ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22305/18 от 19.07.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Шипунова М.Н. Дело № 33-22305/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Назаренко О.Н.,

судей Щуровой Н.Н., Пономаревой Л.В.,

при секретаре с/з Мешвез М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России по доверенности ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 декабря 2017 года,

заслушав доклад судьи Щуровой Н.Н. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, доводах жалобы, возражений на нее,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Краснодарскому краю, управлению Федеральной службы исполнения наказания России, в котором просила признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России поставить на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека, признать незаконным нарушение сроков рассмотрения и принятия решения комиссиями УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России.

В обоснование требований указано, что <...> истец обратилась в УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив пакет документов. Решением комиссии (протокол <...> от <...>) установлено, что истец имеет право претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека, документы направлены в комиссию ФСИН России. Протоколом <...> от <...> заседания комиссии ФСИН России истцу отказано в постановке на учет со ссылкой на отсутствие сведений о постоянной регистрации сына до <...>, и ухудшение жилищных условий в 2009 году. Считая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 декабря 2017 года заявленные ФИО2 требования удовлетворены в части.

Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом <...> от <...> об отказе ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Суд обязал ФСИН России поставить ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека: ФИО2, супруг ФИО2, <...> года рождения, дочь ФИО3, <...> года рождения, сын ФИО4, <...> года рождения, с даты подачи заявления <...>.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных ФИО2 требований и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, считает вынесенное решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права без учета юридически значимых обстоятельств непредставления истцом обязательных документов, необходимых для постановки ее с составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также действий супруга ФИО2, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просила оставить оспариваемое решение без изменения, полагая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 декабря 2017 года отменить.

Истец ФИО2, ее представитель по доверенности ФИО6 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить оспариваемое решение без изменения.

Представитель ФСИН России в суд апелляционной инстанции не явился, извещен в соответствии со ст. 113 ГПК РФ путем направления заказной повестки с уведомлением.

Заказное письмо с уведомлением, направленное в адрес ФСИН России, получено адресатом.

О причинах неявки представитель ФСИН России не сообщил, с заявлением об отложении рассмотрения дела к суду не обращался.

В связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФСИН России, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со ст. 327 и ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

В этой же статье содержится перечень условий, необходимых для получения единовременной социальной выплаты.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 названной статьи Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3- месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление с приложением документов в том числе, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.

Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2013 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, <...> ФИО2 обратилась в УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив пакет документов.

Протоколом <...> от <...> заседания комиссии ФСИН России ФИО2 отказано в постановке на учет со ссылкой на отсутствие сведений о постоянной регистрации сына до <...>, и ухудшение жилищных условий супругом в 2009 году.

Вместе с тем из материалов следует, что сын истца ФИО4, <...> года рождения, является ребенком-инвалидом.

Истцом в комиссию представлена справка о регистрации ребенка по адресу: <...> с <...> По данному адресу зарегистрированы и родители ФИО4 с <...>.

В силу п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них).

При этом конкретные сроки регистрации несовершеннолетних по месту пребывания законодательно не урегулированы.

<...> супруг истицы ФИО2 продал принадлежащее ему жилое помещение общей площадью 35,3 кв. м и объект незавершенного строительства площадью 101,5 кв. м, по адресу <...>.

ФИО2 обратилась с заявлением в УФСИН России по Краснодарскому краю о постановке на учет для получения единовременной выплаты <...>, то есть по истечении 5 летнего срока после совершения действий, ухудшающих жилищные условия.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворениизаявленных ФИО2 требований в части признания незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить ФИО2 на учет с даты подачи заявления <...> составом семьи 4 человека.

Доводы апелляционной жалобы о непредставления истцом обязательных документов, необходимых для постановки на соответствующий учет, и ухудшении супругом истца жилищных условий не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Имеющиеся в деле доказательства, оцененные судом первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ, объективно свидетельствуют о предоставлении ФИО2 необходимого пакета документов, предусмотренного Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, и соблюдении установленных законом ограничений по недопустимости совершения действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, в течение установленного законом срока.

Иных оснований к отказу в постановке истца и членов ее семьи на соответствующий учет не приведено.

При таком положении, доводы апелляционной жалобы неосновательны, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи