ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2248/16 от 20.09.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Бойкова М.Н. Дело № 33-2248/16

Докладчик Карпов А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2016 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Карпова А.В.,

судей Доманова В.Ю., Марьенковой А.В.,

при секретаре Дуюновой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долинского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Россельхозбанк» о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности исполнить запрос прокурора

по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Россельхозбанк» ФИО3

на решение Южно-Сахалинского городского суда от 20 июня 2016 года, которым отказ АО «Россельхозбанк» в лице Сахалинского филиала АО «Россельхозбанк» в предоставлении Долинскому прокурору сведений о наличии у государственных и муниципальных служащих и их супругов открытых счетов, номерах и датах их открытия, виде и валюте счета, с указанием остатка денежных средств на счете признан незаконным, на АО «Россельхозбанк», в лице Сахалинского филиала АО «Россельхозбанк», возложена обязанность исполнить запрос Долинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ за в течение 5-ти суток со дня вступления решения суда в законную силу, с ответчика взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в размере <данные изъяты> руб.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., объяснения представителя акционерного общества «Россельхозбанк» ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО4, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

В обоснование требований указал, что в рамках проводимой проверки исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции, прокурор обратился к ответчику с указанным запросом о предоставлении сведений о наличии у перечисленных в этом запросе лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими и их супругов, открытых счетов, номерах и датах их открытия, виде и валюте счетов, с указанием остатка денежных средств на счете. Ответчик отказал в предоставлении запрашиваемых сведений со ссылкой на положения части 5 статьи 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», согласно которой прокуратура не входит в круг лиц, имеющих право запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну. Полагает данный отказ незаконным, поскольку Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, и прокуроры координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Указал также, что непредставление запрашиваемых сведений подрывает конституционный уклад Российской Федерации и является негативным примером несоблюдение норм федерального законодательства, что существенно нарушает права Российской Федерации.

Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует представитель АО «Россельхозбанк» ФИО3, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что действующее законодательство не наделяет прокурора специальными полномочиями по истребованию в кредитных организациях сведений, составляющих банковскую тайну.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Долинский городской прокурор ФИО5 просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно статье 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 № Пр-2685, констатировано, что коррупция является одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствующей проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики.

В качестве одной из угроз безопасности Российской Федерации коррупция прямо указана и в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Пунктом 6 статьи 5 названного Федерального закона определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Одним из способов противодействия коррупции является деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).

Частью 6 статьи 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 03 декабря 2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» осуществление контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложено на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Полномочие Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено также в части 3 статьи 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу требований статей 21 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

В целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств в сфере противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, с учетом приоритетного направления прокурорской деятельности Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан приказ №454 от 29 августа 2014 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», пунктом 7 статьи 5 которого прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов предписано обеспечить ежегодное проведение проверок соблюдения требований Федеральных законов от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, их доходам» и от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в период с установленной даты представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за истекший календарный период до августа текущего года.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, вправе в рамках проведения соответствующих проверок требовать и получать сведения, составляющие банковскую тайну.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Долинский прокурор направил в Сахалинский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» ДД.ММ.ГГГГ запрос о предоставлении информации, необходимой для проверки соблюдения законодательства о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции в отношении лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими в ОМВД России по городскому округу «Долинский» и администрации муниципального образования городской округ «Долинский», их супругов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора филиала АО «Россельхозбанк» прокурору в предоставлении запрошенной информации отказано со ссылкой на то обстоятельство, что органы прокуратуры не входят в Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку отказ в предоставлении прокурору вышеуказанных сведений противоречит закону и препятствует осуществлению прокурором возложенных на него полномочий, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Вопреки позиции ответчика, не указание должности прокурора в Перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», не свидетельствует об отсутствии у прокурора права на истребование и получение названных сведений, поскольку такое право вытекает из Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации», регулирующего его деятельность, а также из перечисленных выше нормативных правовых актов федерального уровня. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что прокурор является уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о банковских счетах, с целью проведения соответствующих проверок.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя акционерного общества «Россельхозбанк» ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий Карпов А.В.

Судьи Доманов В.Ю.

Марьенкова А.В.