ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2240/2018 от 16.04.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-2240/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Тюмень 16 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Журавлевой Г.М.,

судей Смоляковой Е.В., Плосковой И.В.,

при секретаре Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кибардина А.М.

на решение Центрального районного суда города Тюмени от 24 января 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Кибардина А.М. к ООО «Управляющая компания «Надежда» о предоставлении информации, - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., пояснение истца Кибардина А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

истец Кибардин А.М. обратился в суд с иском к ответчику с учетом уточненных требований об обязании ответчика предоставить истцу информацию по текущему ремонту конструктивных элементов и фасадов здания: дефектные ведомости, сметы, акты выполненных работ по текущему ремонту конструктивных элементов (ремонту межпанельных швов) и фасаду здания (косметическому ремонту входных групп, ремонту кровли над входной группой 1 подъезда) в 2017 году, с приложением по каждому виду работ, документов подтверждающих стоимость ремонта: договоров подряда, актов выполненных работ, счетов, накладных, счетов фактур, авансовых отчетов, расходных и приходных ордеров.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является одним из собственников квартир дома <.......> по ул. <.......>. 07 июня 2017 года истец обратился с заявлением к ответчику о предоставлении плана ремонта и сметы текущего ремонта по дому на 2017 год, просил по каждому виду работ приложить договор подряда и акты выполненных работ, если для их выполнения привлекались сторонние организации, а так же приложить счета, счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, если УК самостоятельно приобретала материалы и оборудование для выполнения данных работ. В июне 2017 года истец получил ответ, с которым был предоставлен истцу общий план работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома на 2014-2017 годы. При этом не был предоставлен конкретный план работ на 2017 год с детализацией, какие именно работы будут проведены в 2017 году, не были предоставлены сметы текущего ремонта дома на 2017 год, не предоставлено по каждому виду работ договора подряда и акты выполненных работ, а так же счета, счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы. 24 июля 2017 года истец повторно обратился с аналогичным заявлением к ответчику, и в августе 2017 года получил ответ о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами...» вся информация раскрыта ответчиком на сайте в сети Интернет. Информация по 2017 году будет так же размещена на указанном сайте в первом квартале 2018 года. Истец указанные действия ответчика расценивает, как отказ на предоставление информации.

В судебном заседании истец Кибардин А.М. на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Надежда» В. с исковыми требованиями не согласился, поскольку запрос истцом о предоставлении документов сделан преждевременно, в первом квартале 2018 года вся информация по 2017 году будет в соответствии с действующим законодательством размещена в сети Интернет, кроме того, ряд запрашиваемых истом документов является коммерческой <.......> Общества и его партнеров, и такие документы не являются сведениями обязательными для общего обозрения получателями услуг ответчика.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился истец.

В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В доводах жалобы, повторяя позицию, изложенную в исковом заявлении, указывает, что отношения между собственниками дома и управляющей компанией регулируются законом «О защите прав потребителей», однако в решении суда не дана оценка доказательствам, согласно данного закона, что является нарушением норм процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, собственники помещений в соответствии с условиями договора или уставом ТСЖ вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ, т.е. ответчик обязан был предоставить сметы по любым выполненным или запланированным работам, а если работы проводились без такой сметы, то они обязаны были ее составить. Управляющие организации не только обязаны предоставлять информацию по требованию потребителя, но раз в год опубликовывать ее на общедоступных ресурсах.

Указывает, что в рамках договора управления компания не только оказывает услуги, но и выполняет работы. Закон требует документального оформления передачи заказчику результата работы – путем подписания акта. Со дня подписания акта отсчитывается срок, в течение которого заказчик вправе предъявлять претензии к качеству работ, особенно это актуально для выполнения работ по ремонту общего имущества. По мнению истца, не предоставление или несвоевременное предоставление данной информации лишает защиты его интересов в суде, что является нарушением норм материального права.

Кроме того, считает, что поскольку отчет о финансово-хозяйственной деятельности представляется собственникам только в отношении деятельности по управлению их многоквартирным домом и в отношении их собственных средств, то эти данные не относятся к коммерческой <.......>.

По мнению истца, так как управляющая компания обязуется за плату оказывать коммунальные и жилищные услуги и выполнять соответствующие работы, а также отчитываться перед собственниками жилых помещений, то, по сути, договор управления соответствует агентскому договору, определенному гражданским кодексом РФ.

Заслушав истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, а также проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.

Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений (в форме очного-заочного голосования, проведенного с <.......> по <.......> года) в многоквартирном доме по адресу: <.......> управляющей компанией выбрано ООО «УК «Надежда»,

Истец является собственником квартиры №<.......> дома <.......> по ул<.......>.

ООО «Управляющая компания «Надежда» заключило с собственниками договор управления многоквартирным домом, приложением к которому являются Состав общего имущества в многоквартирном доме, а так же перечень услуг работ и услуг для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а так же перечень предоставляемых коммунальных услуг и перечень платных услуг населению.

07 июня и 24 июля 2017 года истец обращался с заявлениями к ответчику о предоставлении ему на основании ст. 162 п.11 Жилищного кодекса Российской Федерации отчетов о расходовании средств на содержание жилья с указанием затрат в соответствии с приложением к договору управления: сколько денег было потрачено на вывоз мусора, уборку подъездов, промывку-опрессовку системы отопления и т.д.); приложить счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, если Управляющая компания приобретала материалы и оборудование для выполнения данной работы; предоставить план ремонтных работ и сметы текущего ремонта на 2017 год; по каждому виду работ приложить договор подряда и акты выполненных работ, если для их выполнения привлекались сторонние организации; приложить счета-фактуры, счета, авансовые отчеты и другие документы, если Управляющая компания приобретала материалы и оборудование для выполнения данных работ.

21 июня и 01 июля ООО «УК «Надежда» направило истцу Отчет за 2013-2016 годы, план работ по содержанию общего имущества МКД на 2014-2017 годы, перечень домов находящихся в управлении ООО УК «Надежда», сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2015, 2016 годы, годовую бухгалтерскую отчетность за 2015-2016 год.

Так же истцу был сообщен сайт, на котором находится информация в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» утв. Постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 года. При этом ответчик сообщил истцу, что информация по выполненным работам за 2017 год будет размещена на сайте в первом квартале 2018 года.

Оставляя без удовлетворения исковые требования Кибардина А.М., суд первой инстанции, руководствуясь Положением «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», ч.10 ст.161 Жилищного кодекса РФ, а также утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731 Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, исходил из того, что срок размещения информации для ООО «УК «Надежда» за 2017 год установлен законодателем до истечения 1 квартала 2018 года. Указанный срок еще не наступил, в связи с чем, права истца, как собственника жилого помещения со стороны ответчика не нарушены.

Так же, суд согласился с доводами представителя ответчика о том, что истребование истцом у ответчика, не предусмотренной законодательством первичной бухгалтерской документации и договоров, нарушит коммерческую <.......> Общества в соответствии с Федеральным законом "О коммерческой <.......>" от 29.07.2004 N 98-ФЗ, ст.3 п.2: информация, составляющая коммерческую <.......>, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой <.......>.

Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше закона граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

Обязанность предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах возложена на управляющие компании пунктом 2 статьи 165 Жилищного кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что на заявление истца от 24 июля 2017 года о предоставлении планов работ и сметы текущего ремонта за 2016,2017 годы, с приложением по каждому виду работ договора подряда, сметы расходов и актов выполненных работ, если для их выполнения привлекались сторонние организации, полученного ответчиком 24.07.2017, дан ответ от 01.07.2017 (именно эта дата указана на ответе исх. 918) о размещении информации в сети интернет в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Таким образом, на основании представленных истцом доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком в нарушение положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" до потребителя Кибардина А.М. не доведена необходимая и достоверная информация в соответствии с его запросом о предоставлении информации по текущему ремонту многоквартирного дома.

Судебная коллегия полагает, что запрос истца, является обращением за получением информации о предоставляемой услуге.

Как следует из взаимосвязанных положений ст. ст. 8 - 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в обязанности изготовителя, (исполнителя, продавца) вменено предоставление потребителю необходимой и достоверной информации об исполнителе работ и услуг и о реализуемых им работах, услугах, а потому данные нормы к отношениям, возникшим между спорящими сторонами, также применимы.

Одним из способов исполнения обязанности по предоставлению информации гражданам является обеспечение управляющей организацией в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ свободного доступа к информации, в частности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Состав указанной информации предусмотрен статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 21.08.2012).

На основании подпункта "г" пункта 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг.

В статье 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Однако ответ от 01.07.2017, данный ответчиком потребителю Кибардину А.М., достоверной информации о предоставляемой услуге по текущему ремонту многоквартирного дома не содержит.

Возражения ответчика об обязанности предоставления информации только в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 не принимаются судебной коллегией. Положения Закона о защите прав потребителей обязывают исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об оказываемой услуге, устанавливают сроки рассмотрения заявления потребителя и форму ответа на обращение потребителя. Получив заявление потребителя, исполнитель обязан дать ответ с приложением запрашиваемых документов в установленный срок, в связи с чем вывод суда об обязанности опубликования информации о работе управляющей компании на сайте до истечения 1 квартала 2018 года, который на момент рассмотрения дела не наступил, нельзя признать верным.

Доводы ответчика о том, что требования истца нарушают коммерческую <.......> голословны и не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не доведена до истца необходимая и достоверная информация о предоставляемой услуге по текущему ремонту многоквартирного дома, коллегия полагает, что ответчиком нарушены права истца, как потребителя, на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой коммунальной услуге.

Судебная коллегия приходит к выводу, что нарушение прав Кибардина А.М. подлежит восстановлению путем возложения на ООО «УК Надежда» обязанности предоставить информацию по текущему ремонту (конструктивных элементов и фасадов здания): дефектные ведомости, сметы, акты выполненных работ по текущему ремонту конструктивных элементов (ремонту межпанельных швов) и фасаду здания (косметическому ремонту входных групп, ремонту кровли над входной группой 1 подъезда) в 2017 году, с приложением по каждому виду работ, документов подтверждающих стоимость ремонта: договоров подряда, актов выполненных работ, счетов, накладных, счетов фактур, авансовых отчетов, расходных и приходных ордеров.

При указанных обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении искового заявления Кибардина А.М.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика ООО «УК Надежда» в пользу муниципального образования городской округ город <.......> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 24 января 2018 года отменить, принять новое решение.

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Обязать ООО «УК Надежда» предоставить ФИО1 информацию по текущему ремонту (конструктивных элементов и фасадов здания): дефектные ведомости, сметы, акты выполненных работ по текущему ремонту конструктивных элементов (ремонту межпанельных швов) и фасаду здания (косметическому ремонту входных групп, ремонту кровли над входной группой 1 подъезда) в 2017 году, с приложением по каждому виду работ, документов подтверждающих стоимость ремонта: договоров подряда, актов выполненных работ, счетов, накладных, счетов фактур, авансовых отчетов, расходных и приходных ордеров.

Взыскать с ООО «УК Надежда» в доход муниципального образования городской округ город <.......> государственную пошлину в размере 300 рублей.

Председательствующий:

Судьи коллегии: