Дело №33-2234 судья Илларионова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2015 года г. Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Юрковой Т.А., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Венёвского Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития на решение Центрального районного суда г. Тулы от 27 мая 2015 года по заявлению Веневского Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы некоммерческой организации.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
установила:
Венёвский Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим закону и недействительным отказа Управления Министерства Юстиции РФ по <адрес> в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, как нарушающей право на занятие предпринимательской деятельностью.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства юстиции РФ по Тульской области отказало Веневскому Фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития (далее Веневский Фонд ПМСП и ПМР) в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы некоммерческой организации на основании вывода Минюста о том, что деф. 10 п.3.3. устава Фонда (деятельность по организации стоянок для автотранспортных средств) противоречит ст. 24 ФЗ №7 ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях», а также со ссылкой на ненадлежащее оформление документов.
Заявитель считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с п. 7 «О некоммерческих организациях» Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых Фонд создан. В соответствии с п. 10.2 устава Фонда источником формирования имущества Фонда являются в том числе, выручка от реализации товаров, работ, услуг; доходы, полученные от собственности Фонда, что означает, что полученные от предпринимательской деятельности доходы будут направлены на выполнение задач и достижение целей, для которых и был создан Фонд.
Полагает, что деятельность по организации стоянок для автотранспортных средств не противоречит целям деятельности Фонда и как вид приносящий доход деятельности направлена на финансирование и реализацию уставных целей Фонда.
В связи с чем просит признать не соответствующим закону и недействительным отказ Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области от 24.02.2015 года №71/03-487 в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы некоммерческой организации как нарушающих право заявителя на занятие предпринимательской деятельностью в рамках, установленных действующим законодательством.
В судебном заседании представители заявителя Веневского Фонда ПМСП и ПМР по доверенности ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объёме, настаивали на их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области по доверенности ФИО3 заявленные требования не признала по тем основаниям, что учредительные документы некоммерческой организации противоречат законодательству РФ в связи с нарушением п.1 ст.24. ФЗ «О некоммерческих организациях», вид деятельности Фонда по открытию стоянок для автотранспортных средств не соответствует целям деятельности Фонда, которые предусмотрены в п.3.1. Устава. Деятельность по организации стоянок для автотранспортных средств является материальной потребностью граждан и не относится к общественному благу, не попадает под правовое регулирование Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также заявителем не приведено каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о нарушении права Фонда оспариваемым отказом в государственной регистрации.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 27 мая 2015 года постановлено:
в удовлетворении заявления Веневского Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы некоммерческой организации - отказать.
В апелляционной жалобе Веневский Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы от 27 мая 2015 года как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым признать не соответствующим закону недействительным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации как нарушающий право заявителя на занятие предпринимательской деятельностью в рамках, установленных законодательством РФ.
Представитель Венёвского Фонда ПМСП и ПМР в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение суда, постановленное по делу, законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение представителя заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области по доверенности ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом Веневский Фонд ПМСП и ПМР зарегистрирован Межрайонной ИФНС №10 по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ года.
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации Веневский Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ единственного учредителя Веневского Фонда ПМСП и ПМР было решено внести изменения в п. 3.3. Устава Веневского Фонда ПМСП и ПМР, дополнив его следующими видами деятельности: деятельность по организации стоянок для автотранспортных средств; оказание юридических и бухгалтерских услуг.
Представителем Веневского фонда ПМСП и ПМР ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области направило заявителю уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в соответствие с которым, указало на ненадлежащее оформление документов, поданных для регистрации заявителем, с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством.
Мотивами отказа указано на то, что выявлены противоречия Устава Фонда законодательству Российской Федерации: деф. 10 п. 3.3 Устава (деятельность по организации стоянок для автотранспортных средств) противоречит ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», учитывая п. 3.1 Устава.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствие со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций являются для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества).
В силу части 2 статьи 13.1 этого же Закона решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (статья 23 этого же Закона).
Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.
В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (часть 1 статьи 23.1 этого же Закона).
Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций.
Пунктом 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предусмотрено, что уполномоченный орган (т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В силу статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах (п. 3):
7) фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды.
В соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Согласно частям 1-3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться, в том числе, в форме автономных некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Из представленного заключения по заявлению государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, следует, что Веневскому Фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местно развития было отказано в государственной регистрации изменений вносимых в п. 3.3 Устава (дефис 10 п. 3.3 Устава) со ссылкой на пп. 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели деятельности.
Как следует из п. 3.1 Устава Веневского Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местно развития Фонд создается в целях формирования имущества на основе добровольных имущественных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на:
- реализацию проектов развития малого и среднего бизнес, содействию созданию рабочих мест на малых предприятиях;
- создание экономических, правовых, организационных условий и целостной системы поддержки на районном уровне для обеспечения приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса;
- решение проблем инновационной занятости трудоспособного населения, содействие в подготовке новых рабочих мест;
- развитие стройиндустрии, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Веневского района;
- повышение предпринимательской культуры населения;
- организацию возврата исполнителями проектов средств государственной поддержки угольной промышленности, полученных на реализацию программ местного развития;
- содействие органам местного самоуправления в реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
- реализацию проектов по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры, социальные фонды);
- организацию профессионального обучения, переобучения и профориентации населения, в том числе обучения основам малого и среднего бизнеса и предпринимательства;
- создание условий для финансирования индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- оказание содействия субъектам предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
Как следует из пункта 3.2 Устава Фонда, предметами его деятельности является финансовое обеспечение муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, повышение инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов в приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, содействие созданию новых рабочих мест, смягчение социальной напряженности на рынке труда, развитие системы консультирование и информационной поддержки представителей малого и среднего бизнеса.
При этом, для достижения указанных целей пунктом 3.3 раздела 3 Устава (в новой редакции, представленной на государственную регистрацию) предусмотрены следующие виды предпринимательской деятельности:
- предоставление субъектам предпринимательской деятельности займов, а также финансовой помощи в соответствие с действующим законодательством РФ;
- финансирование мероприятий муниципальных программ социально-экономического развития муниципальных образований;
- получение от исполнителей проектов, финансировавшийся из средств господдержки угольной отрасли, программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и посёлков, возвратных средств с последующим их реинвестированием;
- издание газет, организация сбора и обработки правовой, патентно-лицензионной информации, представляющей интерес для субъектов предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области предпринимательства;
- участия в проведении экспертиз по оценке риска предпринимательских проектов и программ, конкурсных отборов высокоэффективных проектов для предоставления финансовой помощи;
- создание рынка технологий малого и среднего бизнеса, обобщение и распространение опыта работы социально-деловых центров;
- создание и использование баз данных и информационных ресурсов для субъектов предпринимательства;
- финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью Фонда;
- осуществление рекламной деятельности;
- деятельность по организации стоянок для автотранспортных средств;
- оказание юридических и бухгалтерских услуг.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области № было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда, по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях, а именно в связи с тем, что учредительные документы некоммерческой организации противоречат законодательству РФ, в связи с нарушением п. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», вид деятельности Фонда по открытию стоянок для автотранспортных средств не соответствует целям деятельности Фонда, которые предусмотрены в п. 3.1 Устава.
Данные положения Устава противоречат абзацу первому пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которым установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.
Отклоняя доводы заявителя о несоответствии действующему законодательству действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по отказу в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указание в Уставе некоммерческой организации вида деятельности – деятельность по организации стоянок для автотранспортных средств, который по своей сути является предпринимательским видом деятельности, не обусловленным достижениям цели Фонда, не может считаться правомерным.
Закрепляя за некоммерческой организацией в соответствии с ч. 1. ст. 49, ч. 1 и ч. 3 ст. 50 ГК РФ специальную правоспособность, законодатель исходит из того, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которых она создана и соответствует указанным целям.
Исходя из анализа положений ч. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 49 ГК РФ, суд пришёл к правильному выводу о том, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обосновано приняло решение об отказе в регистрации изменений, вносимых в п. 3.3 Устава Фонда, поскольку положения Устава заявителя, представленные на государственную регистрацию, противоречат специальной правоспособности заявителя, установленной вышеуказанными нормами законов.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришёл к такому выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда, а выражают лишь несогласие с ним. Нормы материального права к отношениям сторон применены судом первой инстанции правильно, процессуальных нарушений не допущено.
С учётом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Венёвского Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи