Судья – Попова В.В. Дело № 33-224/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей Якубовской Е.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
при секретаре < Ф.И.О. >4
слушала в открытом судебном заседании административное дело по иску Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО <...>< Ф.И.О. >1 о взыскании исполнительского сбора по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО <...>< Ф.И.О. >1 на решение Первомайского районного суда <...> Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Представитель Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края обратился в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава - исполнителя ОСП по <...> УФССП России по Краснодарскому краю о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявления указано, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> отменено решение Ленинского районного суда <...> от <...>. Указанным определением на министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края возложена обязанность предоставить < Ф.И.О. >5 жилое помещение в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормой предоставления жилого помещения, установленной Федеральным законом от <...><...>- ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от <...> с министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края подлежит взысканию исполнительский сбор в связи с неисполнением в добровольном порядке исполнительного документа. Считает вынесенное постановление подлежащим отмене и просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя от <...> о взыскании исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель заявителя < Ф.И.О. >6, действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении заявленного требования.
Решением Первомайского районного суда <...> от <...> удовлетворены требования Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО <...> УФССП России по Краснодарскому краю о взыскании исполнительского сбора.
Отменено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <...> УФСПП России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1 от <...> о взыскании исполнительского сбора с Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, судебный пристав-исполнитель ОСП по <...> УФСПП России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1 просит отменить решение Первомайского районного суда <...> от <...>, так как считает его незаконным и необоснованным, указывая на то, что оно вынесено с существенным нарушением норм права, приведшим к принятию неправильного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно постановлению от <...>, судебный пристав-исполнитель ОСП по <...> УФССП по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1, рассмотрев материалы исполнительного производства от <...><...>-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № ВС 059151121 от <...>, выданного Ленинским районным судом <...>, предмет исполнения: обязать департамент строительства Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >5 жилое помещение в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормой предоставления жилого помещения, установленной Федеральным законом от <...> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в отношении должника: Департамента строительства Краснодарского края, установил, что исполнительный документ должником (заявителем) в указанный срок установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Вместе с тем, <...> Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края направило в адрес судебного пристава - исполнителя ОСП по ЦО <...> УФССП России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1 информацию за <...>, в котором указало, что жилое помещение < Ф.И.О. >5будет предоставлено, но только после получения субвенций и проведения конкурсных процедур, предусмотренных действующим законодательством. Учитывая отсутствие в федеральном бюджете денежных средств для незамедлительного приобретения жилых помещений отдельным категориям граждан, исполнения судебного акта возможно не ранее 4-го квартала 2015 года.
Принимая решения по существу, суд учел, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями, в том числе путем предоставление жилого помещения в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, за счет средств федерального бюджета определен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 сентября 2011 года № 1032.
В соответствии с указанным порядком обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций, краевому бюджету на осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению граждан жилыми помещениями.
Таким образом, приобретение жилых помещения для отдельных категорий граждан возможно только после получения субъектом Российской Федерации субвенций.
Распорядителем средств, выделяемых из федерального бюджета краевому бюджету на осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), приравненных к ним лиц, и членов их семей за счет средств федерального бюджета в форме предоставления жилых помещений в собственность бесплатно, является орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный осуществлять региональную политику в области строительства - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
В соответствии с законодательством министерство осуществляет государственную услугу по предоставлению гражданам жилых помещений в собственность бесплатно.
Жилые помещения на территории Краснодарского края министерство приобретает на рынке недвижимости путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от <...> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Уполномоченным органом по размещению заказов на приобретение жилых помещений является департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края, который устанавливает сроки проведения аукциона в электронной форме. В соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами время от подачи заявки до передачи жилого помещения гражданину в собственность бесплатно, может составлять от 2-х месяцев и более.
Так, в соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края получит возможность исполнить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> об обязании министерства предоставить < Ф.И.О. >5 жилое помещение в собственность бесплатно на территории Краснодарского края за счет средств федерального бюджета только после принятия изменений в Федеральный закон от <...><...>- ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» включающих в себя предоставление субвенций бюджету Краснодарского края на обеспечение жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, уволенных с военной службы (службы).
В силу ч.ч. 1-2, 6-7 ст. 112 Федерального закона от <...> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в частности, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном указанным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При этом пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О применении судами законодательства при рассмотрении вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъясняет, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд первой инстанции верно установил, что у министерства имеются объективные причины невозможности исполнения судебного акта в срок, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, а также предприняты все предусмотренные законом меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания исполнительского сбора с Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО <...>< Ф.И.О. >1, в связи с тем, что у судебного пристава-исполнителя не было оснований для взыскания исполнительского сбора с органа исполнительной власти Краснодарского края.
Доводы апелляционной жалобы судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО <...>< Ф.И.О. >1 не содержат оснований для отмены обжалуемого решения и основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку обстоятельств дела.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 307–311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 22 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО г. Краснодара Дорошенко < Ф.И.О. >9 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>