B. и комод) имеет существенные дефекты, не позволяющие использовать их по назначению. В отсутствие актов приёма передачи товара истец не считает товар принятым.

Согласно п. 6.1 договора по завершению работ поставщик представляет заказчику акты выполненных работ, счет на оплату выполненных работ, УПД при необходимости.

Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных п. 6.1 договора, направляет поставщику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ заказчика от приемки мебели. При наличии мотивированного отказа заказчика от приемки работ сторонами составляется с перечнем необходимых доработок и указанием сроков их выполнения (п. 6.2. договора)

Поставщик, окончив оговоренные работы, должен был направить заказчику акт выполненных работ, однако доказательств его направления суду не представлено, поэтому заказчик был лишен возможности подписать указанный акт и принять либо отклонить приемку выполненных работ (поставленной мебели) в той части, по которой у заказчика имелись претензии (кровать F.B., комод).

Таким образом, установлено, что <дата> между сторонами заключен договор купли-продажи мебели 5 наименований общей стоимостью 496.800 руб. Стоимость товара

Вышеуказанные обстоятельства, за исключением дефекта предметов мебели, представителем ответчика, в целом, не оспаривались.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу истец обязан доказать следующие обстоятельств: нарушения сроков поставки предварительно оплаченного товара; дефектов товара по вине поставщика, причинения моральных страданий, требующих компенсации.

Ответчик может представить доказательства, опровергающие доводы и доказательства истца.

Согласно ч. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Как было указано выше, срок поставки товара по договору - 15 календарных дней с момента перечисления авансового платежа. Авансовый платеж был произведен <дата>, следовательно, товар должен был быть поставлен до <дата>.

Точная дата фактической поставки товара неизвестна, истец указывает, что мебель была привезена и собрана в середине августа 2019 года, однако поскольку акты приёма- передачи товара подписаны не были, он считает обязательство неисполненным.

В соответствии с п. 1 ст. 499 ГК РФ в случае, когда договор розничной купли- продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.

Согласно ч. 2 указанной статьи договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, по договору розничной купли-продажи закон не связывает принятие товара с подписанием соответствующих актов приёма-передачи.

Фактическое получение товара покупателем, даже если акты приёма-передачи подписаны не были, а качество товара не устроило покупателя, не может повлечь привлечение продавца к санкциям (взысканию неустойки) за нарушение срока поставки товара, поскольку в таком случае имеют место иные правоотношения (по поставке некачественного товара и т.д.), не связанные с нарушением сроков поставки товара.

Поскольку точная дата фактической поставки товара неизвестна, истцом не указывается, был ли товар поставлен в 15-дневный срок с момента оплаты стоимости, просрочка продавцом срока поставки товара не установлена, в удовлетворении исковых требований в указанной части, следует отказать.

В соответствии ч. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В силу ч. 1 ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

5

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Истец указывает, что проданный ему ответчицей товар (кровать и комод) имел внешние дефекты, то есть был ненадлежащего качества.

Согласно ч. 1 ст. 502 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Согласно ч. 2 ст. 502 ГК РФ в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (ч. 4 ст. 502 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно абз 2 ч. 3 указанной статьи вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает порядок взаимодействия продавца и потребителя в случае обнаружения товара ненадлежащего качества: товар возвращается продавцу; продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара (потребитель вправе участвовать в проверке качества товара).

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (абз. 3 ч. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение

6 экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (абз. 4 ч. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Как следует из материалов гражданского дела, первоначально дефекты кровати и комода были выявлены в августе 2019 года в день их доставки и сборки в доме истца, а с письменной претензией истец обратился <дата>.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В силу ч. 2 указанной статьи гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Согласно п. 7.2 договора гарантийный срок составляет 12 месяцев с момента подписания акта сдачи-приёмки мебели и УПД при необходимости.

Поскольку данный акт сторонами не подписан, судебная коллегия исчисляет указанный срок с момента поставки товара, то есть с августа 2019 года. На момент направления письменной претензии (<дата>) и предъявления иска в суд (<дата>) гарантийный срок не истёк.

При этом продавец после выявления предполагаемого ненадлежащего качества товара свои обязанности не выполнил, претензию истца не рассмотрел, товар не принял, его экспертизу не произвел.

Существенным обстоятельством по делу является наличие у товара недостатков, их характер, и также механизм приобретения.

Поскольку для разрешения этих вопросов требуются специальные познания, истец заказал исследование мебели специалистом.

Согласно заключения специалиста ООО «Региональный центр экспертиз и оценки от <дата> представленная на исследование мебель имеет дефекты: верхний левый угол спинки кровати разрушен; на левом боку комода имеются царапины. Причиной появления дефектов мебели является неаккуратная транспортировка.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ судом первой инстанции по ходатайству стороны истца определением от <дата> была назначена товароведческая экспертиза.

Согласно заключении экспертизы от <дата> представленные на экспертизы спальная кровать и комод торговой марки «FRATELLI BARRI» из коллекции ROMA имеют дефекты порчи, подробно описанные в п. 4 исследовательской части заключения, фотографии товара и дефектов приведены в фототаблице к заключению.

В п. 4 заключения указано, что изголовье кровати имеет следующие дефекты: деформация левого верхнего угла (разрушение материала ДСП на участке примерно 2 см, имеются многочисленные трещины ДСП со смещенем и расслоением материала, многочисленные трещины и осыпания лакокрасочного покрытия на лицевой видимой стороне и тыльной стороне. Комод имеет дефекты: осыпания и растресиквания защитно­декоративного лакокрасочного покрытия заднего левого угла крышки (верхнего конструктивного элемента) на участке размерами около 15x10x10 мм, причина дефекта - механическое воздействие (удар) о твёрдый предмет; многочисленные сдиры защитно­декоративного лакокрасочного покрытия левой боковой стенки на участке размерами 60x10 мм, причина дефекта - трение о твёрдый предмет.

Относительно причин повреждений экспертом делается прямой вывод о том, что мебель следов эксплуатации не имеет и повреждена в результате транспортировки грузовым транспортом. При этом экспертом исследовалась упаковка кровати и отмечено, что следы повреждений соответствуют повреждению упаковки, из чего следует, что изголовье кровати повреждено во время его нахождения в транспортной упаковке.

Также экспертом отдельно отмечается, что представленный комплект мебели является мебельным гарнитуром.

7

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая указанное экспертное заключение, судебная коллегия приходит к выводу, что экспертом установлены и описаны дефекты, имеющиеся на поставленном истцу ФИО1 товаре (предметах мебели), указанные дефекты получены в ходе транспортировки товара. Транспортировочные дефекты подробно исследованы и описаны, с достаточной вероятностью и точностью установлена причина и механизм их образования. Установлено, что данные дефекты являются недопустимыми (не соответствуют ГОСТу).

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.

Оно проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные вопросы.

Эксперт, проводивший экспертизу имеет соответствующую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Данное заключение отвечает также требованиям статей 8, 25 Федерального закона от <дата> N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", согласуется с иными доказательствами. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы, не имеется. Сам факт несогласия истца с экспертными заключением не может свидетельствовать о его незаконности и не является основанием для назначения повторной судебной экспертизы.

При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что указанным экспертным заключением достоверно и в достаточной степени подтверждается, что поставленные истцу спальная кровать и комод имеют существенные недопустимые транспортировочные дефекты, что данные предметы мебели являются товаром ненадлежащего качества.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения требований истца о расторжении договора купли-продажи мебели и приведением сторон в первоначальное положение: товар ненадлежащего качества подлежит возвращению продавцу, уплаченные за товар денежные средства подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Согласно ч. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Гарнитур мебели - группа изделий мебели, предназначенных для обустройства (обстановки) определенной функциональной зоны помещения, объединенных одинаковыми художественно-стилистическими и конструктивными признаками (ГОСТ 20400-2013).

С учётом приведенного положения ч. 1 ст. 133 ГК РФ мебельный гарнитур является неделимой вещью.

Хотя в спецификации к договору это не указано, из рассматриваемого иска следует, что кровать, две тумбочки, комод и банкетка являются гарнитуром мебели, их произвел один производитель, они относятся к единой серии и предназначены для обустройства спальни. Это же установил эксперт в заключении по результатам судебной экспертизы (описательная часть исследования).

Следовательно, возврат только комода и кровати отдельно от остальных предметов гарнитура невозможен, возврату подлежит весь мебельный гарнитур (кровать, две прикроватных тумбочки, комод, банкетка). Ко второй кровати, которая не входит в указанный мебельный гарнитур, у истца претензий нет.

Оспариваемый договор также подлежит расторжению только в части мебельного гарнитура.

8

Полная стоимость всех предметов мебели составляет 496.800 руб.

Стоимость отдельных предметов мебельного гарнитура указана в спецификации, но общая стоимость не соответствует той цене, которую оплатил истец. Сам истец в иске указывается, что к первоначальной стоимости ему предоставлена скидка, в результате чего стоимость всех покупок снижена до 496.800 руб.

При этом в материалах дела и у истца отсутствуют доказательства о формировании скидки: была ли она предоставлена на какой-то один предмет или пропорционально на все предметы. Какие-либо сведения от ответчицы по указанным обстоятельствам не поступили.

При отсутствии возможности установить механизм предоставления скидки на цену товара следует полагать, что данная скидка была предоставлена продавцом в равной степени (пропорционально) на все предметы.

При цене товара 496.800 руб. от указанной в спецификации стоимости (588.336 руб.) скидка составила 91.536 руб. или 15,558%, следовательно, стоимость кровати с учётом скидки составляет 135.107,2 руб., стоимость двух тумбочек - 99.925,29 руб., стоимость комода - 108.085,76 руб., стоимость банкетки 45.598,68 руб., что в сумме составляет 388.716,93 руб., указанная стоимость товара ненадлежащего качестве подлежит взысканию с ответчицы в пользу истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Письменное требование потребителю о расторжении договора купли-продажи получено ответчицей <дата>.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В то же время, согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Договором предусмотрен более низкий процент неустойки, однако в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Поэтому применению подлежит размер неустойки, установленный законом.

Из имеющейся в материалах дела письменной претензии ФИО1 следует, что им ставятся вопросы о взыскании покупной цены и неустойки, следовательно, данное обращение подлежало рассмотрению ответчиком в порядке ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» в 10-дневный срок.

Срок просрочки оставляет с <дата> по <дата> или 782 дня.

Судебная коллегия принимает во внимание, что срок неустойки обусловлен длительностью рассмотрения дела судом (назначалась экспертиза, приостанавливалось производство по делу, обжаловалось решение суда и т.д.), принимая во внимание обстоятельств дела, заявление ответчика о применении ст.333 ГК РФ и снижении неустойки и штрафа, с учетом того, что неустойка не должна превращаться в средство обогащения потребителя, должна быть соразмерна последствию нарушения прав потребителя, приходит к выводу, что размер неустойки подлежит снижению до 50000 руб.

С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия снижает и размер подлежащего взысканию в соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», штрафа до 50000 руб.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежат удовлетворению частично и требования истца о компенсации морального вреда в размере 5000 руб., указанный размер компенсации соответствует требованиям разумности и справедливости.

Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г. отменить.

Исковые требования ФИО1 к ФИО2 удовлетворить частично.

Расторгнуть договор купли-продажи мебели, заключенный между ФИО1 и ФИО2<дата> в части купли-продажи мебельного гарнитура (кровати F.B., двух тумбочек, комода и банкетки).

Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1:

1) стоимость товара ненадлежащего качества в размере 388.716,93 (триста восемьдесят восемь тысяч семьсот шестнадцать) руб.93 коп.;

2) неустойку за нарушение сроков рассмотрения требования потребителя в размере 50000 (пятьдесят тысяч) руб.;

3) компенсацию морального вреда в размере 5.000 руб.;

4) штраф за нарушение прав потребителя в размере 50000 (пятьдесят тысяч) руб.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Товар ненадлежащего качества (мебельный гарнитур торговой марки «FRATELLI BARRI» состоящий из спальной кровати, двух тумбочек, комода и банкетки) возвратить ФИО1 - ФИО2

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г.Махачкалы РД.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.