Судья Хиценко Н.И. Дело № 33-22469/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Леганова А.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
при секретаре Лукки А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Водоснабжение и канализация» по доверенности ФИО1 на решение Белореченского районного суда от 1 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Белореченский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ООО «Водоснабжение и канализация» о признании незаконными действий в части требований от абонентов установки прибора учета холодного водоснабжения на границе землевладения, либо на границе раздела балансовой принадлежности сетей, а также об обязании выдавать технические условия на установку прибора учета холодного водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, определив место установки в жилом доме. В обоснование требований указано, что ООО «Водоснабжение и канализация» является ресурсоснабжающей организацией, которая продает холодную воду жителям в жилых домах населенных пунктов " адрес обезличен ", " адрес обезличен ", " адрес обезличен ". В прокуратуру поступают обращения жителей жилых домов, населенных пунктов о том, что ресурсоснабжающая организация ООО «Водоснабжение и канализация» при выдаче технических условий на установку приборов учета холодного водоснабжения требует от абонентов установку прибора учета холодного водоснабжения на границе раздела балансовой принадлежности сетей, что делает невозможным для абонентов с точки зрения обеспечения собственником надлежащей технической эксплуатации, обеспечить сохранность и своевременную замену индивидуального прибора учета водоснабжения. ООО «Водоснабжение и канализация» отказывает жителям Белореченского района в опломбировке приборов учета холодного водоснабжения, ссылаясь на п.7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому, приборы учета должны быть установлены на границе сетей, которая находится за пределами домовладений жителей. Полагал, что такое требование нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, так как в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ индивидуальный прибор учета может быть установлен только в жилом помещении.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ООО «Водоснабжение и канализация» по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Решением Белореченского районного суда от 1 августа 2013 года требования, заявленные Белореченским межрайонным прокурором, удовлетворены. Признаны незаконными действия ООО «Водоснабжение и канализация», расположенного по адресу: " адрес обезличен ", выразившиеся в требовании от абонентов установки прибора учета холодного водоснабжения на границе раздела балансовой принадлежности сетей. Суд обязал ООО «Водоснабжение и канализация» по вступлению решения в законную силу отозвать направленные предписания, выразившиеся в понуждении жителей Белореченского района обустраивать колодцы и устанавливать в них приборы учета холодного водоснабжения на границе раздела балансовой принадлежности сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства, а также произвести опломбировку водомеров жителям Белореченского района, которым направлены предписания, выразившиеся в понуждении жителей Белореченского района обустраивать колодцы и устанавливать в них приборы учета холодного водоснабжения на границе раздела балансовой принадлежности сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства с выдачей технических условий на установку прибора учета холодного водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, определив место установки данного прибора в жилом доме.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Водоснабжение и канализация» по доверенности ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное, принять новое решение, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Указывает, что судом не принято во внимание, что требования ООО «Водоснабжение и канализация» основаны на нормах действующего законодательства, а действия общества соответствуют требованиям ч.5 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 года №416 «О водоснабжении и водоотведении».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения директора ООО «Водоснабжение и канализация» ФИО2, представителя ООО «Водоснабжение и канализация» по доверенности ФИО1, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Гребенюк О.Б. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ООО «Водоснабжение и канализация» является ресурсоснабжающей организацией. Согласно ст.4.2 Устава ООО «Водоснабжение и канализация» предметом деятельности общества является сбор, очитка и распределение воды.
ООО «Водоснабжение и канализация» имеет лицензию на право пользования недрами в " адрес обезличен ", " адрес обезличен " Краснодарского края, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча поземных вод для водоснабжения населения и предприятий указанных населенных пунктов. ООО «Водоснабжение и канализация» выдает гражданам технические условия на установку счетчика расхода холодной воды в указанных населенных пунктах. Согласно данным техническим условиям точка установки - вновь смонтированный водопроводный колодец на магистральной сети.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию водопроводно-канализационных сооружений, точка установки счетчика располагается на границе земельного участка. Также в акте зафиксировано, что у абонента находятся - запорная арматура в водопроводном колодце, водопроводный ввод в жилой дом, узел учета и внутренняя система водоснабжения.
Пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, дает определение понятию «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Согласно указанным Правилам, понятие «домовладение» - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
«Централизованные сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83, «сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения потребителю либо ресурсоснабжающей организации не указывается, тем самым прибор учета воды устанавливается на границе сетей жилого дома, к каковым относятся внутридомовые инженерные сети с системами коммунальной инфраструктуры не зависимо, в чьей собственности находятся последние.
Это положение относится к утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 года № 189 строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-35 (в ред. поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.1987 " номер обезличен ", Изменения " номер обезличен ", утв.Постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 №20, Изменения №2, утв.Постановлением Минстроя РФ от 11.07.1996 №18-46)», согласно которым счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживании эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже +5 град.С.
Согласно п. 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 года N 170, помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже +5 град.С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что данные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и устранить допуск посторонних лиц.
Как следует из утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 года №189 строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 04.04.01-85, счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов (11.5). Для контроля за утечкой воды из трубопроводов, проложенных в каналах, следует предусматривать устройство контрольных колодцев диаметром 1 м. Расстояние от дна канала до дна колодца следует принимать не менее 0,7 м. Стенки колодца на высоту 1,5 м. и его днище должны иметь гидроизоляцию. При устройстве колодцев в грунтовых условиях типа 2 основания под колодцы необходимо уплотнять на глубину 1 м. Контрольные колодцы следует оборудовать автоматической сигнализацией о появлении в них воды (14.6).
Учитывая, что по определению, данному в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, «контрольный канализационный колодец» - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации, судом сделан обоснованный вывод, что требования ООО «Водоснабжение и канализация» об установке в таком колодце прибора учета противоречат правовым нормам, поскольку колодец предназначен только лишь для вышеуказанных целей.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, при установке прибора учета за пределами дома и земельного участка абонентами, бремя содержания, а также и ответственность за сохранность самого прибора и пломбы на нем, остается на собственнике. Поскольку собственник дома несет ответственность за сохранность своего индивидуального прибора учета воды, а колодец, как установлено судом, должен находиться за пределами дома и земельного участка, следовательно, будет располагаться на землях муниципального образования, надлежащая эксплуатация прибора учета расхода воды в указанном колодце не возможна.
Согласно приложению " номер обезличен " к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 " номер обезличен " (ред. от 04.09.2000), домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
В соответствии с ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Жилые дома располагаются на земельных участках, которые принадлежат гражданам на праве собственности или ином законном основании.
На основании ст.15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами (ст.25 ЗК РФ).
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно.
Под муниципальной собственностью на земельные участки понимается форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю, либо по иным предусмотренным законом основаниями, отличительной чертой, которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.
Согласно ч.1 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Судом первой инстанции установлено, что земельные участки под строительство и обустройство колодцев муниципальными образованиями не предоставляются. Таким образом, границей эксплуатационной ответственности является линия раздела между земельным участком собственников (абонентов) и муниципального образования, следовательно, требования ООО «Водоснабжение и канализация» к абонентам о понуждении к установке прибора учета холодного водоснабжения за территорией жилого дома (земельного участка), принадлежащего им на праве собственности, в колодце, расположенном на землях муниципального образования, являются незаконными, поскольку у собственников имеются юридические права только на жилой дом и земельный участок в определенных границах.
Судом обоснованно указано на несостоятельность доводов ООО «Водоснабжение и канализация» о том, что обязанность абонента устанавливать прибор учета потребления воды в колодце на врезке установлена ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку указанная норма не содержит требований, обязывающих абонентов устанавливать прибор учета именно в колодце.
Более того, доводы ООО «Водоснабжение и канализация» о том, что прибор учета потребления воды необходимо устанавливать в колодце противоречат положениям п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, согласно которым оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно п.39 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года N 167, узлы учета должны располагаться в освещенных помещениях с температурой воздуха в зимнее время не ниже +5 град. С. Средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод.
Приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть проверены и опломбированы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в установленном порядке в области
обеспечения единства измерений. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются (п.41 Правил).
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что ООО «Водоснабжение и канализация» обязано соблюдать надлежащий режим и количество подаваемой холодной воды не на границе балансовой принадлежности абонента, который вправе определять объем потребленной им холодной воды по показаниям прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности собственных сетей.
Кроме того, действующее законодательство не предполагает право ресурсоснабжающей организации определять объем потребляемой абонентом холодной воды по показаниям прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжающей организации с сетями, не принадлежащими абоненту. Абоненты должны установить прибор учета не на линии границы водопровода, эксплуатируемого предприятием, а на границе своих собственных сетей, то есть в доме.
Судом обоснованно указано, что в соответствии со ст.209 ГК РФ, установленный прибор учета расхода воды является собственностью абонента и собственник должен нести бремя сохранности данного прибора учета. Установление прибора учета расхода воды в колодце за границей домовладения и земельного участка абонента не гарантирует сохранность пломб и прибора учета. Кроме того, выданные технические условия на установку приборов учета в колодце, не гарантируют их сохранность.
В силу ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении» от собственников жилых домов, введенных в эксплуатацию на момент вступления в силу данного закона, требуется обеспечение оснащения таких домов приборами учета и введение их в эксплуатацию.
Вместе с тем, согласно п.7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года №83, условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка за исключением случаев, установленных п.7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года №83.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ООО «Водоснабжение и канализация» злоупотребило своим положением, выразившимся в требовании от собственников жилых домов установку прибора учета расхода воды в колодце, обустроить который нужно на месте врезки в уличную сеть, чем был нарушен п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающий навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
Доводы ООО «Водоснабжение и канализация» о том, что установление счетчиков в доме приводит к безучетному использованию воды голословны и не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку в отношении тех абонентов, жилые помещения которых не оснащены приборами учета расхода холодного водоснабжения, ресурсоснабжающая организация ООО «Водоснабжение и канализация» вправе производить начисление платы за потребление данными абонентами холодной воды по нормативам потребления.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об удовлетворении требований, заявленных Белореченским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Белореченского районного суда от 1 августа 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ООО «Водоснабжение и канализация» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: