ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2227/2014 от 04.08.2014 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

  Судья Ибрагимов А.М.

 Дело №33-2227/2014г.

 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г.Махачкала 04 августа 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

 Председательствующего Алиевой Э.З.,

 судей Османова Т.С. и Загирова Н.В.,

 при секретаре Магомедовой З.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника управления социальной защиты населения в МО «Ботлихский район» ФИО1 на решение Ботлихского районного суда от 15 апреля 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения начальника управления социальной защиты населения в МО «Ботлихский район» ФИО1, просившего решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя ФИО2 – ФИО3, полагавшего решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

 установила:

 ФИО2, обратился в суд с иском к УСЗН МО «Ботлихский район» о взыскании <.> рублей в порядке компенсации расходов на приобретение твердого топлива (угля) в отопительный сезон 2012 – 2013 годов.

 В обоснование указанного в заявлении требования ФИО2 сослался на то, что он <.> - пенсионер Тлохской СОШ Ботлихского района и имеет льготы по коммунальным услугам, В отопительный сезон 2012 – 2013 годов он в ООО «Гарант» приобрел твердое топливо (уголь) на сумму <.> рублей, но ответчик (УСЗН МО «Ботлихский район») незаконно отказал в возмещении этих расходов, ссылаясь на то, что в Республике Дагестан на отопительный сезон 2012 – 2013 годов только двум топливоснабжающим организациям были установлены розничные цены, а для ООО «Гарант», где он приобрел твердое топливо, розничные цены установлены не были,

 Истец считает, что отказ в возмещении расходов на приобретение твердого топлива противоречит Закону РФ «Об образовании», Закону Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года №30), «Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан», утвержденному Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20, а также Постановлению Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года № 1-П, которым абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года №64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» и пункт 15 «Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20 в частях предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учётом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтверждённых документами установленной формы признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твёрдого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры материальной поддержки её доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.

 Решением Ботлихского районного суда от 15 апреля 2014 года постановлено:

 «Иск ФИО2 удовлетворить.

 Взыскать с Управления социальной защиты населения МО «Ботлихский район» в пользу ФИО2 в порядке компенсации расходов на приобретение твердого топлива в отопительный сезон 2012 – 2013 годов <.> рублей и <.> рублей в порядке возмещения расходов на оплату госпошлины».

 В своей апелляционной жалобе начальник УСЗН в МО «Ботлихский район» ФИО1 считает решение Ботлихского районного суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» было внесено изменение (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 Так, если ранее педагогические работники образовательных учреждений имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то в соответствии с внесенными изменениями данная категория граждан имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

 Из содержания приведенной нормы следует, что федеральное законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов.

 Аналогичное положение закреплено и в статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).

 С учетом вышеуказанных изменений и в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с нормами федерального законодательства 6 июня 2011 года был принят Закон Республики Дагестан № 30 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа»».

 Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года № 30) педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

 При этом в соответствии с пунктом 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20 (далее - Порядок), педагогическим работникам образовательных учреждений компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

 При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами постановления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (РСТ - РСТ Дагестана) с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов. При этом необходимо отметить, что государственное регулирование розничных цен на топливо твердое относится к основным задачам РСТ Дагестана (подпункт 7 пункта 3 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 мая 2011 г. № 165).

 Принимая во внимание, что компенсация производится только по фактически понесенным расходам, осуществление денежной выплаты за приобретенное твердое топливо без представления документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, нарушает требования законодательства в сфере предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.

 Таким образом, копии документов (квитанции, абонентские книжки, сведения о платежах), подтверждающие фактически произведенные расходы, являются основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения (в том числе компенсации расходов за приобретенное твердое топливо).

 Что касается постановления Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года № 1-П, сообщаем следующее.

 Конституционным Судом Республики Дагестан принято решение, что отдельные положения законодательства Республики Дагестан противоречат Конституции Республики Дагестан, мотивируя это тем, что содержащиеся в законодательстве нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.

 В целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с постановлением Конституционного Суда РД 5 октября 2012 года принят Закон Республики Дагестан за № 56 «О внесении изменения в ст. 4 Закона Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа»», согласно которому из ч. 1 ст. 4 указанного Закона исключены слова «по розничным ценам, установленным Правительством РД для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан».

 Кроме того, 30 ноября 2012 года Правительством Республики Дагестан было принято постановление № 411 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан», в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в вышеуказанный Порядок, а постановления Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 2009 года № 29 «О Порядке предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий топливоснабжающим организациям на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению» и от 14 июня 2011 года № 184 «О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан» были признаны утратившими силу.

 Пунктом 15 Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года № 411) установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку.

 Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года № 411 Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее также РСТ Дагестана) поручено в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке розничные цены на твердые виды топлива (уголь, дрова), реализуемые населению, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их завоз и реализацию в расчете на единицу топлива.

 При этом розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению
Республики Дагестан, РСТ РД были установлены лишь для организаций ООО «Дружба» (постановление от 30 ноября 2012 года № 104) и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие» (постановление от 5 марта 2013 года № 4), в то время как обеспечением населения республики твердым топливом занимались и другие организации и индивидуальные предприниматели.

 Как показывает практика, педагогические работники образовательных
учреждений для получения компенсации расходов за приобретенное твердое
топливо представляют в управления социальной защиты населения в
муниципальных районах платежные документы (квитанции), подтверждающие факт приобретения ими твердого топлива (уголь, дрова) как в ООО «Дружба», ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие», так и у прочих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих твердое топливо населению «на территориях указанных муниципальных образований. Однако осуществить компенсацию расходов педагогическим работникам образовательных учреждений, приобретшим твердое топливо (уголь, дрова) не у ООО (Дружба» и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие», не представлялось возможным в связи с отсутствием установленных РСТ Дагестана для них розничных цен.

 Так, ФИО2 представил, в управление социальной защиты населения документ (квитанцию) о приобретении твердого топлива (угля) у ООО (Гарант». Однако РСТ Дагестана розничная цена на твердое топливо, реализуемое населению ООО «Гарант». Республики Дагестан установлена не была, в связи с чем осуществить указанную компенсацию расходов ФИО2 не представлялось возможным.

 В своем решении от 15 апреля 2014 года суд указывает, что вынужденный отказ Управления незаконен, так как противоречит Конституции Российской Федерации и статье 55 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Однако Управление руководствовалось действовавшими на момент отказа положениями Порядка. Также Управление, являясь территориальным органом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, который в свою очередь является органом исполнительной власти лишь исполняет положение норм законодательства, регламентирующих предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

 Более того, в соответствии с пунктом 20 Порядка органы социальной защиты населения несут ответственность за целевое использование средств, предусмотренных на ежемесячную денежную выплату, в порядке, установленном законодательством.

 Однако судом не были приняты во внимание вышеуказанные доводы Управления.

 Также по вопросу взыскания с управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Ботлихский район» государственной пошлины необходимо отметить, что в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно пункту 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются

 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

 Согласно подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в «качестве истцов или ответчиков.

 Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков.

 В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря
2004 года № 64 (ред. от 05 марта 2014 года) «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям
граждан в сельской местности и поселках городского типа» (принят
Народным Собранием РД 28 декабря 2004 года) компенсация расходов на
оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим
работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной
денежной выплаты.

 Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.

 При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.

 Ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.

 Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года № 20 (ред. от 18 ноября 2013 года) «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан» (вместе с «Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан») такой порядок определен.

 Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

 Размер компенсации педагогическим работникам определяется, исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.

 При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива, исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.

 В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

 Согласно п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» документ должен содержать следующие реквизиты:

 а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

 б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

 в) место нахождения постоянно действующего исполнительного
органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего
исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица,
имеющих право действовать от имени юридического лица без
доверенности);

 г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный
организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

 д) вид услуги;

 е) стоимость услуги в денежном выражении;

 ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными
средствами и (или) с использованием платежной карты;

 з) дата осуществления расчета и составления документа;

 и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись
печать организации (индивидуального предпринимателя);

 к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

 В соответствии с п. 10 указанного Положения бланк документ должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

 По смыслу указанных норм бланк документа должен содержать указанные реквизиты, заполнен четко и разборчиво без исправлений.

 Между тем, представленная истцом копия квитанции об оплате топлива и услуг по его доставке не соответствует указанным реквизитам, полностью не заполнена.

 Так, в ней не указана должность лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, вид услуг, отсутствует подпись главного бухгалтера и водителя, осуществляющего доставку твердого топлива, государственный номерной знак автомобиля, на котором осуществлена доставка твердого топлива, номер путевого листа автомобиля, что свидетельствует о неправильности заполнения бланка.

 Кроме того, в представленной истцом квитанции допущены
исправления, а именно имеются исправления в номере паспорта
получателя мер социальной поддержки и исправлена в таблице цена угля
за единицу измерения.

 Поскольку в соответствии с положениями ст. 60 ГПК РФ
обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть
подтверждены определенными средствами доказывания, не могут
подтверждаться никакими другими доказательствами, судебная коллегия
считает, что допустимых доказательств, а именно документов о
фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого
топлива не представлено.

 Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований ФИО2 о взыскании с Управления социальной защиты населения МО «Ботлихский район» о взыскании <.> рублей в качестве компенсации расходов на приобретение твердого топлива в отопительный сезон 2012 – 2013 годов нельзя признать обоснованным.

 При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО2 исковых требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ботлихского районного суда от 15 апреля 2014 года отменить.

 По делу принять новое решение.

 В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению социальной защиты населения МО «Ботлихский район» о взыскании <.> рублей в порядке компенсации расходов на приобретение твердого топлива (угля) в отопительный сезон 2012 – 2013 годов и 1740 рублей в порядке возмещения расходов на оплату госпошлины отказать.

 Председательствующий: Алиева Э.З.

 Судьи: Османов Т.С.

 Загиров Н.В.