ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22477/20 от 15.12.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Глущенко В.Н. Дело № 33-22477/20 (2-5113/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 15 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе

председательствующего Назаренко О.Н.

судей Кияшко Л.В., Палянчук Т.А.

по докладу судьи Кияшко Л.В.

при помощнике судьи Дмитриевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Автономная теплоэнергетическая компания» на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Руководитель региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края обратился в суд с исковым заявлением к АО «Автономная теплоэнергетическая компания» об исполнении предписания от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнения мероприятий инвестиционной программы, обосновав требования тем, что для ответчика утверждена инвестиционная программа по развитию системы, теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 в соответствии с приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 года «Об утверждении инвестиционной программы - АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиал «Краснодартеплоэнерго» по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 годов».

В ходе проведения документарной проверки установлено, что АО «АТЭК» допущены нарушения законодательства Российской Федерации в части невыполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар, в связи с чем 14.08.2018 было вынесено предписание об их устранении.

В адрес региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края поступило письмо АО «АТЭК» от 05.07.2019 «Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», в соответствии с которым сообщено о частичном выполнении отдельных мероприятий инвестиционной программы.

По результатам выявленных нарушений истцом вновь выдано предписание ответчику о прекращении нарушения законодательства и выполнении мероприятий инвестиционной программы. На момент подачи искового заявления предписание от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнении мероприятий инвестиционной программы ответчиком не исполнено. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

В суде первой инстанции представитель истца заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика относительно предъявленного иска возражал.

Прокурора полагал исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 мая 2020 года исковые требования удовлетворены. АО «Автономная теплоэнергетическая компания» обязана исполнить предписание региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского кря от 14.08.2018 года о прекращении нарушения законодательства и выполнении мероприятий инвестиционной программы.

В апелляционной жалобе представитель АО «АТЭК» просит решение суда отменить, как незаконное необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что РЭК –ДЦиТ КК действующим законодательством не наделено правом понуждать АО «АТЭК» выполнять мероприятия, предусмотренные в инвестиционной программе. Вместо совершения указанных действий РЭК-ДЦиТ КК имеет право либо снизить размер тарифа на следующий период регулирования, либо перенести исполнение мероприятий инвестиционной программы на другой период тарифного регулирования, если неисполнение инвестиционной программы вызвано обстоятельствами, за наступление которых АО «АТЭК» не отвечает. Суд не принял во внимание, что РЭК-ДЦиТ КК осуществил уменьшение размера необходимой валовой выручки на общую сумму 608 849 млн. рублей в связи с неполным выполнением ответчиком инвестиционной программы на 2016-2018 года, что подтверждено экспертными заключениями. Таким образом, истец к настоящему времени реализовал свои полномочия по уменьшению размера валовой выручки АО «ТЭК» в связи с чем у истца отсутствует право требования исполнения мероприятий инвестиционной программы на 2016-2018 годы, поскольку исключив денежные средства, необходимые на выполнение инвестиционной программы, тем самым изменился перечень мероприятий инвестиционной программы, подлежащей реализации. Действующее законодательство не предусматривает в качестве ответственности за неисполнение инвестиционной программы возложение на теплоснабжающую организацию обязанность выполнения мероприятий инвестиционной программы в отсутствие средств для ее финансирования.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика просил решение суда отменить в иске отказать, ссылаясь на те же обстоятельства, которые изложены в апелляционной жалобе, а также на то, что данное дело неподведомственно суду общей юрисдикции.

Представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать, прокурор полагал решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с передачей дела на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Краснодарского края.

Из материалов дела следует, что 08.06.2018 первым заместителем прокурора Краснодарского края внесено представление руководителю региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края ФИО1 об устранении нарушений законодательства в сфере тарифного регулирования, вынесенное по результатам проверки законодательства, регламентирующего вопросы инвестиционной деятельности организаций коммунального комплекса, в ходе которой выявлены нарушения при реализации полномочий по контролю за исполнением мероприятий инвестиционных программ и расходованием инвестиционных средств.

Во исполнение представления, приказом № 25/2008-КМ от 18.07.2018 Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края назначена внеплановая документарная проверка АО «Автономная теплоэнергетическая компания».

Согласно п. 6 названного приказа, предметом проверки является, в том числе, выполнение АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 годы, утвержденной приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 №> 15/2015.

Срок проведения мероприятий по контролю установлен с 18.07.2018 по 14.08.2018.

Из выводов акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 25/2018-км от 14.08.2018 следует, что АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» не выполнен ряд мероприятий утвержденной инвестиционной программы.

По результатам проведенной проверки 14.08.2018 Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края ответчику вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства при выполнении инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечении выполнения мероприятий инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018, утвержденной приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 № 15/2015 (в редакции приказов от 20.07.2016 № 37/2016-т, от 01.12.2016 № 16/2016, № 23/2017 от 29.11.2017).

Срок для выполнения указанного предписания установлен до 14.09.2018 года.

Постановлением Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 06.11.2018 АО «АТЭК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Из представления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.11.2018г., вынесенного в отношении АО «АТЭК» следует, что предписание от 14.08.2018 не исполнено, мероприятия инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 не выполнены. В связи с чем, в течение 180 дней, начиная с датьы получения настоящего представления, АО «АТЭК» предписано выполнить мероприятия инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар, в течение 10 дней после исполнения представить информацию о его исполнении.

Уведомлением подтверждается вручение АО «АТЭК» почтового отправления 18.12.2018 года. То есть, в срок до 17.06.2019 ответчик должен был отчитаться об исполнении предписания.

Так, в адрес истца поступило письмо АО «АТЭК» от 05.07.2019 № ИП-01/2131-16-1341 «Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», в соответствии с которым было сообщено о частичном выполнении отдельных мероприятий инвестиционной программы.

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющий регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила № 410).

Подпунктом «б» п. 8 Правил № 410 предусмотрено, что инвестиционная программа включает в себя перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие их однозначную идентификацию, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

В соответствии с п.12 Правил № 410 инвестиционная программа должна содержать график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

Пункт 13 Правил № 410 инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 8 ст. 23.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы. В развитие указанных положений п. 20 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 предусматривает, что в случае если регулируемая организация не достигла плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ необходимая валовая выручка такой организации, установленная на очередной финансовый год, подлежит уменьшению в порядке, установленном методическими указаниями, исходя из степени исполнения такой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) реализации инвестиционной программы.

Во исполнение указанных требований Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края осуществила уменьшение размера, необходимой валовой выручки АО «АТЭК» (филиал АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго») на общую сумму 608,849 млн. руб. в связи с неполным выполнением АО «АТЭК» инвестиционной программы на 2016-2018 годы, утвержденной для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго», что подтверждается Экспертным заключением № 76-Т от 11.12.2017, в соответствии с которым валовая выручка АО «АТЭК» на 2018 год уменьшена на 111,161 млн. руб. в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы; Экспертным заключением № 206-Т от 11.12.2018, в соответствии с которым по результатам контроля реализацией инвестиционной программы АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» валовая выручка АО «АТЭК» на 2019 год уменьшена на 171,414 млн. руб.; Экспертным заключением № 28-Т от 05.12.2019, в соответствии с которым по результатам контроля реализацией инвестиционной программы АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» на 2018 год валовая выручка АО «АТЭК» на 2020 год уменьшена на 326,274 млн. руб.

Таким образом, Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края реализовало свои полномочия по уменьшению размера валовой выручки АО «АТЭК» в связи с невыполнением инвестиционной программы филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» на 2016-2018 годы в объеме её неисполнения.

Действующее законодательство, устанавливающее основы регулирования тарифов организаций, обеспечивающих теплоснабжение, и определяющее принципы и методы регулирования тарифов на услуги указанных организаций (в частности, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении») также не предусматривает в качестве ответственности за невыполнение инвестиционной программы возложение на теплоснабжающую организацию обязанности выполнения мероприятий инвестиционной программы в отсутствие средств для ее финансирования.

Данный вывод подтверждается путем системного толкования п. 13 и п. 15 Правил № 410, предусматривающих, что инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен, а значит, при сохранении тех же прогнозных индексов цен, требование о выполнении инвестиционной программы приведет к необоснованному возложению на АО «АТЭК» дополнительных затрат в отсутствие на то правовых оснований. Кроме того, инвестиционная программа должна содержать объем средств, необходимых на реализацию мероприятий, который устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы.

Исходя из изложенного, возложение на АО «АТЭК» обязанности по исполнению инвестиционной программы возможно лишь в случае одновременного включения в необходимую валовую выручку АО «АТЭК» денежных средств необходимых для выполнения инвестиционной программы на 2016-2018 годы, утвержденной для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго».

Ссылка истца на абз. 3 п. 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 является необоснованной, поскольку данная норма не возлагает на ответчика обязанность, а лишь наделяет его правом на включение в необходимую валовую выручку следующих периодов расходов, понесенных на введенные в эксплуатацию производственные объекты.

При таких обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежали.

Вместе с тем, разрешая дело по существу, суд первой инстанции рассмотрел его при субъектном составе сторон, как юридических лиц.

С указанным судебная коллегия также согласиться не может.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно части 3 этой же статьи суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В силу положений частей 1 и 2 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст.28 АПК РФ)

Из смысла данных процессуальных норм следует, что при определении подведомственности спора арбитражному суду следует исходить, прежде всего, из субъектного состава участников спора.

Как следует из материалов дела, сторонами спора являются Региональная энергетическая комиссия – Департамент цен и тарифов Краснодарского края и АО «АТЭК».

Учитывая изложенное, возникший спор с учетом субъектного состава (юридические лица), не подведомственен суду общей юрисдикции.

В силу требований п. 2.1 ст. 33 ГПК РФ с учетом Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Данное дело подлежит рассмотрению арбитражным судом, судебная коллегия, отменяя решение, приходит к выводу о необходимости передачи дела в Арбитражный суд Краснодарского края.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 мая 2020 года отменить.

Дело по иску Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края к АО «Автономная теплоэнергетическая компания» об исполнении предписания от 14.08.2018 года о прекращении нарушения законодательства и выполнения мероприятий инвестиционной программы передать по подведомственности в Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий: О.Н. Назаренко

Судьи: Л.В. Кияшко

Т.А.Палянчук

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>