ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22448/17 от 10.01.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Горюшкина Н.В. Дело № 33-428/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 10 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,

судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району Свердловской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19.09.2017.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району Свердловской области (далее по тексту – Управление) об оспаривании законности отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований истец указал, что в апреле 2017 г. обратился в Управление с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», представив необходимые для этого документы, в том числе, о награждении его 05.12.2012 ведомственной наградой ФСИН России – медалью «За отличие в службе» III степени. В удовлетворении заявления истцу отказано решением Управления от 24.04.2017 № 21. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 6 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ, при разрешении вопроса о присвоении указанного звания не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. Отказ во включении в списки претендентов на присвоение звания «Ветеран труда» истец считает незаконным по следующим основаниям: изменения в «Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области» внесены указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ и вступили в силу с 01.01.2016, т.е. уже после награждения его ведомственной медалью «За отличие в службе» III степени, в то время как в соответствии с законом за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 были награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Ответчик возражал против иска.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19.09.2017 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.

С таким решением не согласился истец, который в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, приводя в обоснование доводы, аналогичные доводам искового заявления.

В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. От истца до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела без него. О причинах неявки представителя ответчика судебная коллегия не уведомлена. Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, сторонами не заявлено.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что с 26.12.2014 истец является получателем пенсии по выслуге лет по линии ФСИН России (пенсионное удостоверение от 13.01.2015 – л.д. 13), 18.04.2017 обратился в Управление с заявлением о включении в списки претендентов на присвоение звания «Ветеран труда», представив в подтверждение права на получение указанного звания документы о награждении его приказом ФСИН России от 05.12.2012 № 837-лс медалью «За отличие в службе» III степени (удостоверение к медали - л.д. 11).

Решением Управления от 24.04.2017 № 21 в удовлетворении заявления ФИО1 о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания (л.д. 5).

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворения иска ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что ведомственная медаль ФСИН России «За отличие в службе» III степени не относится к ведомственным знакам отличия, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», в связи с чем пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых в соответствии с действующим законодательством для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы истца не находит оснований не соглашаться с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, действующей с 01.07.2016, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений – дату обращения истца с заявлением в Управление) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения гражданам звания «Ветеран труда» регламентированы «Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (далее по тексту – Положение), подпункт 1 части 1 пункта 1 которого (в редакции Указа Губернатора от 20.05.2016 № 280-УГ, действующей с 01.07.2016, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений) содержит положения, аналогичные положениям, закрепленным в пункте 1 Закона № 5-ФЗ.

В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания «Ветеран труда» указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак «Победитель социалистического соревнования... года» либо знак «Ударник... пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

При этом не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.

В соответствии с приложением к «Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденному приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317, Федеральная служба исполнения наказаний включена в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба.

Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

С учетом изложенного, поскольку медаль «За отличие в службе» III степени, которой был награжден истец, учреждена ФСИН России (приказ ФСИН России от 25.05.2011 № 323 «Об утверждении Положения о награждении ведомственными наградами Федеральной службы исполнения наказаний»), данный ведомственный знак отличия в соответствии с приведенными выше нормами Положения не может учитываться при присвоении звания «Ветеран труда». Соответственно, оспариваемый истцом отказ Управления во включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», является правомерным, а решение суда об отказе в удовлетворении иска ФИО1 – законным и обоснованным.

Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что ведомственной медалью ФСИН России «За отличие в службе» III степени он был награжден 05.12.2012, т.е. до внесения изменений в Положение, не могут повлечь отмены обжалуемого решения.

Действительно, редакция Положения, действовавшая до 01.01.2016, позволяла учитывать ведомственные награды ФСИН России в целях решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», изменения в Положение, исключившие из перечня ведомственных наград награды министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, внесены Указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ.

Между тем, как в редакции, действовавшей до 01.01.2016, так и после указанной даты, Положение предусматривает, что реализация права на присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер (пункт 3 Положения), а потому право на присвоение звания определяется на дату обращения с заявлением о присвоении звания. Истец вправе был реализовать свое право на присвоение звания «Ветеран труда» до 01.01.2016, т.е. в период с момента возникновения права и на всем протяжении его существования, однако такой возможностью не воспользовался, при этом доказательства того, что невозможность реализации права связана с виновными действиями (бездействием) ответчика, в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены.

С 01.01.2016, в связи с изменением правового регулирования порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» лицам, проживающим на территории Свердловской области, истец не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом того ведомственного знака отличия, документы о награждении которым он представил в Управление, а потому в настоящее время отсутствует и возможность реализации несуществующего права.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Вместе с тем, по состоянию на 30.06.2016 медаль ФСИН России «За отличие в службе» III степени к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», отнесена не была (знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, перестали учитываться в целях присвоения звания «Ветеран труда» с 01.01.2016, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Положение Указом Губернатора от 14.09.2015 № 431-УГ), соответственно, право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом указанного ведомственного знака отличия по состоянию на 30.06.2016 у истца отсутствовало, утверждение истца в апелляционной жалобе об обратном ошибочно и основано на неверном толковании закона.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что во исполнение п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ФСИН России издан приказ от 21.08.2017 № 823 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23.12.2014 № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», которым определен перечень ведомственных знаков отличия ФСИН России, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в данный перечень включены медали ФСИН России «За отличие в службе» I или II степени. Таким образом, медаль ФСИН России «За отличие в службе» III степени как по состоянию на 30.06.2016, так и после указанной даты не предоставляет истцу права на присвоение звания «Ветеран труда».

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого акта, пелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19.09.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Зонова А.Е.

Редозубова Т.Л.