ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2231/2017 от 12.04.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-2231/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 12 апреля 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Нестеровой М.В.,

судей Озерова С.А., Косарева И.Э.,

при секретаре Фарафонтовой И.И.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 1 февраля 2017 г.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы,

установила:

ФИО1 обратился в Выборгский городской суд с иском к администрации МО «Выборгский район» о признании незаконным отказа администрации в предоставлении ему на правах аренды земельного участка площадью 550 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязании администрации предоставить ему земельный участок на правах аренды.

В основание требований ФИО1 указал на то, что он является собственником дома и земельного участка с кадастровым , после межевания и установления границ которого оказалось, что фактическая площадь земельного участка больше на 550 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, дополнительно к существующему земельному участку. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено, что рассмотрение предоставления дополнительного земельного участка возможно при условии приведения вида разрешенного использования основного земельного участка в соответствие объекту недвижимости, расположенному на участке. На повторное заявление о предоставление земельного участка на правах аренды он ответа не получил. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлениями об изменении вида разрешенного использования основного участка с связанного «с строительством жилого дома сезонного проживания» на «под жилой дом». Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым был изменен на: «под жилой дом». В связи с указанными задержками кадастровую выписку на основной земельный участок он смог получить ДД.ММ.ГГГГ, а новое свидетельство о государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией была утверждена схема расположение земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1750 кв.м. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация указала на невозможность предоставления земельного участка в аренду, в связи с не утверждением до ДД.ММ.ГГГГ схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и возможность увеличения площади земельного участка за плату. С ДД.ММ.ГГГГ он просил предоставить участок в аренду, стоимость выкупа земельного участка является для него неподъемной.

В суде истец поддержал иск по указанным в нем основаниям.

Представители администрации и КУМИГ администрации МО «Выборгский район» в суде иск не признали.

ДД.ММ.ГГГГ Выборгским городским судом постановлено решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

ФИО1 не согласился с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В основание жалобы ФИО1 указал доводы аналогичные изложенным в иске, а также на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и не применил закон, подлежащий применению. Администрация длительное время уклонялась от утверждения схемы дополнительного земельного участка и предоставления его в аренду. Заявление от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении основного земельного участка с дополнительным предоставление участка площадью 550 кв.м. было написано им вынуждено, о выкупной цене которого работниками администрации он был введен в заблуждение. Суд необоснованно применил к спорным правоотношения положения Земельного кодекса РФ об объединении, перераспределении и выделе землеьных участков, а должен был применить положения подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ о предоставлении ему земельного участка как инвалиду. По законодательству, действовавшему на момент его обращения в администрацию, земельный участок мог быть ему предоставлен в аренду на основании имевшихся документов.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших доказательства уважительности причин неявки в суд.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы администрации Красносельского сельсовета Выборгского района ФИО1 являлся собственником жилого дома (незавершенного строительством) и земельного участка с кадастровым площадью 1200 кв.м., с разрешенным использованием: «под строительство жилого дома сезонного проживания», расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию МО «Выборгский район» с заявлением о предоставлении в аренду с правом выкупа земельного участка площадью около 500 кв.м., дополнительно к существующему земельному участку, с приложением к заявлению справки МСЭ о наличии у него второй группы инвалидности.

Материалами дела подтверждается, что правовые основания для владения и пользования ФИО5 земельным участком площадью около 500 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствовали, при этом фактически ФИО1 без каких-либо к тому законных оснований владел и пользовался земельным участком площадью около 1700 кв.м., состоящим из общего землепользования земельным участком с кадастровым площадью 1200 кв.м., на котором расположен принадлежащий ему жилой дом, увеличенного до площади 1700 кв.м. и имеющего общее ограждение.

При этом, земельный участок площадью около 500 кв.м., как самостоятельный объект недвижимости, отсутствовал.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи отсутствием согласования и сведений о нерасположении земельного участка на землях лесного фонда, граничащих с земельным участком с кадастровым .

ДД.ММ.ГГГГФИО1 представил в администрацию сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не накладывается на земли лесного фонда.

Решением земельной комиссии администрации МО «Выборгский район» от ДД.ММ.ГГГГ признанно целесообразным предоставление ФИО1 земельного участка площадью 550 кв.м. дополнительно к принадлежащему на праве собственности, при условии приведения вида разрешенного использования основного земельного участка в соответствие объекту недвижимости, расположенному на данном земельном участке.

Согласно пояснительной записке к проектному предложению границ земельного участка, данный земельный участок сформировать как отдельный земельный участок невозможно в виду расположения его на землях личного подсобного хозяйства, к которому невозможно организовать самостоятельный проезд.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию МО «Выборгский район» с заявлением о предоставлении в аренду с правом выкупа для целей, не связанных со строительством, земельного участка площадью около 550 кв.м., дополнительно к существующему земельному участку, с указанием на имеющуюся у него инвалидность и с приложением к заявлению справки МСЭ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Выборгский район» известила ФИО1 о необходимости предоставления для оформления земельного участка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

Постановлением администрации МО «Выборгский район» от ДД.ММ.ГГГГ, по соответствующему заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым площадью 1200 кв.м. с разрешенного использования: «под строительство жилого дома сезонного проживания» изменен на: «под жилой дом».

На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости –земельного участка с кадастровым , с соответствующим изменением вида разрешенного использования земельного участка и выдачей кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию МО «Выборгский район» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым площадью 1200 кв.м. и земельного участка площадью 550 кв.м. дополнительно.

Постановлением администрации МО «Выборгский район» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1750 кв.м. с разрешенным видом использования – индивидуальное жилищное строительство.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию МО «Выборгский район» с заявлением о предоставлении в аренду земельного земельного участка на основании ранее поданных им в администрацию заявлений.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Выборгский район» уведомила ФИО1 о невозможности предоставления земельного участка площадью 550 кв.м. в аренду, в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 550 кв.м не утверждалась.

В письме также указано на то, что увеличение площади земельного участка осуществляется за плату, путем перераспределения земельных участков и земель или земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Согласно подпункту 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона З "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий,

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 областного закона Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, бесплатно предоставляются не получавшим на территории Ленинградской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно в собственность, пожизненное наследуемое владение или постоянное бессрочное пользование земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома): инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, состоящим на учете в органах местного самоуправления Ленинградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в г. Санкт-Петербурге, не состоит на учете в органах местного самоуправления Ленинградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем не имеет права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков на территории Ленинградской области, в том числе на праве аренды без проведения торгов.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).

Согласно статьей 11.9 земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Материалами дела подтверждается, что требования истца фактически направлены на увеличение площади используемого им земельного участка, находящегося у него в собственности, с расположенным на нем жилым домом, также находящимся в собственности истца.

Фактически спорный земельный участок площадью 550 кв.м. составляет единое землепользование в составе с принадлежащим истцу земельным участком площадью 1200 кв.м. с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением главы администрации МО «Выборгский район» от ДД.ММ.ГГГГ, минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования для ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности установлен в размере 600 кв.м. и для индивидуального жилищного строительства – в размере 1000 кв.м.

Возможность образовать самостоятельный земельный участок площадью 550 кв.м. без нарушения установленных решением органа местного самоуправления предельных (минимальных) размеров земельных участков и требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ (требования к образуемым и измененным земельным участкам) отсутствует.

Таким образом, образование земельного участка в составе с спорным земельным участком площадью 550 кв.м. могло быть осуществлено путем перераспределения земельных участков, а именно, увеличением площади принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым № площадью 1200 кв.м. (с расположенным на нем жилым домом), до площади 1750 кв.м.

Заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым площадью 1200 кв.м. и земельного участка площадью 550 кв.м. дополнительно, а также постановлением администрации МО «Выборгский район» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1750 кв.м. с разрешенным видом использования – индивидуальное жилищное строительство, подтверждается, что стороны пришли к соглашению о перераспределении земель и (или) земельных участков, в результате которого произошло увеличение площади принадлежащего истцу земельного участка, до площади, фактически используемой истцом.

Установленный постановлением администрации вид разрешенного использования образованного земельного участка соответствует виду разрешенного использования земельных участков, определяемых в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ и фактическому виду использования истцом занимаемого им земельного участка.

Как указано выше, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только за плату.

На основании совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, правильно установив отсутствие правовых оснований для предоставления истцу спорного земельного участка площадью 550 кв.м. на праве аренды и законность отказа ответчика в его предоставлении истцу на соответствующем праве, суд обоснованно, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, принял решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1, в том числе в части обязания ответчика предоставить истцу спорный земельный участок на праве аренды.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Доводы жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 1 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Сирачук Е.С.