ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22252/18 от 13.11.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-22252/2018

г.Уфа 13 ноября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.

судей Абдуллиной С.С. и Куловой Г.Р.

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,

при секретаре Идельбаеве З.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кумертау в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о возложении обязанности выделить из местного бюджета денежные средства на выплату заработной платы, выплате заработной платы, по апелляционному представлению прокурора г.Кумертау Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., прокурора Фахретдинову Ю.Ю., поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения представителя Администрации ГО г.Кумертау Республики Башкортостан ФИО2, представителя КУ «Управление образования» ГО г.Кумертау Республики Башкортостан ФИО3, представителя МБОУ «Средняя образовательная школа №5» ГО г.Кумертау Республики Башкортостан ФИО4, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Кумертау в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №5» городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (далее - МБОУ СОШ №5), Администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (далее - Администрация ГО г.Кумертау) о возложении обязанности выделить из местного бюджета денежные средства на выплату заработной платы, выплате заработной платы.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г.Кумертау проведена проверка исполнения трудового законодательства на период временной занятости несовершеннолетних в дата. МБОУ СОШ №5 с ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения» заключен договор №...-н от дата о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, согласно которому работодатель в лице МБОУ СОШ №5 обязуется организовать временные рабочие места для несовершеннолетних граждан; принять по направлению ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения» на временную работу несовершеннолетних граждан в количестве 32 человек; производить оплату труда несовершеннолетних граждан в размере не ниже минимальной оплаты груда, установленной в республике. Установлено, что в МБОУ СОШ №5 в период с дата по дата на основании приказа о приеме на работу от дата№...-лср, в период с дата по дата на основании приказа от дата№...-лср работал несовершеннолетний ФИО1, с которым были заключены срочные трудовые договоры. Уволен ФИО5 согласно приказам «Об увольнении обучающихся» соответственно от дата№...-лср - с дата, от дата№...-лср - с дата.

Между тем, в нарушение требований статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации окончательный расчет с несовершеннолетним в день увольнения не произведен.

Согласно пункту 1.10 Устава КУ «Управление образования» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств образовательных учреждений. В связи с отсутствием у общеобразовательной организации денежных средств на указанные цели, ГКУ «Управление образования» обратилось к учредителю МБОУ СОШ №5 в лице Администрации ГО г. Кумертау с письмом от дата№... о выделении денежных средств для оплаты временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, занятых в общеобразовательных организациях. Проверка показала, что заработная плата ФИО1 за отработанное согласно трудовому договору время в размере 5 458,53 рубля до настоящего времени не выплачена.

Прокурор просил суд обязать Администрацию ГО г.Кумертау выделить МБОУ СОШ №5 из местного бюджета денежные средства в размере 5 458,53 рубля на выплату заработной платы несовершеннолетнему ФИО1, обязать МБОУ СОШ №5 выплатить заработную плату работнику ФИО1 в размере 5 458,53 рубля.

Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 июля 2018 года к участию в деле привлечен законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 - мать ФИО6

Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ «Южный межрайонный центр занятости населения».

Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 июля 2018 года постановлено:

исковые требования прокурора города Кумертау в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о возложении обязанности выделить из местного бюджета денежные средства на выплату заработной платы, выплате заработной платы, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан выплатить ФИО1 заработную плату в размере 5 458,53 рубля.

В удовлетворении требования прокурора города Кумертау в интересах несовершеннолетнего ФИО1 об обязании Администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №5» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан из местного бюджета денежные средства на выплату заработной платы ФИО1 в размере 5 458,53 рубля - отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя образовательная школа №5 в доход бюджета Городского округа город Кумертау государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований к Администрации городского округа г.Кумертау РБ, Прокурор г.Кумертау Республики Башкортостан Казачков В.В. обратился с апелляционным представлением, указав, что решение вынесено на неправильном применении норм материального права. Реализация предоставленного законом органу местного самоуправления права на участие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних повлекла обязанность финансирования запланированных в этой связи мероприятий из местного бюджета с целью их выполнения, от исполнения которой орган местного самоуправления уклонился, ссылаясь на то, что законом на орган местного самоуправления данная обязанность не возложена. Вопросы финансирования временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время должны исполняться не за счет образовательной организации, не располагающей на реализацию указанных целей денежными средствами, а за счет средств местного бюджета, то есть администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан. В порядке статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор освобожден, истец предлагает взыскать с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом первой инстанции установлено, что дата Администрацией ГО г.Кумертау принято постановление №... «Об организации оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые» (л.д.4).

В соответствии с указанным постановлением на муниципальные унитарные и автономные предприятия и учреждения возложена обязанность, а предприятиям, организациям и учреждениям иных форм собственности предложено организовать временную занятость, имеющую социально полезную направленность в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и ищущих работу граждан, по мере необходимости определить объемы работ (виды, характер, количество рабочих мест и численность участников) и предоставить в государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения, создать за счет собственных средств временные рабочие места для трудоустройства безработных граждан и ищущих работу граждан по определенным направлениям трудовой деятельности на территории городского округа город Кумертау.

Этим же постановлением Государственному казенному учреждению Южный межрайонный центр занятости населения (по согласованию) рекомендовано заключить с предприятиями и организациями договоры на проведение работ и направлять по их заявкам на созданные рабочие места безработных и ищущих работу граждан; оплату труда за выполненную работу производить в соответствии с заключенными договорами.

Постановлением Администрации ГО г.Кумертау №... от дата «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в дата» утвержден план мероприятий по подготовке и организации летней оздоровительной кампании дата согласно приложению №... к настоящему постановлению (л.д.4 стр.2).

Пунктом 12 Плана мероприятий по подготовке и организации летней оздоровительной кампании дата предусмотрена организация в дата временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в период каникул и свободное от учебы время. Ответственными за выполнение указанного пункта Плана назначены ГКУ «Южный межрайонный ЦЗН (по согласованию), МБУ МПЦ «Самоцветы», образовательные организации, предприятия и организации города (по согласованию).

дата между Государственным казенным учреждением Южный межрайонный центр занятости населения и МБОУ СОШ №5 заключен договор №...-н (л.д.6), в соответствии с которым стороны договорились о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а именно:

Государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения обязуется, в том числе:

- направлять к работодателю МБОУ СОШ № 5 несовершеннолетних граждан для временного трудоустройства;

- перечислять средства для материальной поддержки несовершеннолетних граждан, принимающих участие во временных работах;

- перечисление средств производить после представления работодателем МБОУ СОШ № 5 документов, перечисленных в пункте 2.12 настоящего договора;

МБОУ СОШ № 5 обязуется, в том числе:

- организовать временные рабочие места для несовершеннолетних граждан в соответствии с приложением №..., являющимся неотъемлемой частью настоящего договора;

- соблюдать Трудовой кодекс Российской Федерации при организации работ с несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет;

- информировать несовершеннолетних граждан об условиях, режиме работы и оплате труда;

- принять по направлению Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения на временную работу несовершеннолетних граждан в количестве 32 человека;

- в течение 3 дней представить в Государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения документы, подтверждающие их трудоустройство (уведомление, заверенные копии срочных трудовых договоров);

- производить оплату труда несовершеннолетних в размере не ниже минимальной оплаты труда, установленной в республике;

- предоставлять в Государственное казенное учреждение Южный межрайонный центр занятости населения в течение 3 рабочих дней после отчетного месяца акт о выполнении условий договора (приложение №... к договору), табель учета рабочего времени для перечисления материальной поддержки несовершеннолетним гражданам на их лицевые счета.

Приказом МБОУ СОШ №5 №...-лср от дата «О приеме на работу несовершеннолетних учащихся в возрасте 14-18 лет на временную занятость» на временную занятость в каникулярное время с дата по дата принят подсобным рабочим по срочному трудовому договору ФИО1, дата года рождения (л.д.7).

дата между МБОУ СОШ №5, с одной стороны, и ФИО1, с другой стороны, заключен трудовой договор №..., в соответствии с которым ФИО1 принят на работу в МБОУ СОШ №5 на должность подсобного рабочего по благоустройству территории школы на период с дата по дата (л.д.11).

Приказом МБОУ СОШ №5 №...-лср от дата ФИО1 с дата уволен с занимаемой должности по пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по окончанию срока трудового договора (л.д.8).

Должностной оклад ФИО1 трудовым договором не определен.

Согласно справке МБОУ СОШ №5 и представленному КУ «Управление образования» расчету, за период работы ФИО1 в МБОУ СОШ №5 с дата по дата ему начислена заработная плата в размере 5 458,53 рубля (л.д.13).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на МБОУ СОШ №... обязанности выплатить ФИО1 заработную плату в размере 5 458,53 рубля.

Такой вывод судебная коллегия находит правомерным, поскольку он основан на тщательно исследованных судом обстоятельствах по делу и представленных сторонами доказательствах, получивших в решении соответствующую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, факт невыплаты ФИО1 заработной платы ответчиком МБОУ СОШ №5 не оспаривался сторонами.

Судебный акт в данной части ответчиком не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора г.Кумертау о возложении на Администрацию ГО г.Кумертау обязанности выделить МБОУ СОШ №5 из местного бюджета денежные средства в размере 5 458,53 рубля на выплату заработной платы несовершеннолетнему ФИО1, суд первой инстанции сослался на отсутствие доказательств направления Администрацией ГО г.Кумертау муниципального задания по временному трудоустройству несовершеннолетних в установленной законом форме, обязательного к исполнению МБОУ СОШ №5.

С выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием судебная коллегия соглашается.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу пунктов 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2, 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Как следует из статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

По смыслу статьи 9.2 Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Частью 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Из представленного в материалы дела Устава МБОУ СОШ №5 следует, что МБОУ СОШ №5 является некоммерческой организацией, предметом деятельности которого является реализация программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, программ расширенного и углубленного содержания, профильной и предпрофильной направленности, оказание дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) (пункт 2.1 Устава).

Учредителем МБОУ СОШ №5 является Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (пункт 1.2 Устава).

Поскольку исковые требования заявлены к Администрации ГО г.Кумертау, которое является учредителем бюджетного учреждения и собственником имущества, применению подлежат положения пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования абзаца 2 указанного пункта, следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.

Исходя из общих понятий «вреда», определенных статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что вред может причиняться личности либо имуществу гражданина, правоотношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского законодательства.

Применительно к настоящему спору заявлены требования о взыскании заработной платы, то есть денежных выплат, вытекающих из трудовых правоотношений с МБОУ СОШ №5, что нельзя отождествлять с обязательствами из причинения вреда.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определен статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год.

Статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляется путем предоставления муниципальному бюджетному учреждению соответствующей субсидии из местного бюджета в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Доводы апелляционного представления о том, что в порядке статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор освобожден, необходимо взыскать с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета городского округа город Кумертау Республики Башкортостан судом первой инстанции правомерно взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционного представления, проверенные в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.

Таким образом, оснований, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г.Кумертау Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Куприянова Е.Л.