ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2226/2015 от 22.04.2015 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-2226/2015

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, ФИО3

при секретаре

ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 21 января 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО5 и ФИО6 удовлетворить.

Признать за молодой семьей И-вых в составе 2 человек: ФИО5, ФИО6 право на участие вподпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевойпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2015 год.

Обязать Администрацию города Ишима Тюменской области включитьмолодую семью И-вых в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году с момента подачи заявления на участие в программе, с 12.01.2012 года.

Обязать Администрацию города Ишима Тюменской области послевключения молодой семьи И-вых в список молодых семей - участниковподпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения в сводный или резервный список.

Возвратить ФИО5 государственную пошлину,уплаченную при подаче заявления в суд, в размере <.......> рублей.

Расходы по госпошлине принять на счет государства».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1, объяснения представителя ФИО5 ФИО7, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителя Главного управления строительства Тюменской области ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО6, обратилась в суд с иском к администрации г.Ишима о признании права молодой семьи на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее также Подпрограмма). Исковые требования мотивированы тем, что ФИО5 и ФИО6 12 января 2012 года подали заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2012 году по городу Ишиму. В 2013 году их семья приказом Главного управления строительства Тюменской области № 463-од от 21 мая 2013 года была включена в резервный список. После уведомления Администрации г.Ишима о включении их в резервный список, ФИО5 написала заявление (согласие) на участие в Подпрограмме в 2014 году. В 2014 году семья И-вых предпринимала многочисленные меры по получению информации о включении их в резервный список, а именно: просматривала сайты администрации города Ишима, Главного управления строительства Тюменской области, посещала здание МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами г.Ишима» с целью найти сведения о списках на информационных стендах, неоднократно обращалась (лично и по телефону) к сотрудникам жилищного отдела, принимавшим документы на участие в Подпрограмме. 04 сентября 2014 года в адрес И-вых пришло письменное уведомление о включении семьи в резервный список 2014 года приказом Главного управления строительства Тюменской области № 361-од от 23 апреля 2014 года. На следующий день (05 сентября 2014 года) ФИО5 было подано заявление (согласие) на участие в Подпрограмме в 2015 году. Однако письмом Администрации города Ишима № 8995 от 17 сентября 2014 года семье И-вых отказано во включении в список участников Подпрограммы на 2015 год в связи с подачей заявления (согласия) после 01 августа 2014 года с пометкой о том, что в обязанности органов местного самоуправления не входит уведомление молодых семей о включении их в резервный список. С данным уведомлением истица не согласны, указывая, что до них информация о включении семьи в резервный список доведена не была. Органы местного самоуправления после получения данных о молодых семьях, включенных в резервный список, письменные уведомления этим семьям направили только в сентябре 2014 года. Полагает, что уполномоченным органом исполнительной власти по реализации Положения (ГУС ТО) и органом местного самоуправления (Администрацией города Ишима) своим бездействием нарушены права и законные интересы истцов, поставив их в условия, при которых невозможно выполнение п. 2.1 Положения, т.е. подача заявления в срок до 01 августа 2014 года и, как следствие, дальнейшее участие в подпрограмме. Считает данный отказ о включении семьи И-вых в список участников Подпрограммы на 2015 год не законным, просит признать право молодой семьи И-вых в составе 2 человек: ФИО5, ФИО6 на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2015г.; обязать администрацию города Ишима включить молодую семью И-вых в составе 2 человек: ФИО5, ФИО6 в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году с момента подачи заявления на участие в программе с 12 января 2012 года; обязать Администрацию города Ишима после включения молодой семьи И-вых в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный или резервный список.

ФИО5 и её представитель ФИО7, допущенная судом к участию в деле в качестве представителя в соответствие с ч.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - администрации города Ишима Тюменской области ФИО9, действующая на основании доверенности № 5656 от 04 июля 2014года (л.д.60), в судебном заседании и в письменном отзыве возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что обязанность администрации по уведомлению молодых семей о включении их в резервный список не предусмотрена действующим законодательством.

Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, в суд представлены письменные возражения, в которых изложена просьба об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна администрация г.Ишима. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, а также в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного гражданского дела, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований. Не соглашаясь с выводом суда о том, что молодые семьи, включенные в резервный список, до получения информации о включении их в резервный список, не имеют возможности подтвердить свое согласие на участие в подпрограмме, то есть исполнить предписанное им п. 4.1. Положения с соблюдением п. 2.1. Положения, указывает, что нормами действующего законодательства не установлено очередности обращения с заявлением после получения уведомления о необходимости его подачи либо после получения уведомления о включения молодой семьи в резервный список. Кроме того, указывает, что обязанности администрации города Ишима уведомлять молодые семьи о необходимости молодой семьи подачи такого заявления не предусмотрено нормами действующего законодательства, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и местном уровне. Полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что информация о подпрограмме является общедоступной и размещена в сети Интернет, в том числе на официальном сайте администрации города Ишима, с условиями участия в подпрограмме ознакомлена и приняла на себя обязанность их выполнять, уведомление молодых семей о включении их в резервный список подпрограммы производилась специалистами администрации города Ишима также посредством телефонной связи, а также то, что молодой семьей И-вых подано заявление, подтверждающее согласие на участие в подпрограмме в 2014 году, т.е. ФИО5 знала о необходимости подачи заявления, предусмотренного п. 4.5. Положения, в целях участия в подпрограмме на следующий год. Кроме того, ответчик указывает, что основания для признания права молодой семьи И-вых на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2015 год в ходе рассмотрения гражданского дела не исследованы и не установлены, а именно не установлено, что молодая семья И-вых соответствует требованиям п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Подпрограммы. Также, не соглашаясь с выводом суда о том, что истцы отвечают всем требованиям, предусмотренным подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявили желание получить социальную выплату, но по вине лиц, ответственных за реализацию этой программы, не смогли реализовать свое право, указывает, что администрация города Ишима предприняла все меры, направленные на достижение целей и выполнение задач, поставленных Правительством Российской Федерации по обеспечению жильем молодых семей, а именно ознакомила молодую семью И-вых условиями и требованиями Подпрограммы, с федеральными и региональными нормативными актами, регламентирующими реализацию Подпрограммы, с перечнем, порядком и сроками предоставления документов, необходимых для участия в Подпрограмме, с порядком предоставления муниципальной услуги, а также в 2014 году приняла все меры по уведомлению молодой семьи И-вых о включении их в резервный список участников подпрограммы в срок до 01.08.2014, в том числе посредством телефонной связи. Считает, что со стороны истцов в материалы дела не представлены доказательства, что ими были приняты какие-либо меры по получению информации о включении их в резервный список, по обращению в орган местного самоуправления с заявлением, предусмотренным п. 4.5. Положения, в срок до 01 августа 2014 года.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО5, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах ФИО6, представитель администрации г.Ишима в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

Признавая незаконным оспариваемое истцами решение органа местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).

В соответствии с названными Правилами правом формированием списков участников Подпрограммы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4, 17, 20, 21).

В силу положений п. п. 22 - 24 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки (п. 22).

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24), Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Пунктом п.4.1 настоящего Положения предусмотрено, что списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления. Списки формируются исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в подпрограмме, количества детей.

Согласно п.4.2. Положения уполномоченный орган исполнительной власти области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из средств областного бюджета и местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), и резервный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - резервный список).

Молодые семьи включаются в сводный и резервный списки в той же последовательности, в которой были включены в список, сформированный органом местного самоуправления. Сводный и резервные списки формируются по муниципальным образованиям.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Тюменской области на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти Тюменской области уполномоченный орган исполнительной власти области на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов).

Уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 10 календарных дней со дня утверждения списка претендентов направляет органам местного самоуправления выписку из данного списка в отношении молодых семей соответствующего муниципального образования.

Согласно 4.5. Положения если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты (смена места жительства, рождение (усыновление) ребенка, изменение семейного положения, состава семьи, достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Положения), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений па участие в подпрограмме. Подтверждение согласия на участие в подпрограмме осуществляется посредством предоставления в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства заявления (в произвольной форме) в срок, установленный пунктом 2.1 настоящего Положения, то есть с 1 января до 1 августа. В заявлении молодая семья указывает, что обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты, не изменились.

Учитывая, что указанное заявление молодая семья, не получившая субсидию в предыдущем году, вправе подать только после включения её в резервный список, суд правильно указал на то, что молодая семья вправе до 01 августа знать о том, что она включена в такой список, с тем, чтобы исполнить названные выше положения и подать заявление о подтверждении наличия обстоятельств, имеющих значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты.

Из материалов дела следует, что ФИО5 с заявлением о включении её семьи, состоящей из неё и несовершеннолетнего сына ФИО6, в состав участников Подпрограммы обратилась в администрацию г.Ишима 12 января 2012 года, представив с заявлением документы, указанные в перечне (л.д.9- 10).

21 марта 2012 года администрация г.Ишима в адрес ФИО5 направила уведомление о том, что на основании постановления администрации г.Ишима от 13 марта 2012 года № 304 её семья признана нуждающейся в жилых помещениях, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и имеющей достаточный доход либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (л.д.33).

Из состава участников Программы семью И-вых не исключали, она включена в список молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по городу Ишиму (л.д.63-64).

Приказами Главного управления строительства Тюменской области от

23 апреля 2014 года № 362-од, от 23 апреля 2014 года № 361-од утверждены списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 году и резервный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 2014 года.

Данные списки направлены Главам муниципальных образований и городских округов Тюменской области (в том числе и администрации г.Ишима) только 14 июля 2014 года (л.д.61-62).

Согласно уведомлению № 6797 администрация г.Ишима довела до сведения молодой семьи И-вых, что она включена в резервный список, 26 июля 2014 года (л.д.5). Однако, согласно почтовому конверту, данное уведомление направлено в адрес ФИО5 только 03 сентября 2014 года, то есть заведомо с нарушением срока, установленного п.3.10.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома», утверждённого постановлением администрации города Ишима № 1821 от 22 октября 2012 года, что лишило семью И-вых в срок до 01 августа 2014 года подать соответствующее заявление.

Учитывая данные обстоятельства, судом первой инстанции сделан правильный вывод о нарушении бездействием Администрации города Ишима, выразившемся в неуведомлении в срок до 01 августа 2014 года семьи о включении её в резервный список, права молодой семьи И-вых получить информацию о том, что семья включена в резервный список и своевременно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о подтверждении своего согласия на участие в Подпрограмме.

Поскольку семья И-вых отвечает всем требованиям, предусмотренным подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявила желание получить социальную выплату, но по вине лиц, ответственных за реализацию этой программы, не смогла реализовать свое право на подачу до 01 августа 2014 года соответствующего заявления, суд правильно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 21 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ишима – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: