ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2239/2017 от 22.02.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья *** Дело № 33***/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего ***

судей ***, ***

при секретаре ***

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Рубцовского района Алтайского края на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 05 декабря 2016 года

по делу по иску ФИО1, ФИО2, К.Т.И., К.В.М., П.А.А. к комитету Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом, Администрации Рубцовского района Алтайского края о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.

Заслушав доклад судьи ***, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на 27.10.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:37, расположенного в 200 м. на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края № 853 от 30.10.2014 истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на 27.10.2015 составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась, в связи с чем обратилась в суд.

Также, истец ФИО1 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на 27.10.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:29, расположенного в 145 м. на восток от земельного участка по <адрес> в <адрес> Алтайского края. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края № 628 от 15.07.2014 истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на 27.10.2015 составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец ФИО2 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на 27.10.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:000000:303, расположенного в 315 м. на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края № 860 от 30.10.2014 истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на 27.10.2015 составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 71268 рублей, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец ФИО2 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на 27.10.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:27, расположенного в 127 м. на восток от земельного участка по <адрес> в <адрес> Алтайского края. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края № 634 от 15.07.2014 истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на 27.10.2015 составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец К.Т.И. обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на 27.10.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:41, расположенного в 235 м. на север от <адрес> в <адрес> Алтайского края. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края № 861 от 30.10.2014 истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на 27.10.2015 составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Также, истец К.В.М. обратился с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просил возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ним по цене, сложившейся на 27.10.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:45, расположенного в 210 м. на север от <адрес> в <адрес> Алтайского края. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края № 859 от 30.10.2014 истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратился в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на 27.10.2015 составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получил предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласился и обратился в суд.

Также, истец П.А.А. обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом и Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ней по цене, сложившейся на 27.10.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:000000:302, расположенного в 340 м на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края. В обоснование иска указано, что постановлением Администрации Рубцовского района Алтайского края № 877 от 12.11.2014 истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в Администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла 28600 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом. При этом, стоимость земельного участка на 27.10.2015 составляла 17160 рублей (60% его кадастровой стоимости). Комитетом Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 71268 рублей, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края». С такой ценой истец не согласилась и обратилась в суд.

Определениями суда от 11.11.2016 и 15.11.2016 указанные исковые заявления, в силу ч.4 ст.151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от 05 декабря 2016 года поставлено исковые требования ФИО1, ФИО2, К.Т.И., К.В.М., П.А.А. удовлетворить.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:37, расположенного в 200 м на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края, по цене, сложившейся на 30 ноября 2015 года.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:29, расположенного в 145 м на восток от земельного участка по <адрес> в <адрес> Алтайского края, по цене, сложившейся на 30 ноября 2015 года.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:000000:303, расположенного в 315 м на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края, по цене, сложившейся на 01 декабря 2015 года.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:27, расположенного в 127 м. на восток от земельного участка по <адрес> в <адрес> Алтайского края, по цене, сложившейся на 30 ноября 2015 года.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с К.Т.И. договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:41, расположенного в 235 м на север от <адрес> в <адрес> Алтайского края, по цене, сложившейся на 30 ноября 2015 года.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с К.В.М. договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:020701:45, расположенного в 210 м на север от <адрес> в <адрес> Алтайского края, по цене, сложившейся на 30 ноября 2015 года.

Обязать комитет Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить проект договора купли-продажи, а Администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с П.А.А. договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 22:39:000000:302, расположенного в 340 м на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края, по цене, сложившейся на 01 декабря 2015 года.

Взыскать с комитета Администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом, Администрации Рубцовского района Алтайского края в равных долях судебные расходы по уплате государственной пошлины в пользу ФИО1 в размере 600 (шестьсот) рублей, в пользу ФИО2 в размере 600 (шестьсот) рублей, в пользу К.Т.И. в размере 300 (триста) рублей, в пользу К.В.М. в размере 300 (триста) рублей, в пользу П.А.А. в размере 300 (триста) рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Рубцовского района Алтайского края просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение. В обоснование доводов указал, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития от 12.01.2015г. №1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов". 27.10.2015г. в Администрацию Рубцовского района принес заявления К.А.В. лично, однако к заявлениям не были приложены документы, подтверждающие личность или полномочия на представление заявителей и кадастровые паспорта спорных земельных участков. Лично К.А.В. были доставлены заявления истцов от 30.11.2015г. с приложением кадастровых паспортов, но в отсутствие полномочий на представление интересов заявителей и их паспортных данных. 23.12.2015г. истцам направлены письменные разъяснения о необходимости предоставления копий паспортов. Обязывая Администрацию заключить с истцами договор купли-продажи земельных участков по цене, сложившейся на 30.11.2015г. и 01.12.2015г., суд нарушил положения ст. 422 ГК РФ. Согласно правилам ст. ст. 422, 482 ГК РФ выкупная цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи. В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015г. №472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» выкупная цена земельных участков исчисляется из их кадастровой стоимости, которая равна 76272 руб.

В суде апелляционной инстанции представитель истцов просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, что согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела судебной коллегией в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент обращения истцов с заявлениями о предоставлении земельных участков (2014г.) регулировалось статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 5,6).

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлениями администрации Рубцовского района Алтайского края:

№ 853 от 30.10.2014 ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в 200 метрах на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края;

№ 628 от 15.07.2014 ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в 145 метрах на восток от земельного участка по <адрес> в <адрес> Алтайского края;

№ 860 от 30.10.2014 ФИО2 предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в 315 метрах на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края;

№ 634 от 15.07.2014 ФИО2 предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в 127 метрах на восток от земельного участка по <адрес> в <адрес> Алтайского края;

№ 861 от 30.10.2014 К.Т.И. предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в 235 метрах на север от <адрес> в <адрес> Алтайского края;

№ 859 от 30.10.2014 К.В.М. предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в 210 метрах на север от <адрес> в <адрес> Алтайского края;

№ 877 от 12.11.2014 П.А.А. предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в 340 метрах на северо-восток от <адрес> в <адрес> Алтайского края.

Указанными постановлениями утверждены схемы расположений земельных участков. Также, на каждого заявителя возложена обязанность изготовления кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера. Комитету Администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом было поручено подготовить документы для заключения договоров купли-продажи данных земельных участков с каждым из истцов.

Истцами в течение 2015 года проведены кадастровые работы, что подтверждается представленными кадастровыми паспортами. Тем самым, спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет. Кадастровая стоимость всех рассматриваемых земельных участков была определена на момент выдачи кадастровых паспортов в размере 28600 рублей.

Истцы 27 октября 2015 года обращались в администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлениями о заключении с ними договоров купли-продажи земельных участков.

Комитетом администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом 25 ноября 2015 года в адрес истцов направлены письма с указанием на необходимость предоставления ими копий кадастровых паспортов земельных участков и их паспортов граждан Российской Федерации.

30 ноября 2015 года истцы обратились в администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлениями о предоставлении им проектов договоров купли-продажи земельных участков в соответствии с постановлениями об их предоставлении в собственность. К указанным заявлениям были приложены соответствующие копии постановлений и кадастровых паспортов земельных участков.

Однако 23 декабря 2015 года Комитетом администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом в адрес истцов было направлено сообщение о невозможности подготовки соответствующих проектов договоров купли-продажи в виду не предоставления ими документов, подтверждающих личность.

Исследовав представленные в дело документы, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные в уполномоченный орган истцами документы достаточны для заключения договоров купли-продажи и передачи в собственность земельных участков истцам.

Данный вывод признается судебной коллегией обоснованным, поскольку ни положениями ст. 34 ЗК РФ, предусматривавшей на момент обращения истцов с заявлениями о предоставлении им земельных участков порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, ни положениями Главы V.1. ЗК РФ, регулирующей предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предусмотрено приложение гражданами документов(их копий), удостоверяющих личность.

Судебная коллегия отмечает, что заявители ранее обращались в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков, представляли документы, удостоверяющие их личность, и прикладывали их копии.

Ссылка ответчика на приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015г. №1, которым утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку из буквального содержания Приказ не содержит требований о предоставлении (направлении) копий документов, удостоверяющих личность заявителя, к тому же, данный приказ не регулирует отношения по заключению договоров купли-продажи земельных участков, а регламентирует предварительное согласование предоставления земельного участка, которое уже состоялось.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на неправильное применение судом норм права и определение цены земельных участков в соответствии с постановлением администрации Алтайского края № 472 от 23.11.2015г. ошибочна и не является поводом для отмены решения суда.

Основанием к обращению истцов в суд послужило неисполнение ответчиком обязанности, предусмотренной ст. 445 ГК РФ, об обязательном для него заключении договора купли-продажи земельного участка.

Постановлением администрации Алтайского края от 22 сентября 2015 г. №371 утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Алтайского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов, действовавший на момент неисполнения ответчиком обязанности заключить договоры.

В соответствии с абзацем 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

На момент обращения истцов с заявлениями о заключении договоров купли-продажи и представления всех документов и возникновения обязанности у ответчика по заключению договоров - 30.11.2015г. кадастровая стоимость земельных участков в соответствии со сведениями из государственного кадастра составляла 28 600 рублей.

Судебная коллегия считает, что разрешая спор, судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, в полном объеме установлены юридически значимые обстоятельства.

Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном исследовании представленных сторонами доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу ответчика администрации Рубцовского района Алтайского края на решение Рубцовского районного суда от 05 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: