Судья: Рыбалко Д.В. Дело № 33-2228
Докладчик: Жуленко Н.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Жуленко Н.Л.,
судей: Фатьяновой И.П. и Чёрной Е.А.,
с участием прокурора: Тверикиной Н.Н.,
при секретаре: Бунтовском Д.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуленко Н.Л. дело по апелляционному представлению прокурора города Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 ноября 2012 года
по иску прокурора города Новокузнецка к Новокузнецкому городскому Совет народных депутатов о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Новокузнецка обратился в суд с иском к Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов о понуждении к совершению действий. Просит обязать Новокузнецкий городской Совет народных депутатов создать официальный сайт в сети «Интернет»; установить порядок утверждения перечня информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет»; утвердить перечень информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет». В соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органом местного самоуправления требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Установлено, что представительным органом местного самоуправления Новокузнецкого городского округа - Новокузнецким городским Советом народных депутатов - нарушаются требования данного закона, которые выражаются в следующем. Исходя из требований законодательства, Новокузнецкий городской Совет народных депутатов обязан создать свой официальный сайт в сети «Интернет», установить порядок утверждения перечня информации о своей деятельности, утвердить перечень информации о своей деятельности, размещаемой в ceти «Интернет», и размещать на своем официальном сайте информацию согласно установленному перечню, срока. В нарушение указанных требований закона Новокузнецкий городской Совет народных депутатов не имеет своего официального сайта в сети «Интернет», порядок утверждения перечня информации о своей деятельности не установлен, перечень информации, подлежащей размещению на сайте данным органом, не утвержден. Отсутствие у Новокузнецкого городского Совета народных депутатов официального сайта в сети «Интернет» нарушает конституционное право граждан на получение информации в части возможности ознакомления с информацией о деятельности данного органа, что является недопустимым.
Представитель Новокузнецкого Совета народных депутатов ФИО1, возражал против исковых требований.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 ноября 2012 года постановлено:
В удовлетворении требований прокурора города Новокузнецка к Новокузнецкому городскому совету народных депутатов о понуждении к совершению действий отказать в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор города Новокузнецка просит решение суда отменить. Указывает, что судом нарушены нормы процессуального права. Так, в резолютивной части решения Центрального районного суда г. Новокузнецка от 08.11.2012г. указано на отказ в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Однако, в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, мотивировочная часть данного решения не содержит мотивы отказа в удовлетворении 2-го и 3-го требований прокурора, а именно: обязать Новокузнецкий городской Совет народных депутатов установить порядок утверждения перечня информации о своем деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет»; обязать Новокузнецкий городской Совет народных депутатов утвердить перечень информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет».
Кроме того, в мотивировочной части данного решения суда указано на издание Главой города Новокузнецка распоряжения от 30.12.2009 «О реализации положений Федерального закона от 9 февраля 2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которым утвержден Перечень и формы предоставления информации о деятельности администрации города Новокузнецка. Однако в решении суда не указано, какое отношение данное распоряжение Главы города Новокузнецка имеет к Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов.
Вместе с тем, согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Распоряжение Главы города Новокузнецка от 30.12.2009 «О реализации положений Федерального закона от 9 февраля 2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», на которое указано в решении суда от 08.11.2012г., является правовым актом по вопросу организации работы администрации города Новокузнецка по исполнению требований указанного Федерального закона. К Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов данный правовой акт отношения не имеет и на него не распространяется.
Решение суда содержит вывод о соблюдении Новокузнецким городским Советом народных депутатов требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части создания официального сайта органа местного самоуправления. Данный вывод мотивирован тем, что Новокузнецкий городской Совет народных депутатов входит в структуру органов местного самоуправления городского округа, при этом имеется официальный сайт администрации города Новокузнецка, в одном из разделов которого размещена информация о деятельности Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.
Исходя из буквального толкования норм Федерального закона № 8-ФЗ, орган местного самоуправления обязан создать собственный официальный сайт в сети «Интернет», т.е. сайт, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому органу местного самоуправления. Закон не предусматривает возможности размещения информации о своей деятельности на официальном сайте другого органа местного самоуправления.
Кроме того, на сайте администрации города Новокузнецка размещены только сведения о депутатах Новокузнецкого городского Совета народных депутатов с указанием времени и места приема граждан, телефонами и адресами электронной почты, а также размещаются принятые Новокузнецким городским Советом народных депутатов нормативные правовые акты.
При этом в решении суда от 08.11.2012г. не указаны мотивы, по которым суд считает размещение данной информации надлежащим исполнением требований Федерального закона № 8-ФЗ, в отсутствие утвержденного перечня информации о деятельности Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Тверикину Н.Н., поддержавшую апелляционное представление и просившую отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Новокузнецка проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в ходе которой установлено, что Новокузнецкий городской Совет народных депутатов не имеет своего официального сайта в сети «Интернет», порядок утверждения перечня информации о деятельности Совета не установлен, перечень информации, подлежащей размещению на сайте данным органом, не утвержден.
С целью реализации положений ФЗ от 09.02.2009 г. Главой города Новокузнецка издано Распоряжение от 30.12.2009 г. № 3453, которым был утвержден Перечень и формы предоставления информации о деятельности Администрации г. Новокузнецка, определен отдел информационных технологий, ответственный за обеспечение доступа пользователей к информации о деятельности Администрации города Новокузнецка в части размещения информации на официальном сайте Администрации города Новокузнецка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Новокузнецка, суд первой инстанции указал на то, что требования ФЗ «Об обеспечении доступа к информации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части создания официального сайта органа местного самоуправления ответчиком соблюдены. Новокузнецкий городской Совет народных депутатов входит в структуру органов местного самоуправления городского округа, при этом имеется официальный сайт Администрации г. Новокузнецка, в одном из разделов которого размещена информация о деятельности Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.
Судебная коллегия находит выводы суда постановленными в нарушение норм материального права, без учета установленных обстоятельств дела.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года) одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети Интернет.
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).
Исходя из системного толкования приведенных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности именно по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации.
Действующее законодательство устанавливает обязанность соответствующих органов власти размещать информацию о своей деятельности, в том числе и в сети "Интернет". Иной подход привел бы к ограничению доступа граждан к любой информации в любых формах и из любых источников, что возможно только в силу прямого указания закона.
Размещение информации на официальном сайте иного органа местного самоуправления, в данном случае администрации г. Новокузнецка, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети "Интернет" и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности данного органа.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами не подтверждено, что техническая возможность создания официального сайта в сети "Интернет" у Совета народных депутатов отсутствует, требования прокурора г. Новокузнецка являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления о том, что Новокузнецкий городской Совет народных депутатов и администрация г. Новокузнецка являются самостоятельными органами местного самоуправления, наделенными собственными полномочиями.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 25 Устава города Новокузнецка установлено, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:
1) представительный орган местного самоуправления – Новокузнецкий городской Совет народных депутатов;
2) Глава муниципального образования - Глава города Новокузнецка;
3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Новокузнецка;
4) контрольно-счетный орган муниципального образования - Комитет городского контроля Новокузнецкого городского округа;
5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ Глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Частью 2 статьи 36 Устава города Новокузнецка установлено, что Глава города исполняет полномочия Главы администрации города Новокузнецка.
Согласно ч. 1 ст. 40 Устава города Новокузнецка Глава города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области, а также по вопросам организации работы администрации города издает:
1) постановления администрации города - нормативные правовые акты;
2) распоряжения администрации города - правовые акты, не носящие нормативного характера.
Учитывая положения названного Федерального закона и Устава города Новокузнецка, судебная коллегия находит необоснованной ссылку в решении суда на распоряжение главы города Новокузнецка от 30.12.2009 г. № 3453, поскольку указанное распоряжение не может иметь отношения к ответчику.
Ввиду изложенного, обоснованным являются и требования прокурора к Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов об обязании установить порядок утверждения перечня информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет»; утвердить перечень информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет», поскольку это прямо предусмотрено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года.
Таким образом, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования прокурора г. Новокузнецка об обязании ответчика создать собственный сайт в сети «Интернет»; установить порядок утверждения перечня информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет»; утвердить перечень информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет».
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения указанных обязанностей судебная коллегия находит возможным установить до 01.01.2014 года, при этом учитывая все установленные обстоятельства, а также требования разумности.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 ноября 2012 года отменить, принять новое решение.
Исковые требования прокурора города Новокузнецка к Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Новокузнецкий городской Совет народных депутатов в срок до 01 января 2014 года создать официальный сайт в сети «Интернет»; установить порядок утверждения перечня информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет»; утвердить перечень информации о своей деятельности, размещаемой на официальном сайте в сети «Интернет».
Председательствующий Жуленко Н.Л.
Судьи Фатьянова И.П.
ФИО2