ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-224/2015 от 21.01.2015 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья Мухина Т.А. Дело № 33 – 224/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 21 января 2015 года г. Калининград

 Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

 председательствующего Крамаренко О.А.

 судей: Поникаровской Н.В., Коноваленко А.Б.

 при секретаре Зининой Е.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 сентября 2014 года, которым исковые требования Андгуладзе З.Н. удовлетворены частично и на военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность решить вопрос о выплате Андгуладзе З.Н. пособия на погребение Ф. без предоставления справки о смерти формы № 33. В остальной части иска отказано.

 Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя военного комиссариата Калининградской области Щелкунова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 Андгуладзе З.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Калининградской области, указав, что 30 сентября 2013 года на территории Грузии умер его отец - военный пенсионер Министерства обороны РФ Ф., пенсию которому выплачивал ответчик. Отец был им похоронен в Грузии.

 Он обратился в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о выплате пособия на погребение отца, представив выданное ему в Грузии свидетельство о смерти, в чем ему было отказано в связи с отсутствием справки о смерти формы № 33.

 Истец, полагая такой отказ необоснованным, ссылался на то, что справку о смерти по форме № 33 могут выдать лишь органы ЗАГСа Российской Федерации, в то время как аналогичные органы, где и была произведена регистрация смерти отца, подобных справок не выдают.

 В этой связи истец просил признать решение военного комиссариата Калининградской области от 23 апреля 2014года об отказе в выплате пособия на погребение незаконным и подлежащим отмене, а также обязать ответчика выплатить такое пособие.

 Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе военный комиссариат Калининградской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.

 Продолжает настаивать на доводах своих возражений относительно заявленных требований о том, что для выплаты пособия на погребение в силу закона необходимо предоставление наряду со свидетельством о смерти и справки о смерти формы № 33, которая может быть выдана консульскими учреждениями, наделенными полномочиями производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении граждан РФ, проживающих за ее пределами.

 При отсутствии такой справки пособие на погребение выплачено быть не может.

 Кроме того, истец не представил в военный комиссариат и иные документы, в частности, подтверждающие произведенные им расходы на погребение, что также не дает оснований для выплаты пособия.

 Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

 В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

 Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года №1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" утверждена форма справки о смерти, а именно – форма №33.

 В ходе рассмотрения дела было установлено, что отец истца Ф. являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно имеющемуся в личном деле сообщению выплата пенсии была прекращена с 01 ноября 2013 года по причине смерти, последовавшей 31 октября 2013 года.

 Согласно свидетельству о смерти №, выданному агентством по развитию государственных сервисов Потийской службы гражданского реестра Грузии, Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер в Грузии г. Поти 31 октября 2013 года. Актовая запись №, дата регистрации смерти 01 ноября 2013 года, дата выдачи свидетельства 04 ноября 2013 года.

 Андгуладзе З.Н. было отказано в выплате пособия на погребение отца Ф. в связи с отсутствием справки о смерти по форме № 33.

 Принимая оспариваемое решение и частично удовлетворяя заявленный иск, суд правильно исходил из того, что в данном случае при доказанности факта смерти военного пенсионера на территории иностранного государства и отсутствии объективной возможности предоставления требуемой справки о смерти № 33, вопрос о выплате истцу пособия на погребение должен быть решен ответчиком при отсутствии такой справки.

 Такие выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными.

 В силу приведенных выше положений закона право на получение компенсации понесенных расходов на погребение военнослужащего, уволенного с военной службы, наступает как при доказанности несения родственниками соответствующих расходов, так и самого факта смерти военнослужащего.

 Федеральным законом 04.08.1994 N 16-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Конвенция вступила в силу для России 10.12.1994. В числе договаривающихся сторон Россия и Грузия.

 В соответствии со ст. 1 данного Договора граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны.

 Согласно ст. 13 Договора документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

 Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

 В силу ст. 14 Договора договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемой Договаривающейся Стороны и иных лиц, проживающих на ее территории.

 Таким образом, представленное истцом свидетельство о смерти Ф., выданное компетентным органом Грузии, являться бесспорным доказательством, подтверждающим регистрацию его смерти в установленном порядке и должно приниматься стороной РФ в качестве официального документа.

 В соответствии с положениями ст.ст. 3 и 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и положений Постановления Правительства РФ от 31 октября 1998 года №1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" в подтверждение факта смерти конкретного гражданина органом записи актов гражданского состояния может выдаваться справка о смерти по форме №33; выдача данной справки осуществляется органом ЗАГС по месту государственной регистрации смерти на основании сделанной записи акта о смерти.

 Таким образом, выдача справки о смерти по форме № 33 предусмотрена только органами ЗАГСа Российской Федерации по месту государственной регистрации акта о смерти.

 В то же время, как бесспорно установлено судом, Ф. умер на территории иностранного государства – Грузии, государственная регистрация его смерти произведена соответствующими органами регистрации актов гражданского состояния указанного государства, которыми не предусмотрена выдача справок о смерти по форме, установленной органами исполнительной власти Российской Федерации.

 Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» консульские учреждения Российской Федерации за пределами Российской Федерации наделены полномочиями производит государственную регистрацию актов гражданского состояния.

 Между тем, и это обстоятельство признано ответчиком, консульских учреждений Российской Федерации на территории Грузии не имеется.

 При таком положении отсутствие у истца справки о смерти отца по требуемой военным комиссариатом форме № 33 в связи с объективной невозможностью ее получения не может лишить истца права на получение пособия на погребение отца и может явиться достаточным основанием к отказу в выплате такого пособия, о чем правильно указал суд, обязавший ответчика рассмотреть вопрос о выплате пособия без учета такой справки.

 При установленных судом обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением не могут повлиять на правильность изложенных судом выводов и не влекут отмену этого решения.

 Что касается ссылки подателя жалобы на то, что истец не представил доказательства несения им соответствующих расходов на погребение отца, то они не могут явиться основанием к отмене решения, поскольку суд при разрешении спора учел эти обстоятельства и обязал ответчика не произвести соответствующие выплаты истцу, а рассмотреть вопрос о выплатах с учетом иных обстоятельств, влияющих на возможность таких выплат.

 Поскольку все обстоятельства возникшего справ были установлены судом полно и правильно, на основании надлежащей оценки представленных доказательств и в соответствии с требованиями закона, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению законного и обоснованного судебного решения.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: