ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2238/2017 от 12.04.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-2238/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 12 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе

председательствущего

ФИО1,

судей

Пучковой Л.В., ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Элиткролик» по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Элиткролик» на решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 14 февраля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Пучковой Л.В., объяснения представителей ООО «Элиткролик» - ФИО4, ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее – «истец») обратилось в Волосовский районный суд Ленинградской области с иском к ООО «Элиткролик» о прекращении противоправных действий при осуществлении деятельности по разведению и выращиванию кроликов с нарушением санитарного законодательства, указав, что ООО «Элиткролик» осуществляет деятельность по разведению и выращиванию кроликов.

Для осуществления хозяйственной деятельности ООО «Элиткролик» используется один скотный двор, входящий в состав фермы АО «Ущевицы». На ферме находятся около <данные изъяты> голов кроликов.

Кролиководческая ферма размещена на расстоянии около <данные изъяты> метров от жилой застройки.

Проект санитарно-защитной зоны не разработан, что является нарушением п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Водоснабжение осуществляется из скважины д. Ущевицы путем подведения шланга в емкость, объемом <данные изъяты> литров, и далее к клеткам.

Хозяйственно-бытовые стоки поступают в автономную канализацию-септик, расположенный за скотным двором. Откачка сточных вод происходит силами предприятия. Акты выполненных работ по откачке стоков, договор со специализированной организацией о транспортировке и утилизации стоков не предоставлены.

Данные факты являются нарушением ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Забой животных осуществляется в ванне, расположенном в отдельном помещении. Биоотходы собираются в мешок и сжигаются.

За скотным двором обнаружено складирование навоза на территории, площадью около 70 кв. метров. Площадки с водонепроницаемым покрытием, укрытием от атмосферных осадков и обваловкой для временного хранения навоза нет, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Биологические отходы сжигаются на грунте и в ржавой металлической бочке, высотой 0,6 метров, специальная установка для сжигания отсутствует, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области просило признать бездействие ООО «Элиткролик», выразившееся в неисполнении санитарных правил п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.7, п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

обязать ООО «Элиткролик» устранить нарушения СанПиН, организовать разведение кроликов с целью получения мясной продукции в соответствии с требованиями санитарных правил п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.7, п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения суда может повлечь причинение значительного ущерба жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В суде первой инстанции представитель ответчика ООО «Элиткролик» - ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Волосовского районного суда Ленинградской области от 19 декабря 2016 года постановлено исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие ООО «Элиткролик» в неисполнении санитарных правил п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция), п. 3.7, п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», противоправным.

Обязать ООО «Элиткролик» устранить нарушения СанПиН организовать разведение кроликов с целью получения мясной продукции в соответствии с требованиями санитарных правил п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.7, п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д. 67-71).

В апелляционной жалобе ООО «Элиткролик» просит решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 14 февраля 2017 года отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы указано, что в настоящее время ООО «Элиткролик» не осуществляет деятельность по разведению кроликов, поскольку в июне 2016 года все основные средства, в том числе кролики, корм, клетки и иное оборудование проданы ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Кроликс», а земельный участок передан в субаренду тому же предприятию, в связи с чем ООО «Элиткролик» не имеет возможности исполнить решение суда.

Кроме того, судом необоснованно отказано в истребовании материалов проверки, проведенной прокуратурой, в связи с чем решение суда основано на недопустимых доказательствах.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Элиткролик» также ссылается на то обстоятельство, что судом нарушены нормы процессуального права о подведомственности данного спора, поскольку настоящий спор подлежит рассмотрению арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области (л.д. 78-79).

В суде апелляционной инстанции представители ООО «Элиткролик» - ФИО4 и ФИО5 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило.

В представленных письменных возражениях просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Элиткролик» - без удовлетворения (л.д. 87-88).

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Элиткролик».

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения:

- проект санитарно-защитной зоны не разработан, что является нарушением п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- акты выполненных работ по откачке стоков, договор со специализированной организацией о транспортировке и утилизации стоков не предоставлены. Данные факты являются нарушением ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

- за скотным двором обнаружено складирование навоза на территории, площадью около 70 кв. метров. Площадки с водонепроницаемым покрытием, укрытием от атмосферных осадков и обваловкой для временного хранения навоза нет, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

- биологические отходы сжигаются на грунте и в ржавой металлической бочке, высотой 0,6 метров, специальная установка для сжигания отсутствует, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах в отношении ООО «Элиткролик» выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроками исполнения данного предписания до октября 2016 года (л.д. 15-16).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 октября 2016 года в удовлетворении заявления ООО «Элиткролик» об оспаривании предписания отказано (л.д. 27-28).

Постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах № 47-02-59-16 от 07 июня 2016 года ООО «Элиткролик» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 12-13).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах внесено представление по делу об административном правонарушении в отношении руководителя ООО «Элиткролик» ФИО4 (л.д. 14).

Ссылаясь на то обстоятельство, что ООО «Элиткролик» не устранило нарушения санитарного и природоохранного законодательства, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1. ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В соответствии с требованиями п. 3.19 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта - трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.

Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.

Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением об административном правонарушении, совершенном ООО «Элиткролик», от ДД.ММ.ГГГГ, представлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт несоблюдения ООО «Элиткролик» санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Элиткролик» о том, что в настоящее время ООО «Элиткролик» не осуществляет деятельность по разведению кроликов, поскольку в июне 2016 года все основные средства, в том числе кролики, корм, клетки и иное оборудование проданы ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Кроликс», а земельный участок передан в субаренду тому же предприятию, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, суду первой инстанции не представлены, невозможность их представления в суд первой инстанции не обоснована.

Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы ООО «Элиткролик» о допущенных территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах нарушениях при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Элиткролик», поскольку доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные при проведении проверки, ООО «Элиткролик» не представило. В удовлетворении заявления ООО «Элиткролик» об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений отказано.

Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы ООО «Элиткролик» о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права о подведомственности данного спора, поскольку в данном деле заявлены требования о защите прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции.

При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, полагая, что его выводы основаны на законе и соответствуют материалам дела.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, не установлено.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элиткролик» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Парфенов В.Л.