ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2221/2017 от 26.06.2017 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Судья Животикова А.В. Дело № 33-2221/2017

Докладчик Фомина Н.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Липецк 26 июня 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Н.В.,

судей Нагайцевой Л.А. и Торговченковой О.В.

при секретаре Лакомовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Волгиной М.Н. на решение Советского районного суда городаЛипецка от 26 апреля 2017 года, которым ей отказано в удовлетворении иска Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, администрации Липецкой области о признании ничтожным и недействующим договора, обязании понудить к заключению договора.

Заслушав доклад судьи Фоминой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Волгина М.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование заявленных требований указывала на то, что в ее в почтовом ящике своей квартиры по адресу <адрес> находилось заявление Козина А.С. – генерального директора Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее по тексту – ФКР) без подписи и печати, адресованное в судебный участок № 28 Советского судебного района г. Липецка о вынесении судебного приказа и взыскании с истца задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД в размере <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>., на обратной стороне которого имелись угрозы о закрытии выезда из страны, аресте имущества, привлечении к уголовной ответственности. Полагает указанное заявление необоснованным, немотивированным, поскольку оно содержит формальные ссылки на нормы права, не содержит указания за какой период и за какое помещение определена задолженность. Также указывала на то, что ремонт в подъезде не проводился, истец за личные средства проводила покраску стен в подъезде и его уборку. В 2014 году она вынуждена была покинуть квартиру из-за невозможности проживания вследствие сильных сквозняков, антисанитарных условий. Истцом дважды направлялись запросы в ФКР о подтверждении полномочий выставлять счета на капитальный ремонт МКД в условиях массовых мошенничеств, однако ответа не последовало. Просила оставить без рассмотрения заявление генерального директора ФКР Козина А.С. без даты и подписи в отношении нее, вынести судебный приказ и взыскать с генерального директора ФКР Козина А.С. убытки в сумме поданного им иска и пени, в порядке ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации понудить ФКР заключить с указанием в нем об исчислении уплаты взносов Волгиной М.Н. со дня вступления в силу договора, признать незаконным и юридически ничтожным договор между ФКР и истцом.

В судебное заседание истец Волгина М.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в исковых требованиях просила запретить ответчику ФКР выставлять и требовать оплаты счета на
имя истца, признать договор от 2014 между ФКР и истцом и все последующие требования об уплате взносов юридически ничтожными, недействующими и не подлежащими исполнению, понудить ФКР заключить с ней договор и указать дату исчисления взносов со дня вступления в силу подписанного ею договора. Просила также обязать администрацию Липецкой области проверить ФКР на предмет определения его полномочий, юридического статуса и формы собственности и представить истцу копию региональной программы капитального ремонта общего имущества
многоквартирных домов Липецкой области и все связанные с ней (с программой) сведения в отношении дома <адрес>, чтобы она имела возможность установить наличие обоснованности капитального ремонта МКД или же он подлежит сносу и принять решение о заключении договора с ФКР.

Представители ответчиков ФКР, администрации Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с решением суда, Волгина М.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в частности, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьисрок, и в случаях, предусмотренных частью7 статьи189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 ст. 178 этого же Кодекса установлено, что деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 приведенного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью2 настоящей статьи, частью8 статьи170 и частью4 статьи181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью8.1 статьи156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии со ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта.

В случаях, предусмотренных частью7 статьи170 настоящего Кодекса, региональный оператор в течение десяти дней после принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора должен направить собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.

В последующем в статью 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающая фонд капитального ремонта направлять проект договора и заключать его в обязательном порядке, изменена. Изменения, внесенные в данную норму права, исключили данную обязанность и установили возникновение прав и обязанностей сторон из норм закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Липецкой области от 30 апреля 2014 года № 978 сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Постановлением администрации Липецкой области № 528 от 28 ноября 2013 года утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014-2043 годы, в которую внесен дом <адрес>.

Постановлением администрации Липецкой области № 484 от 25 октября 2013 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2014-2016 годы, в размере 5,9 рубля на квадратный метр.

16 ноября 2016 года администрацией Липецкой области принято постановление № 467 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2017-2019гг». Настоящее постановление вступило в силу с 01 января 2017 года и устанавливает минимальный взнос на капитальный ремонт в размере: 4,90 руб./кв.м в месяц – для многоквартирных домов, имеющих этажность до 2 этажей включительно, а также для многоквартирных домов, имеющих этажность от 3 до 5 этажей включительно без централизованной системы горячего водоснабжения и (или) централизованной системы теплоснабжения; 5,90 руб./кв.м в месяц – для многоквартирных домов, имеющих этажность от 3 до 5 этажей включительно; 6,50 руб./кв.м в месяц – для многоквартирных домов, имеющих 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 частей и выше.

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области 22 ноября 2013 года, данные об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; поставлен на учет в налоговом органе по месту его нахождения, ему присвоен ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 482601001.

Кроме того, данные об организации внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 481401086.

Согласно Уставу, ФКР создан для выполнения функций регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области создан в установленном законом порядке и, как правильно указано судом, правомочен выставлять квитанции на оплату таких взносов собственникам жилых помещений в МКД, у которых такая обязанность возникла с сентября 2014 года.

Как следует из материалов дела, истцу принадлежит квартира <адрес>.

Из содержания квитанции, выставленной ФКР на имя истца, плательщиком ФИО1 (собственник квартиры) подлежит уплате взнос на капитальный ремонт в январе 2017 в размере <данные изъяты>., с учетом долга по состоянию на 01 января 2017 года и пени общая сумма платежа составила <данные изъяты>. Накопление средств фонда капитального ремонта по данному МКД осуществляется на счете областного оператора, как следует из состояния расчетов всего оплачено собственниками по дому <данные изъяты>., задолженность составляет <данные изъяты>.

Отсюда следует признать правильным вывод суда о том, что собственники жилых помещений многоквартирного дома <адрес> выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта его формирование на счете регионального оператора. Доказательств того, собственники многоквартирного дома <адрес> определили иной способ на ином счете по формированию фонда капитального ремонта истица не представила ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции, хотя в силу ст.56 ГПК РФ обязана была сделать.

Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Как правильно указано судом первой инстанции, уплата собственником жилого помещения в МКД взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. В то же время, собственники обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, собственники помещений в МКД, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом МКД, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Материалы дела не содержат доказательств отказа от заключения договора с ФКР более 50% собственников помещений в доме <адрес>.

Напротив, из представленной ФИО2 квитанции следует, что собственниками жилых помещений МКД оплачена значительная часть начисленных взносов за капитальный ремонт.

Доказательств принятия решения собственниками помещений о выборе иного способа формирования фонда капитального ремонта, также не представлено. Не представлено и доказательств направления в ФКР отказа от заключения договора.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правильным сделанный судом вывод об отказе в удовлетворении требований ФИО2 о признании договора незаключенным и юридически ничтожным и недействующим.

Также является правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2 о понуждении ФКР заключить договор с указанием даты исчисления взносов, так как они не основаны на законе. ФИО2 в ФКР с заявлением о заключение письменного договора не обращалась и решение об отказе в его заключении ответчик не принимал.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ФКР действовал в соответствии с законом и в рамках предоставленных ему полномочий, права и законных интересы истца не нарушены, правовых оснований для удовлетворения иска к ФКР у суда первой инстанции не имелось.

Не подлежали удовлетворению и требования ФИО2 к администрации Липецкой области о принятии мер по организации проверки ФКР, так как носят неопределенный характер, кроме того, истец не представила доказательств обращения в администрацию Липецкой области с указанными требованиями, не представила доказательств невозможности в досудебном порядке получить указанные документы.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.

Вопреки доводам жалобы истец, как собственник жилого помещения в МКД, в силу закона обязана оплачивать взносы на капитальный ремонт.

В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным истцом в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда города Липецка от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна:

Докладчик:

Секретарь: