ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2245/2022 от 09.02.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-2245/2022

УИД 66RS0001-01-2021-003229-41

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 09.02.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.,

судей Кокшарова Е.В.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 11.06.2021.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения ФИО1 и её представителя ФИО2, допущенного к участию в деле на основании устного ходатайства, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - пенсионный орган) о признании решения от 24.08.2020 №1049084/20 об отказе в установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным; признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение; возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 18.08.2020; взыскании судебных расходов в размере 52500 руб.

В обоснование иска указала, что с 11.08.2001 является получателем пенсии по старости в соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Совета Министров СССР от 09.04.1988 №440 ей присуждена премия Совета Министров СССР за разработку и внедрение технологии предотвращения солевых отложений и коррозии металла в водное хозяйство металлургических предприятий, вручен диплом и нагрудный знак «Лауреат премии Совета Министров СССР». 18.08.2020 ФИО1 обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с заявлением об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с п.п.8 п.2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». Оспариваемым решением ответчика от 24.08.2020 №1049084/20 ФИО1 отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, по мотиву того, что премия Совета Министров СССР не наделена статусом государственной премии СССР. Ссылаясь на незаконность действий пенсионного органа, истец, обращаясь в суд с настоящим иском указала, что Совет Министров СССР являлся органом государственной власти СССР, премия присуждена от имени СССР и носит общегосударственный характер.

Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 11.06.2021 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

На апелляционную жалобу от пенсионного органа поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Определением Свердловского областного суда от 19.01.2021 в порядке процессуального правопреемства произведена замена государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области его правопреемником Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области.

В суд апелляционной инстанции явились истец и его представитель, настаивавшие на доводах апелляционной жалобы.

Пенсионный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции посредством заблаговременного (19.01.2022) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления 24.01.2022 уведомления на адрес электронной почты, явку своего представителя, имеющего высшее юридическое образование (ч.2 ст.49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), наделенного в установленном порядке полномочиями, не обеспечил.

До начала судебного заседания суда апелляционной инстанции от пенсионного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 11.08.2001 ФИО1 является получателем пенсии по старости в соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Совета Министров СССР от 09.04.1988 №440 ей присуждена премия Совета Министров СССР за разработку и внедрение технологии предотвращения солевых отложений и коррозии металла в водное хозяйство металлургических предприятий, вручен диплом и нагрудный знак «Лауреат премии Совета Министров СССР».

18.08.2020 ФИО1 обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с заявлением об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с п.п.8 п.2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области от 24.08.2020 №1049084/20 ФИО1 отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, по мотиву того, что премия Совета Министров СССР не наделена статусом государственной премии СССР.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», Положением о Государственных премиях СССР, утвержденным Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.02.1967 №158, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1977 №211 «О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства», обоснованно пришел к выводу о том, что в системе премий, присуждаемых в СССР, различаются государственные премии СССР и премии Совета Министров СССР, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации определены Федеральным законом от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее - Федеральный закон от 04.03.2002 №21-ФЗ).

В силу положений п.1 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение, приведен в п.2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ.

К числу таких граждан отнесены лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (п.п. 8 п. 2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 №736-О-О Федеральный закон от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 №21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся, в том числе лауреаты государственных премий СССР. При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.02.1967 №158, действовавшим на дату награждения ФИО1 премией Совета Министров СССР, утверждено Положение о Государственных премиях СССР, в соответствии с которым Государственные премии СССР присуждаются ежегодно в количестве до 75 премий за работы в области науки и техники, до 15 премий за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, до 8 премий за учебники, в том числе 3 - для высших учебных заведений, 2 - для средних специальных учебных заведений, 1 - для средней школы, 1 - для профессионально-технических учебных заведений и 1 - для системы партийной учебы и экономического образования, до 18 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 - за произведения литературы и искусства для детей. Размер премий - 5 тыс. рублей каждая.

Государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение, а также за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства; за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, профессионально-технических учебных заведений и для системы партийной учебы и экономического образования.

Работы, представляемые на соискание Государственных премий СССР в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры, принимаются комитетами по Ленинским и Государственным премиям СССР ежегодно до 15 декабря; материалы о достижениях в труде передовиков социалистического соревнования - ежегодно до 1 марта.

В целях обеспечения широкого предварительного обсуждения общественностью работ, представляемых на соискание Государственных премий СССР, научные труды выдвигаются на соискание премий после опубликования их в печати не позднее чем за год, а произведения литературы, искусства и архитектуры после опубликования (исполнения, сооружения) - не позднее чем за полгода до окончания приема работ. Инженерно-технические сооружения, изобретения, конструкции машин, новые материалы, технологические процессы, усовершенствования методов производства выдвигаются на соискание премий после внедрения их в народное хозяйство.

Работы, рассматриваемые Комитетами, должны всесторонне и принципиально обсуждаться в печати, на совещаниях и конференциях научных и научно-технических обществ, заседаниях ученых, научно-технических и редакционно-издательских советов, в союзах писателей, композиторов, художников, архитекторов, работников кинематографии, журналистов, театральных обществах, на собраниях трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций.

Комитеты по Ленинским и Государственным премиям СССР рассматривают работы, представленные на соискание Государственных премий СССР в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры, и принимают решения о присуждении премий авторам наиболее достойных работ.

Решения о присуждении Государственных премий СССР передовикам социалистического соревнования - рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам, коллективам бригад, участков, отделений, ферм и звеньев принимаются совместно президиумами Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники и ВЦСПС.

Решения Комитетов о присуждении Государственных премий СССР вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий СССР публикуются в печати.

При этом, согласно указанному Положению одновременное выдвижение одной и той же работы или одной и той же кандидатуры на Ленинскую, Государственную премию СССР, а также на премии Совета Министров СССР и Государственные премии союзных республик не допускается.

Таким образом, Государственная премия СССР является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается решением Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР, которое утверждается ЦК КПСС и Советом Министров СССР.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1977 № 211 «О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства» учреждены премии Совета Министров СССР для присуждения ежегодно коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ.

Во исполнение данного правового акта Постановлением Совета Министров СССР от 18.10.1979 № 950 установлено 50 премий Совета Министров СССР в следующих размерах: 5 премий - от 30 до 50 тыс. рублей, 20 премий - от 15 до 20 тыс. рублей и 25 премий - от 3 до 12 тыс. рублей для присуждения коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений и предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).

Лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак «Лауреат премии Совета Министров СССР».

Указанные премии присуждаются ежегодно Советом Министров СССР, начиная с 1981 года, ко Дню советской науки.

При этом, премия Совета Министров СССР является средством поощрения коллективов работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ.

Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что в системе премий, присуждаемых в СССР, различаются Государственные премии СССР и премии Совета Министров СССР, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.

Таким образом, к государственным премиям СССР, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них.

Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).

Аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 №АПЛ19-113, определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 № 78-КГ19-12.

Суждение апеллянта о том, что премия Совета Министров СССР присуждалась высшим органом государственной власти, в связи с чем относилась к числу государственных, ошибочно, сделано без учета нормативных положений о полномочиях Совета Министров СССР, которое полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени СССР не наделено.

С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания за ФИО1 права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ, и удовлетворения производных требований.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

С учетом фактического отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, оснований для возмещения ФИО1 судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего дела, не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст.327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 11.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.Л. Редозубова