ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22509/18 от 19.11.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №33-22509/2018

г. Уфа 19 ноября 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Осетровой З.Х.,

судей Нурисламова Ф.Т., Мугиновой Р.Х.,

при секретаре Рахматуллине И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Транс-Лайн» на решение Стерлитамакского городского суда РБ от 10 сентября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Стерлитамак РБ обратился в суд с иском к ООО «Транс-Лайн», ИП ФИО2, Администрации ГО г. Стерлитамак РБ просил признать деятельность ООО «Транс-Лайн», ИП ФИО2 по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО г. Стерлитамак незаконной, запретить ИП ФИО2, ООО «Транс-Лайн» осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО г. Стерлитамак без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории ГО г. Стерлитамак, выдаваемого органом местного самоуправления и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО г. Стерлитамак, с использованием собственных транспортных средств, а также транспортных средств используемых на законном основании, признании недостаточными мер, принимаемых Администрацией ГО г. Стерлитамак, по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию обслуживания населения в границах ГО г. Стерлитамак.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой г.Стерлитамак РБ установлены факты осуществления ИП ФИО2, ООО «Транс-лайн» регулярных пассажирских перевозок на территории г.Стерлитамака без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом. ИП ФИО2 и ООО «Транс-лайн» не имеют заключенных с администрацией ГО г. Стерлитамак договоров на право осуществления пассажирских перевозок на территории городского округа.. Само по себе наличие лицензии на право осуществления регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении не дает право ИП ФИО2 и ООО «Транс-лайн» осуществлять перевозки пассажиров и багажа по соответствующим маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам без участия в конкурсе и без получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории ГО г. Стерлитамак. Между тем установлено, что вопреки требованиям закона ИП ФИО2 и ООО «Транс-лайн» оказывают услуги неопределенному кругу лиц без соблюдения требований законодательства, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, так как данная деятельность связана с использованием объектов повышенной безопасности. Отсутствие соответствующего свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и маршрутной карты является нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения. В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Гражданским законодательством запрещено в любое время заниматься предпринимательской деятельностью с нарушением нормативных правовых актов, установленных для данного вида деятельности. В силу ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом.

Решением Стерлитамакского городского суда РБ от 10 сентября 2018 года исковые требования прокурора г. Стерлитамак РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично и постановлено: признать деятельность ИП ФИО2, ООО «Транс-Лайн» по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО г. Стерлитамак незаконной.

Запретить ИП ФИО2, ООО «Транс-Лайн» осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО г. Стерлитамак без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории ГО г. Стерлитамак, выдаваемого органом местного самоуправления и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО г. Стерлитамак, с использованием собственных транспортных средств, а также транспортных средств используемых на законном основании.

Исковые требования прокурора г. Стерлитамак РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО г. Стерлитамак, оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ООО «Транс-Лайн» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает на то, что ответчик соблюдает предусмотренные Российским законодательством требования, а именно имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров. В материалах дела отсутствует информация о допущенных ООО «Транс-Лайн» лицензионных требований.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО6, представляющего интересы ООО «Транс-Лайн», ИП ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, а также выслушав представителя истца -прокурора Сафина А.Р., представителя Администрации ГО г. СтерлитамакФИО1, полагавших решения суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

На основании п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Судом первой инстанции установлено, что индивидуальному предпринимателю ФИО2 и ООО «Транс-Лайн» выданы лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

В силу ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.

Из материалов дела следует, что решением Совета ГО г.Стерлитамак № 3-4/40з (с последующими изменениями) «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» утверждены:

- Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан (приложение №1);

- Положение о создании, размещении и использовании объектов транспортной инфраструктуры на территории ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан (приложение № 2);

- Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (Приложение №3);

- Положение о проведении открытого конкурса о праве на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (приложение 4).

Согласно п. 1.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории ГО г. Стерлитамак, утвержденного решением Совета ГО г. Стерлитамак № 3-4/40з. Положение разработано в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, повышения ответственности владельцев транспортных средств и уровня безопасности пассажирских перевозок, укрепления транспортной дисциплины, повышения культуры обслуживания населения на транспорте общего пользования, а также обеспечения организационных полномочий органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения.

В соответствии с п. 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории ГО г. Стерлитамак, утвержденного решением Совета ГО г. Стерлитамак № 3-4/40з, перевозчик обязан выполнять перевозки пассажиров в соответствии с заключенным с администрацией городского округа муниципальным контрактом или свидетельством об осуществлении перевозок.

В соответствии с п. 9.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории ГО г. Стерлитамак, утвержденного решением Совета ГО г. Стерлитамак № 3-4/40з, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных требований закона и нормативных актов, лица, занимающиеся организацией и перевозкой пассажиров автотранспортом в ГО г. Стерлитамак РБ, обязаны их выполнять.

Порядок обязателен для выполнения всеми юридическими лицами, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории ГО г. Стерлитамак РБ.

Организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом предусматривает для администрации ГО г. Стерлитамак РБ разработку рациональных маршрутов схем, предусматривающих открытие новых и изменение существующих маршрутов, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах, на одном маршруте перевозками занимается перевозчик, победивший в конкурсе.

Лица, занимающиеся организацией и перевозкой пассажиров автотранспортом в ГО г. Стерлитамак РБ, должны знать и строго выполнять, в том числе, решение Совета городского округа г. Стерлитамак № 3-4/40з (с последующими изменениями) «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан».

Автобусный маршрут общего пользования представляет собой установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами.

Организация автобусных маршрутов общего пользования осуществляется администрацией ГО г. Стерлитамак РБ.

В соответствии с п.3.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории ГО г. Стерлитамак, утвержденного решением Совета ГО г. Стерлитамак № 3-4/40з, Совет ГО г. Стерлитамак РБ:

- определяет порядок организации пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;

- устанавливает порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;

- утверждает положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;

- устанавливает порядок предоставления подрядчику субсидий;

- устанавливает требования к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

- утверждает положение о проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок;

- устанавливает шкалу для оценки критериев;

- утверждает порядок установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- утверждает положение о создании, размещении и использованию объектов транспортной инфраструктуры.

Администрация ГО г. Стерлитамак РБ:

- разрабатывает и вносит на рассмотрение Совета проекты нормативных правовых актов ГО г. Стерлитамак РБ в области организации транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом;

- утверждает документ планирования регулярных перевозок;

- в установленном Советом порядке принимает решения об установлении, изменении или отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- ведет реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- проводит открытые конкурсы на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок;

- осуществляет выдачу и переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также карт соответствующих маршрутов;

- прекращает действие свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок;

- обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок;

- определяет необходимый объем регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;

- заключает муниципальные контракты на выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;

- осуществляет контроль за выполнением муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту;

- принимает и проверяет отчеты;

- утверждает паспорта муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- осуществляет координацию работы перевозчиков на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;

- согласовывает время начала и окончания работы пассажирского транспорта на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;

- обеспечивает комфортные условия для ожидания пассажирского транспорта, посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах;

- утверждает места расположения остановочных пунктов;

- обеспечивает иные полномочия

Безопасность дорожного движения и пассажиров при осуществлении перевозок автобусами (микроавтобусами) на маршрутах городского поселения является одним из основных условий при организации пассажирских перевозок.

Право работы автобусов на маршруте подтверждается наличием лицензионной карточки, путевого листа, расписания движения, выданного оператором, за которым закреплен маршрут, и договором между перевозчиком и администрацией ГО г. Стерлитамак РБ.

Данная процедура проводится в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках; обеспечения высокой культуры и качества обслуживания пассажиров; соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей; соблюдения санитарно-гигиенических и экологических требований.

Кроме того, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения - это комплекс организационно - правовых, организационно - технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно ч. 1 ст. 20 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия но организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.

Пунктом 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, предусмотрено, что субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: 1) обеспечить каждого водителя следующими документами: путевым листом, расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков; 2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Исходя из изложенного, обязанность согласовывать маршруты со схемой движения и графиком движения законодателем возложена именно на лицо, осуществляющее деятельность по перевозке пассажиров, а не на разработчика маршрута.

Привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах.

Обслуживание населения на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах включает, в частности, отбор перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами, и осуществление контроля за работой перевозчиков по соблюдению ими установленных норм и правил. Перевозчики допускаются к выполнению регулярных перевозок после заключения договоров с уполномоченным органом. Таким образом, осуществление перевозок пассажиров осуществляется лишь на основании заключенного договора и по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков.

Кроме того, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий, лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.

Следовательно, отсутствие соответствующего договора является нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок, специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

Гражданским законодательством запрещено в любое время заниматься предпринимательской деятельностью с нарушением нормативных актов, установленных для данного вида деятельности.

Статья 10 ГК РФ устанавливает пределы осуществления гражданских прав. Так, пунктом 1 статья 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление положением на рынке.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ст. 19 Устава автомобильного транспорта). В соответствии с разделом II Правил регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (глава 4 Устава автомобильного транспорта). Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

Таким образом, отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются: наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что между ИП ФИО2, ООО «Транс-Лайн» и администрацией ГО г. Стерлитамак на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) договора не заключены, отсутствуют маршрутные карты, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из того, что осуществление ИП ФИО2 и ООО «Транс-Лайн» регулярных пассажирских перевозок является незаконным.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования прокурора к ИП ФИО2 и ООО «Транс-Лайн» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на то, что ответчики оказывают услуги по перевозке пассажиров с нарушением требований законодательства, в частности в отсутствие договора, заключенного по итогам конкурса на право выполнения регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, и создают потенциальную опасность причинения в будущем вреда для неопределенного круга лиц.

Доказательств обратного ответчиками не представлено.

В апелляционной жалобе ответчики ссылаются на наличие у ООО «Транс-Лайн» лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что, по их мнению, дает ему право осуществлять перевозки пассажиров по спорному маршруту без участия в конкурсе и заключения в последующем соответствующего договора.

Суд апелляционной инстанции находит данный довод апелляционной жалобы необоснованным, поскольку наличие лицензии не дает ответчику права осуществлять потенциально опасную для неопределенного круга лиц деятельность и перевозить пассажиров автомобильным транспортом на регулярных межмуниципальных маршрутах на территории субъекта без заключения соответствующего договора в установленном порядке. Кроме того, наличие у ООО «Транс-Лайн» лицензии не означает само по себе право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу абз. 3 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что деятельность ответчиков по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок является незаконной и создает опасность причинения вреда в будущем, что в силу ст. 1065 ГК РФ является основанием для запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда РБ от 10 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Транс-Лайн» – без удовлетворения.

Председательствующий: З.Х. Осетрова

Судьи: Ф.Т. Нурисламов

Р.Х. Мугинова