ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2235/20 от 02.06.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Меркуленко А.В. Дело 33-2235 / 2020 (2-3176 / 2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2020 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Данилова А.В.,

судей: Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.

с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.,

при секретаре Чайка Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)4, (ФИО)5 к муниципальному образованию «Нефтеюганский район», в лице администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района о возложении обязанности по предоставлению субсидии и встречному исковому заявлению Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к (ФИО)3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)4, (ФИО)5, (ФИО)1 о выселении из приспособленного для проживания помещения без предоставления мер социальной поддержки,

по апелляционным жалобам администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района на решение Нефтеюганского районного суда от 16 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования (ФИО)3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)4, (ФИО)5 к муниципальному образованию «Нефтеюганский район», в лице администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района о возложении обязанности по предоставлению субсидии удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 6 июня 2019 года № 29 в части отказа в предоставлении субсидий: (ФИО)3 и членам её семьи в составе (ФИО)2, (ФИО)6, (ФИО)4 в порядке реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года»; (ФИО)3 на несовершеннолетнего ребёнка (ФИО)5, (дата) года рождения, в порядке реализации основного мероприятия «Субсидия несовершеннолетним детям, родившимся после 31 декабря 2011 года и зарегистрированным в приспособленных для проживания строениях» муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с муниципального образования «Нефтеюганский район», в лице администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района в пользу (ФИО)3 15 000 рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя и уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 15 300 (пятнадцать тысяч триста) рублей.

В удовлетворении встречного искового заявления Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к (ФИО)3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)4, (ФИО)5, (ФИО)1 о выселении из приспособленного для проживания помещения без предоставления мер социальной поддержки, отказать»,

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., мнение прокурора Бикмухаметовой Г.Р. о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, судебная коллегия

установила:

(ФИО)2, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)1, (ФИО)5, обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Нефтеюганский район», в лице администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, в котором с учётом уточнения требований в порядке статьи 39 ГПК РФ просила признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 06.06.2019 года № 29, в части отказа в предоставлении субсидий: (ФИО)2 и членам её семьи в составе (ФИО)2, (ФИО)1, (ФИО)1 в порядке реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года»; (ФИО)2 на несовершеннолетнего ребёнка (ФИО)5, (дата) года рождения, в порядке реализации основного мероприятия «Субсидия несовершеннолетним детям, родившимся после 31 декабря 2011 года и зарегистрированным в приспособленных для проживания строениях» муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года»; признать (ФИО)2 и членов её семьи в составе (ФИО)2, (ФИО)1, (ФИО)1 участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года» муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года»; несовершеннолетнего (ФИО)5, (дата) года рождения участником основного мероприятия «Субсидия несовершеннолетним детям, родившимся после 31 декабря 2011 года и зарегистрированным в приспособленных для проживания строениях» муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года»; обязать муниципальное образование «Нефтеюганский район», в лице администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района принять решение о предоставлении субсидии (ФИО)2 и членам её семьи в составе (ФИО)2, (ФИО)1, (ФИО)1 в порядке реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 01 января 2012 года»; (ФИО)2 на несовершеннолетнего ребёнка (ФИО)5, (дата) года рождения в порядке реализации основного мероприятия «Субсидия несовершеннолетним детям, родившимся после (дата), родители (усыновители) которых признаны участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на (дата)» муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», утверждённой постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа в редакции постановления администрации Нефтеюганского района от 03 сентября 2019 года № 1849-па-нпа и оформить решения выдачей свидетельств о предоставлении субсидии, а также взыскать с муниципального образования «Нефтеюганский район» в лице администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района в пользу (ФИО)2 понесённые судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 200 руб. и услуг представителя в размере 30 000 руб.

Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района обратился в суд со встречным исковым заявлением к (ФИО)2, (ФИО)1, (ФИО)1, (ФИО)5, в котором просил выселить их из приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, городское поселение Пойковский, Коржавино, строение 95, без предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных подпрограммой III муниципальной программы «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий», утверждённой постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа.

Требования мотивированы тем, что на территории Нефтеюганского района проводятся мероприятия по улучшению жилищных условий жителей Нефтеюганского района в соответствии с постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года». Приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: городское поселение Пойковский, Коржавино, 95, включено в реестр приспособленных для проживания строений в городском поселении Пойковский. Согласно сведениям о регистрации граждан по месту жительства, ответчики зарегистрированы в данном приспособленном строении. Ответчиками был предоставлен пакет документов для решения вопроса о признании их участниками мероприятия. Решением жилищной комиссии от 06.06.2019 года № 29 ответчикам было отказано в признании их участниками мероприятия в связи с тем, что гражданин и (или) члены его семьи, совместно зарегистрированные и проживающие в приспособленном строении в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью предоставления субсидии, ухудшили свои жилищные условия путём продажи, дарения, либо отчуждения иными способами жилого помещения принадлежащего ему (им) на праве собственности. 24.09.2019 года ответчикам было направлено уведомление с предложением в месячный срок с момента получения освободить занимаемое приспособленное для проживания строение и сняться с регистрационного учёта, которое осталось без удовлетворения.

(ФИО)2, (ФИО)1 просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представитель (ФИО)2 иск поддержал, просил его удовлетворить, встречный иск Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района – оставить без удовлетворения.

Представитель Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района в судебном заседании встречный иск поддержала, просила его удовлетворить, в удовлетворении иска (ФИО)2 просила отказать.

В своём заключении прокурор нашел исковые требования (ФИО)2 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Нефтеюганского района просит решение суда отменить в части признания незаконным решения жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 06.06.2019 года №29 об отказе в предоставлении субсидии; взыскания с муниципального образования «Нефтеюганский район» 15 000 руб. в возмещении расходов по оплате услуг представителя и уплате государственной пошлины в размере 300 руб., всего 15 300 руб., принять по делу новое решение в части удовлетворения встречного искового заявления Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района о выселении из приспособленного для проживания без предоставления мер социальной поддержки. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что решение суда противоречит нормам материального и процессуального права. Обращает внимание, что (ФИО)16 был предоставлен пакет документов для решения вопроса о признании их участниками мероприятия. 06.06.2019 г. на основании протокола (номер) заседания жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района и в соответствии с п. 15 Порядка реализации основного мероприятия (ФИО)16 было отказано в предоставлении субсидии, в связи тем, что гражданин и (или) члены его семьи, совместно зарегистрированные и проживающие в приспособленном строении в течение 5 лег, предшествующих обращению с целью предоставления субсидии, ухудшили свои жилищные условия путем продажи, дарения, либо отчуждения иными способами жилого помещения принадлежащего ему (им) на праве собственности, данное обстоятельство было установлено на основании выписки из ЕГРП от (дата)(номер), аналогичные сведения содержатся в выписке из ЕГРП от (дата)(номер). Выводы суда о том, что при принятии решения ответчик/истец действовал не правомерно считает ошибочными. Муниципальной программой не предусмотрено, что комиссия при принятии решения об отказе в предоставлении субсидии должна принимать во внимание длительность проживания в строении до заключения договора купли-продажи, при этом муниципальная программа четко говорит о периоде, который должен пройти после прекращения права собственности на жилое помещение. Сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРП, не указывают на обстоятельства прекращения права собственности, а лишь отражают сведения о наличии либо отсутствии недвижимого имущества в собственности граждан. В муниципальной программе четко прописано, что основанием для отказа в предоставлении субсидии является любое отчуждение жилого помещения без учета обстоятельств, в том числе послуживших основанием к расторжению договора купли-продажи. Данное условие предоставления социальных выплат соответствует пп. 55.2 п. 55 приложения №9 Постановления Правительства ХМАО от 05.10.2018 № 346-п. Граждане, проживающие в строениях, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое строение в 30-дневный срок с момента получения уведомлении об освобождении строения. Их выселение осуществляется согласно законодательству Российской Федерации без предоставления мер поддержки, предусмотренных программой. Спорное строение – балок, по смыслу действующего законодательства жилым помещением не является, относится к строениям, приспособленным для проживания, муниципальным имуществом городского поселения Пойковский не является. В качестве доказательства судебных расходов заявителем представлены следующие документы: копия соглашения поручения представительства при производстве по гражданскому делу от 26.07.2019 №48, копия квитанции к приходному кассовому ордеру (номер) от 08.08.2019. В соответствии с пунктом 2.1 указанного соглашения адвокаты по поручению доверителя ((ФИО)2) принимают на себя обязательство подготовить и подать исковое заявление в интересах доверителя о признании участниками жилищной программы, представлять интересы доверителя в судебных заседаниях суда по рассмотрению искового заявления доверителя. При этом представителем было подано исковое заявление о возложении обязанности по предоставлению субсидии, что не соответствует условиям соглашения, предъявляемого с целью возмещения расходов. Пункт 4.2 соглашения предусматривает обязательный аванс при подписании соглашения, а согласно копии квитанции к приходному кассовому ордеру(номер) от 08.08.2019 г. платеж осуществлен единой суммой и датирован датой после заключения соглашения. В платежном документе указано, что он идет к приходному кассовому ордеру, при этом приходный кассовый ордер не предоставлен. Работа представителя заключалась только в участии в судебных заседаниях, поскольку подготовку документов осуществляли граждане самостоятельно (не приложено доказательств, что поверенный осуществлял действия по сбору каких-либо документов).

В апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района решение суда отменить в части признания незаконным решения жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 06.06.2019 года №29 об отказе в предоставлении субсидии; взыскания с муниципального образования «Нефтеюганский район» 15 000 руб. в возмещении расходов по оплате услуг представителя и уплате государственной пошлины в размере 300 руб., всего 15 300 руб., принять по делу новое решение в части удовлетворения встречного искового заявления департамента имущественных отношений Нефтеюганского района о выселении из приспособленного для проживания без предоставления мер социальной поддержки. В обосновании доводов апелляционной жалобы департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района указывает доводы, аналогичные доводам? указанным администрацией Нефтеюганского района в апелляционной жалобе.

В возражениях на апелляционные жалобы администрации Нефтеюганского района, департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района, истец (ФИО)2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционных жалоб и возражений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры систему органов государственной власти составляют законодательный (представительный) орган - Дума Ханты-мансийского автономного округа-Югры, высший исполнительный орган – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и иные органы исполнительной власти автономного округа.

В соответствии с п.п. «ж» и «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствие с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона №184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 27 июля 2018 года № 226-п «О модельной государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, порядке принятия решения о разработке государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, их формирования, утверждения и реализации и плане мероприятий по обеспечению разработки, утверждению государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в соответствии с национальными целями развития» регламентирован порядок принятия и разработка государственных программ, а также определено финансирование, которое осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджета автономного округа, федеральных средств, средств местных бюджетов и иных источников финансирования (статья 11).

Таким образом, из содержания названных постановлений следует, что оказание мер социальной поддержки в рамках региональной целевой программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Правительством ХМАО-Югры 05.10.2018 года принято постановление № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы».

В целях реализации вышеуказанной государственной программы определён порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области жилищных отношений (далее Порядок).

Пункт 1 данного Порядка определяет правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) на софинансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа.

Согласно пункту 3 Порядка субсидии на реализацию программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений используются на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений, включённых в реестр таких строений на 01 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые оформлено в судебном порядке в период с 01 января 1995 года до 01 марта 2005 года.

Под ликвидацией приспособленных для проживания строений понимается выведение их из эксплуатации путём отключения от систем тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, разбора, демонтажа, разрушения всех конструкций, вывоза и утилизации (уничтожения).

Расселение граждан, вселённых в строения до 1995 года и после 01 января 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включённых в реестры строений на 01 января 2012 года, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.

Постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года».

В рамках указанной программы действует подпрограмма III «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий».

Правила и условия реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года» определяются Порядком реализации мероприятия – Приложение № 1 к муниципальной программе.

В соответствии с пунктом 2 Порядка реализации мероприятия, участниками основного мероприятия являются граждане РФ и члены их семей:

- не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма;

- зарегистрированные и проживающие до 01 января 2012 года и по настоящее время в приспособленных для проживания строениях;

- зарегистрированные до 01 января 2012 года в приспособленных для проживания строениях и изменившие адрес места регистрации на адрес предоставленного жилого помещения жилищного фонда специализированного и коммерческого использования;

- зарегистрированные и проживающие в приспособленных для проживания строениях и изменившие место жительства, в связи с невозможностью проживания по месту регистрации;

- зарегистрированные и проживающие в приспособленном для проживания строениях, включённых в Реестр строений на 01 января 2012 года, право собственности, на которое оформлено в судебном порядке в период с 01 января 1995 года до 01 марта 2005 года;

- проживающие, но не зарегистрированные в приспособленных для проживания строениях, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о признании за ними факта проживания в приспособленном для проживания строении до 01 января 2012 года и по настоящее время.

Пунктом 13 Порядка реализации мероприятия предусмотрены основания для отказа гражданам в предоставлении субсидии, в том числе, если гражданин и (или) члены его семьи, совместно зарегистрированные и проживающие в приспособленном строении в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью предоставления субсидии, ухудшили свои жилищные условия путём продажи, дарения, либо отчуждения иными способами жилого помещения принадлежащего ему (им) на праве собственности.

Правила и условия реализации основного мероприятия «Субсидия несовершеннолетним детям, родившимся после 31 декабря 2011 года, родители (усыновители) которых признаны участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года» определяются Порядком реализации мероприятия – Приложение № 2 к муниципальной программе.

Согласно пункту 2 Порядка реализации мероприятия, участником мероприятия является несовершеннолетний ребёнок (дети), родившиеся после 31 декабря 2011 года, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации и родители (усыновители) которых признаны участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года» муниципальной программы, утверждённой постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа.

Основанием для отказа в предоставлении субсидии несовершеннолетнему ребёнку (детям) является в том числе, обращение родителей (усыновителей) не являющихся участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года» (пункт 11 Порядка реализации).

Судом установлено, что строением, расположенным по адресу: (адрес), пользуется ответчик (ФИО)2 с детьми ((ФИО)1, (ФИО)10, (дата) года рождения, (ФИО)5, (дата) года рождения), которые зарегистрированы в нем по месту жительства, что подтверждается адресными справками.

Так, согласно адресным справкам, (ФИО)2, (ФИО)1 зарегистрированы по указанному адресу с (дата), (ФИО)1 - с (дата), а (ФИО)5 - с (дата).

Указанное строение, не является муниципальным имуществом, тем не менее включено в реестр приспособленных для проживания строений в городском поселении, ликвидируемых в рамках вышеуказанной муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года».

Более того, судом также было установлено, что ответчик 07.05.2019 года обращалась с заявлением о предоставлении субсидии, просила предоставить ей и членам её семьи (ФИО)1, (ФИО)1 и (ФИО)5 субсидии на приобретение жилого помещения на территории округа. Однако решением жилищной комиссии от 06.06.2019 года (номер)(ФИО)2 было отказано в предоставлении субсидий в связи с выводом комиссии об ухудшении (ФИО)2 жилищных условий, поскольку по данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости от 17.05.2019 г. (ФИО)2 с 17.05.2016 г. по 06.06.2016 г. принадлежало на праве собственности жилое помещение (номер), расположенное в (адрес)

Таким образом, отказ (ФИО)2 в предоставлении субсидии был мотивирован пунктом 12 приложения № 1 и пунктом 11 приложения № 2 к муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», в связи с тем, что гражданин и (или) члены его семьи, совместно зарегистрированные и проживающие в приспособленном строении в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью предоставления субсидии, ухудшили свои жилищные условия путём продажи, дарения, либо отчуждения иными способами жилого помещения принадлежащего ему (им) на праве собственности, а также в связи с обращением родителей, не являющихся участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года».

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска в части признания решения жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 06 июня 2019 года № 29 незаконным и отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, поскольку при рассмотрении заявлений (ФИО)2 ответчик/истец ограничился формальным подходом и не принял во внимание длительность проживания истца/ответчика и членов её семьи в приспособленном для проживания строении как до заключения договора купли-продажи комнаты, так и после его расторжения, а также существенные обстоятельства, послужившие к расторжению договора.

При этом суд не нашел оснований для удовлетворения требований (ФИО)2 о возложении обязанности по признанию (ФИО)2 и членов её семьи участниками основного мероприятия и предоставлению субсидии.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.

Как установлено судом, 13.05.2016 года между (ФИО)11, (ФИО)12 (продавцы) и (ФИО)2 (покупатель) был заключен договор купли-продажи комнаты (номер), расположенной в (адрес), стоимостью 600 000 руб., из которых 30 882 руб. были переданы покупателем при подписании договора, 116 092 руб. – денежные средства, предоставленные в виде Югорского семейного капитала и 453 026 руб. – денежные средства, предоставленные в виде государственного сертификата на материнский капитал, которые будут перечислены на расчётный счёт продавцов в срок до 20.07.2016 г. и 20.08.2016 года соответственно.

17.05.2016 года произведена государственная регистрация права собственности с обременением объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона.

06.06.2019 года произведена государственная регистрация соглашения о расторжении договора купли-продажи комнаты от 13.05.2016 года, согласно которому стороны по обоюдному согласию расторгли договор купли-продажи комнаты, продавцы обязались выплатить покупателю денежную сумму в размере 30 882 руб.

Таким образом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, фактическое отчуждение жилого помещения не состоялось, материнский и Югорский капиталы использованы не были по причине признания дома, в котором (ФИО)2 намеревалась приобрести жилое помещение, непригодным для проживания в соответствии с распоряжением администрации городского поселения Пойковский от 29.12.2006 года № 2475р, что препятствовало реализации права на получение денежных средств, предоставляемых в виде Югорского семейного капитала и в виде государственного сертификата на материнский капитал.

Признание жилого дома № (номер) во (адрес) непригодным для проживания подтверждается имеющимся в материалах дела реестром непригодных для проживания жилых домов, расположенных на территории городского поселения Пойковский.

Не использование (ФИО)2 средств материнского капитала подтверждается справкой Пенсионного фонда от (дата).

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) предусматривает, что ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом в статье 5 Закона об ипотеке указано, что по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, указанное в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона об ипотеке залогодержатель вправе обратить взыскание на имущество, заложенное по договору об ипотеке, для удовлетворения за счет этого имущества названных в статьях 3 и 4 Закона об ипотеке требований, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обеспеченного ипотекой обязательства, в частности неуплатой или несвоевременной уплатой суммы долга полностью или в части, если договором не предусмотрено иное.

Согласно статье 78 (пункты 1 и 2) Закона об ипотеке обращение залогодержателем взыскания на заложенные жилой дом или квартиру и реализация этого имущества являются основанием для прекращения права пользования ими залогодателя и любых иных лиц, проживающих в таких жилом доме или квартире, при условии, что такие жилой дом или квартира были заложены по договору об ипотеке либо по ипотеке в силу закона в обеспечение возврата кредита или целевого займа, предоставленных банком или иной кредитной организацией либо другим юридическим лицом на приобретение или строительство таких или иных жилого дома или квартиры, их капитальный ремонт или иное неотделимое улучшение, а также на погашение ранее предоставленных кредита или займа на приобретение или строительство жилого дома или квартиры.

Таким образом, из содержания приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что обращение взыскания на заложенную квартиру возможно как в случае, когда такая квартира заложена по договору об ипотеке, независимо от того, на какие цели предоставлен заем (кредит), так и по ипотеке в силу закона. Залог имущества в силу договора ипотеки, являясь одним из способов обеспечения исполнения обязательства, не является сделкой по отчуждению жилого помещения и не влечет безусловного отчуждения недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.

Распространяя на обеспеченные договорной и законной ипотекой обязательства общее правило об ответственности должника всем своим имуществом, указанные законоположения направлены на достижение баланса прав и законных интересов взыскателей и должников и служат для реализации положений, закрепленных статьями 17 (часть 3), 35 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, поскольку (ФИО)2 не исполнила в полном объеме предусмотренные договором купли-продажи от 13.05.2016 г. обязательства по оплате стоимости комнаты, суммы в размере Югорского семейного капитала и материнского капитала истцом не были внесены, продавцы (ФИО)11, (ФИО)12 вправе были обратить взыскание на зарегистрированный в установленном порядке предмет залога в силу закона.

Между тем, руководствуясь ст. 421, 450 Гражданского кодекса РФ, стороны расторгли договор купли-продажи комнаты (номер), расположенной в (адрес) по соглашению сторон, запись о праве собственности (ФИО)11, (ФИО)12 в ЕГРП восстановлена.

Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных (ФИО)2 требований, поскольку фактически никакого ухудшения жилищных условий истца и членов его семьи в результате расторжения договора купли-продажи комнаты от 13.05.2016 года не произошло.

Умышленных и недобросовестных действий с намерением ухудшить свои жилищные условия (ФИО)2 не совершала.

Кроме того, сам факт признания жилого дома (адрес) во (адрес) непригодным для проживания не мог свидетельствовать об улучшении истцом своих жилищных условий при покупке комнаты в данном доме, а равно об ухудшении жилищных условий при заключении соглашения о расторжении договора купли-продажи комнаты в указанном доме, включенном в реестр непригодных для проживания жилых домов, расположенных на территории городского поселения Пойковский.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания решения жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 06.06.2019 года № 29 незаконным и отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

Однако в нарушение вышеприведенных норм при рассмотрении заявлений (ФИО)2 ответчик ограничился формальным подходом и не принял во внимание длительность проживания (ФИО)2 и членов её семьи в приспособленном для проживания строении как до заключения договора купли-продажи комнаты, так и после его расторжения, а также существенные обстоятельства, послужившие к расторжению договора.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из данной нормы права следует, что порядок определения размера судебных расходов на оплату услуг представителя, которые подлежат взысканию в пользу стороны по делу, установлен специальной нормой (ст. 100 ГПК РФ), и определяется судом с учетом разумности, то есть, степени участия представителя в деле, сложности дела и иных заслуживающих факторов, которые могут повлиять на размер оплаты представительства в суде. В связи с чем, размер судебных расходов на оплату услуг представителя не определяется в строгом соответствии с пропорциональностью удовлетворенных требований, как установлено ст. 98 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в части первой статьи 100 ГПК РФ речь идет, по сути, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 382-О-О и от 22 марта 2011 года N 361-О-О).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст. 2, 35 ГПК Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1).

Из материалов дела следует, что истец (ФИО)2 на основании соглашения поручения представительства при производстве по гражданскому делу от 26.07.2019 г. оплатила Адвокатскому бюро «Кривуля, ФИО1 и партнеры» денежные средства в размере 30 000 руб., что подтверждается предоставленной истцом квитанцией к приходному кассовому ордеру (номер) от 08.08.2019 г. (л.д. 106-109, 110).

Учитывая категорию спора, уровень его сложности, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела, а также объем оказанных юридических услуг, учитывая принцип разумности, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленного (ФИО)2 требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя и взысканию понесённых (ФИО)2 расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

Оснований для снижения взысканной судом суммы в возмещение расходов на оплату услуг представителя судебная коллегия не усматривает.

Возражения администрации Нефтеюганского района и департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района против взыскания судебных расходов, не могут быть приняты во внимание, так как оплата услуг представителя (ФИО)2 подтверждена относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем, истец вправе требовать возмещения понесенных им судебных расходов.

Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

В целом доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что само по себе не может служить основанием для отмены решения суда. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Нефтеюганского района, Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района – без удовлетворения.

Председательствующий Данилов А.В.

Судьи: Беспалова В.В.

Решетникова О.В.