ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22250/18 от 13.11.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-22250/18

г. Уфа 13 ноября 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Троценко Ю.Ю.

судей Абдуллиной С.С.

ФИО1

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.

при секретаре Идельбаеве З.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Кумертау Республики Башкортостан Казачкова В.В. на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 июля 2018 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора города Кумертау в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о возложении обязанности выделить из местного бюджета денежные средства на выплату заработной платы, выплате заработной платы, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан выплатить ФИО2 заработную плату в размере 3798 (три тысячи семьсот девяносто восемь) руб. 72 коп.

В удовлетворении требования прокурора города Кумертау в интересах несовершеннолетнего ФИО2 об обязании Администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Средняя образовательная школа №5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан из местного бюджета денежные средства на выплату заработной платы ФИО2 заработную плату в размере 3798 (три тысячи семьсот девяносто восемь) руб. 72 коп.-отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя образовательная школа №5 в доход бюджета Городского округа город Кумертау государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

Заслушав доклад судьи Абдуллиной С.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор города Кумертау в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее по тексту МБОУ СОШ № 5), Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее Администрация ГО г. Кумертау РБ), о возложении обязанности выделить из местного бюджета денежные средства на выплату заработной платы, выплате заработной платы. В обоснование иска указав, что прокуратурой г.Кумертау проведена проверка исполнения трудового законодательства на период временной занятости несовершеннолетних в 2017 году. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе. Согласно п. 16 ч.1 ст. 16.1, ч.5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 14 ч.1 ст.4.1 Устава городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, утвержденного решением городского Совета от 14 декабря 2005 года № 3-6, органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 7.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые. Согласно п. 5 постановления Правительства РБ от 17 июня 2011 года № 205 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан» Министерству образования РБ рекомендовано совместно с Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принимать меры по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, обратив особое внимание на подростков с девиантным поведением, состоящих на профилактическом учете. Во исполнение вышеперечисленных норм действующего законодательства постановлением главы администрации ГО города Кумертау от 15 февраля 2017 года № 243 «Об организации оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые» на муниципальные унитарные и автономные предприятия возложена обязанность, и учреждениям иных форм собственности предложено организовать временную занятость в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и ищущих работу граждан, по мере необходимости определить объемы работ и предоставить в ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения», создать за счет собственных средств временные рабочие места для трудоустройства безработных граждан и ищущих работу граждан. ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения» рекомендовано заключить с предприятиями и организациями договоры на проведение работ и направлять их по заявкам на созданные рабочие места безработных и ищущих работу граждан. Оплату труда за выполненную работу производить в соответствии с заключенными договорами. Кроме того, постановлением первого заместителя главы администрации ГО г. Кумертау от 19 апреля 2017 года № 574 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2017 году» утвержден план мероприятий по подготовке и организации летней оздоровительной кампании 2017 года согласно приложению № 3 к настоящему постановлению. Согласно пункту 12 Плана мероприятий по подготовке и организации летней оздоровительной кампании 2017 (далее - Плана) предусмотрена организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в период каникул и свободное от учебы время. Ответственными за выполнение указанного пункта Плана назначены ГКУ «Южный межрайонный ЦЗН (по согласованию), МБУ МПЦ «Самоцветы», образовательные организации, предприятия и организации города (по согласованию). На основании указанных нормативных правовых актов органа местного самоуправления МБОУ СОШ № 5 с ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения» заключен договор № 3-н от 21 февраля 2017 года о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, согласно которому работодатель в лице МБОУ СОШ № 5 обязуется организовать временные рабочие места для несовершеннолетних граждан; принять по направлению ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения» на временную работу несовершеннолетних граждан в количестве 32 человек; производить оплату труда несовершеннолетних граждан в размере не ниже минимальной оплаты груда, установленной в республике. Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Установлено, что в МБОУ СОШ № 5 в период с 17 марта 2017 года по 31 марта 2017 года на основании приказа о приеме на работу от 17 марта 2017 года №15 - лср, в период с 11 апреля 2017 года по 10 мая 2017 года на основании приказа от 11 апреля 2017 года №24-лср, работал несовершеннолетний ФИО2 с которым были заключены срочные трудовые договоры. ФИО2 уволен согласно приказам «Об увольнении обучающихся» соответственно от 31 марта 2017 года №17-лср - с 31 марта 2017 года, от 10 мая 2017 года №30-лср - с 10 мая 2017 года. Между тем, в нарушение требований ст. 140 ТК РФ окончательный расчет с несовершеннолетним в день увольнения не произведен. Согласно п. 1.10 Устава КУ «Управление образования» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств образовательных учреждений. В связи с отсутствием у общеобразовательной организации денежных средств на указанные цели, КУ «Управление образования» обратилось к учредителю МБОУ СОШ № 5 в лице администрации ГО г. Кумертау с письмом от 19 марта 2018 года № 197 о выделении денежных средств для оплаты временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, занятых в общеобразовательных организациях. Проверка показала, что заработная плата ФИО2 за отработанное согласно трудовому договору время в размере 3798,72 руб. до настоящего времени не выплачена. На основании изложенного, прокурор просил обязать администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан выделить МБОУ СОШ № 5 из местного бюджета денежные средства в размере 3798 руб. 72 коп. на выплату заработной платы несовершеннолетнему ФИО2, обязать МБОУ СОШ № 5 выплатить заработную плату ФИО2 в размере 3798 руб. 72 коп.

Определением от 17 июля 2018 года к участию в деле привлечен законный представитель несовершеннолетнего ФИО2- мать ФИО3

Определением от 06 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований к администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о выделении Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан из местного бюджета денежных средств на выплату заработной платы несовершеннолетнему работнику, прокурор города Кумертау Республики Башкортостан Казачков В.В. обратился с апелляционным представлением, указав, что решение вынесено с неправильным применением норм материального права. Реализация предоставленного законом органу местного самоуправления права на участие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних повлекла обязанность финансирования запланированных в этой связи мероприятий из местного бюджета с целью их выполнения, от исполнения которой орган местного самоуправления уклонился, ссылаясь на то, что законом на орган местного самоуправления данная обязанность не возложена. Вопросы финансирования временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время должны исполняться не за счет образовательной организации, не располагающей на реализацию указанных целей денежными средствами, а за счет средств местного бюджета, то есть администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан прокурор Фахретдинова Ю.Ю., директор МБОУ «Средняя образовательная школа № 5» ГО г. Кумертау – ФИО4, представитель КУ «Управление образования ГО г.Кумертау РБ» - ФИО5 поддержали доводы апелляционного представления, просили решение отменить, представление удовлетворить.

Представитель Администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан – ФИО6 в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 15 февраля 2017 года Администрацией ГО город Кумертау РБ принято постановление № 243 «Об организации оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые».

В соответствии с указанным постановлением на муниципальные унитарные и автономные предприятия и учреждения возложена обязанность, а предприятиям, организациям и учреждениям иных форм собственности предложено организовать временную занятость, имеющую социально полезную направленность в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и ищущих работу граждан, по мере необходимости определить объемы работ (виды, характер, количество рабочих мест и численность участников) и предоставить в государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения, создать за счет собственных средств временные рабочие места для трудоустройства безработных граждан и ищущих работу граждан по определенным направлениям трудовой деятельности на территории городского округа город Кумертау.

Этим же постановлением Государственному казенному учреждению Южный межрайонный центр занятости населения (по согласованию) рекомендовано заключить с предприятиями и организациями договоры на проведение работ и направлять по их заявкам на созданные рабочие места безработных и ищущих работу граждан; оплату труда за выполненную работу производить в соответствии с заключенными договорами.

Постановлением Администрации ГО город Кумертау РБ № 574 от 19 апреля 2017 года «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2017 году» утвержден план мероприятий по подготовке и организации летней оздоровительной кампании 2017 года согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

Пунктом 12 Плана мероприятий по подготовке и организации летней оздоровительной кампании 2017 года предусмотрена организация в июне-августе 2017 года временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в период каникул и свободное от учебы время. Ответственными за выполнение указанного пункта Плана назначены ГКУ «Южный межрайонный ЦЗН (по согласованию), МБУ МПЦ «Самоцветы», образовательные организации, предприятия и организации города (по согласованию).

21 февраля 2017 года между Государственным казенным учреждением Южный межрайонный центр занятости населения и МБОУ СОШ № 5 заключен договор № 3-н (л.д.6), в соответствии с которым стороны договорились о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а именно:

Государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения обязуется, в том числе:

- направлять к работодателю МБОУ СОШ №5 несовершеннолетних граждан для временного трудоустройства;

- перечислять средства для материальной поддержки несовершеннолетних граждан, принимающих участие во временных работах;

- перечисление средств производить после представления работодателем МБОУ СОШ № 5 документов, перечисленных в п. 2.12 настоящего договора;

МБОУ СОШ № 5 обязуется, в том числе:

- организовать временные рабочие места для несовершеннолетних граждан в соответствии с приложением № 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора;

- соблюдать Трудовой кодекс Российской Федерации при организации работ с несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет;

- информировать несовершеннолетних граждан об условиях, режиме работы и оплате труда;

- принять по направлению Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения на временную работу несовершеннолетних граждан в количестве 32 человека;

- в течение 3 дней представить в Государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения документы, подтверждающие их трудоустройство (уведомление, заверенные копии срочных трудовых договоров);

- производить оплату труда несовершеннолетних в размере не ниже минимальной оплаты труда, установленной в республике;

- предоставлять в Государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения в течение 3 рабочих дней после отчетного месяца акт о выполнении условий договора (приложение № 2 к договору), табель учета рабочего времени для перечисления материальной поддержки несовершеннолетним гражданам на их лицевые счета.

Приказом МБОУ СОШ № 5 № 15-лср от 17 марта 2017 года «О приеме на работу несовершеннолетних учащихся в возрасте 14-18 лет на временную занятость» на временную занятость в каникулярное время с 17 марта 2017 года по 31 марта 2017 года принят подсобным рабочим по срочному трудовому договору ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

17 марта 2017 года между МБОУ СОШ № 5, с одной стороны, и ФИО2, с другой стороны, заключен трудовой договор № 239, в соответствии с которым ФИО2 принят на работу в МБОУ СОШ № 5 на должность подсобного рабочего по благоустройству территории школы на период с 17 по 31 марта 2017 года.

Приказом МБОУ СОШ №5 №17-лср от 31 марта 2017 года ФИО2 с 31 марта 2017 года уволен с занимаемой должности по п. 2 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по окончании срока трудового договора.

Приказом МБОУ СОШ №5 №24-лср от 11 апреля 2017 года «О приеме на работу» на период с 11 апреля 2017 года по 10 мая 2017 года ФИО2 принят подсобным рабочим по срочному трудовому договору.

11 апреля 2017 года между МБОУ СОШ №5, с одной стороны, и ФИО2, с другой стороны, заключен трудовой договор, в соответствии с которым ФИО2 принят на работу в МБОУ СОШ №5 на должность (рабочего по благоустройству территории школы на период с 11 апреля 2017 года.

Приказом МБОУ СОШ №5 № 30-лср от 10 мая 2017 года ФИО2 с 10 мая 2017 года уволен с занимаемой должности по п. 2 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по окончании срока трудового договора.

Должностной оклад ФИО2 трудовым договором не определен.

Согласно справке МБОУ СОШ №5 и представленному КУ «Управление образования» расчету, за период работы ФИО2 в МБОУ СОШ №5 с 17 марта 2017 года по 31 марта 2017 года, 11 апреля 2017 года по 10 мая 2017 года, ему начислена заработная плата в размере в размере 3798 руб. 72 коп.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на МБОУ СОШ № 5 обязанности выплатить ФИО2 заработную плату в размере 3798 руб. 72 коп.

Такой вывод судебная коллегия находит правомерным, поскольку он основан на тщательно исследованных судом обстоятельствах по делу и представленных сторонами доказательствах, получивших в решении соответствующую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, факт невыплаты ФИО2 заработной платы ответчиком МБОУ СОШ № 5 не оспаривался в судебном заседании.

Судебный акт в данной части сторонами не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора города Кумертау о возложении на Администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан обязанности выделить МБОУ СОШ № 5 из местного бюджета денежные средства в размере 3798 руб. 72 коп. на выплату заработной платы несовершеннолетнему ФИО2, суд первой инстанции сослался на отсутствие доказательств направления Администрацией ГО г.Кумертау муниципального задания по временному трудоустройству несовершеннолетних в установленной законом форме, обязательного к исполнению МБОУ СОШ № 5.

С выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием судебная коллегия соглашается.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п.п. 4, 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 123.21 п.п. 1, 2, 3 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно ч.5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Из представленного суду Устава МБОУ СОШ № 5 следует, что МБОУ СОШ № 5 является некоммерческой организацией, предметом деятельности которого является реализация программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, программ расширенного и углубленного содержания, профильной и предпрофильной направленности, оказание дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) (п. 2.1 Устава). Учредителем МБОУ СОШ № 5 является Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (п. 1.2 Учреждения).

Поскольку исковые требования заявлены к Администрации Городского округа город Кумертау, которая является учредителем бюджетного учреждения и собственником имущества, применению подлежат положения п. 5 ст. 123.22 ГК РФ.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования абз. 2 указанного пункта следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.

Исходя из общих понятий «вреда», определенных ст. 1064 ГК РФ, следует, что вред может причиняться личности либо имуществу гражданина, правоотношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского законодательства.

Применительно к настоящему спору заявлены требования о взыскании заработной платы, то есть денежных выплат, вытекающих из трудовых правоотношений с МБОУ СОШ № 5, что нельзя отождествлять с обязательствами из причинения вреда.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определен статьей 69.2 БК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 69.2 Бюджетного Кодекса РФ государственное задание на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год.

Статьей 69.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляется путем предоставления муниципальному бюджетному учреждению соответствующей субсидии из местного бюджета в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Иных доводов апелляционное представление прокурора не содержит.

Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционного представления, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.

Таким образом, оснований, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Кумертау – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Ю. Троценко

Судьи С.С. Абдуллина

ФИО1

Справка: судья Куприянова Е.Л.