ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2251/2013 от 01.07.2013 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Евлогиева Т.Н. Апелляц. дело 33-2251/2013

Судья Шмелева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 июля 2013 года                                                                               г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Блиновой М.А., Спиридонова А.Е., при секретаре Юркиной Е.П., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Алатырь Чувашской Республики о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Алатырского районного суда от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о признании его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма - отказать.

Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения истца ФИО1, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Алатырь о возложении обязанности предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма.

Исковые требования мотивировал тем, что 10 декабря 2012 года он обратился в администрацию г. Алатырь с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения или жилого помещения по договору социального найма. 11 января 2013 году ему было письменно сообщено, что в связи с предоставлением ему безвозмездной субсидии на приобретение жилья он на основании постановления Правительства РФ от 03.08 1996 г. №937 снят с учета по улучшению жилищных условий, в связи с чем в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не значится. Между тем он является ветераном боевых действий, и в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения при условии, что он нуждается в постоянном жилье и встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с апреля 2002 года, и до получения указанного письма администрации был уверен, что и по сей день состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как до сих пор жильем по норме не обеспечен.

26 марта 2013 года истец свои требования уточнил и просил признать его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и возложить обязанность на администрацию города Алатырь предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и пояснил, что действительно в 2003 году по безвозмездной субсидии он получил в собственность (по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности) на состав семьи из 4-х человек: его, жены, сына и его матери, <данные изъяты> квартиру по адресу: <адрес> на общих основаниях, а не как ветеран боевых действий. Площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., поэтому на каждого члена его семьи приходится <данные изъяты> кв.м., что менее нормы предоставления жилой площади. С 2003 года, т.е. после получения указанной квартиры, он сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий в администрацию г. Алатырь не представлял, поскольку считает, что это является его правом, а не обязанностью. 22 декабря 2010 года свою долю жилой площади в указанной квартире подарил своей жене ФИО2, с которой брак расторгнут. Решением суда место жительства несовершеннолетней дочери Е.С. определено с ним по его месту жительства. В настоящее время проживает с дочерью в <адрес>, где и зарегистрирован. Жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет, поэтому не утратил право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом «О ветеранах». Представитель ответчика - администрации города Алатырь ФИО3 исковые требования не признала, просила применить последствия пропуска истцом срока исковой давности, и суду пояснила, что 27 апреля 2002 года постановлением главы администрации г. Алатырь ФИО1 на состав семьи из 4 человек была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение квартиры площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (ныне <адрес>), которая 03 декабря 2003 года передана ФИО1, его жене ФИО2, его матери Л.В., сыну Е.С. в собственность по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности каждому, как участвовавшим в строительстве социального жилья, получившим безвозмездную субсидию в сумме <данные изъяты> рублей и оплатившим полностью разницу между величиной предоставляемой субсидии и стоимостью квартиры в сумме <данные изъяты> руб., и с учетом передачи ранее занимаемой <адрес> органу местного самоуправления. С момента получения истцом в собственность указанной квартиры, он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с 2004 года ни разу не обращался с соответствующими документами о перерегистрации, не представлял никаких документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий, и как ветерана боевых действий, поэтому в список очередников, как ветеран боевых действий, на учет не вставал. Исковые требования о признании за ним права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма также просила оставить без удовлетворения и по тому основанию, что надлежащим ответчиком по данному требованию является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Третьи лица - ФИО2, представитель органа опеки и попечительства администрации г. Алатырь ФИО4, представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, представитель КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцом ФИО1 на предмет отмены по мотивам его незаконности и необоснованности.

В суд апелляционной инстанции представитель администрации г.Алатырь, а также третьи лица - ФИО2, представитель органа опеки и попечительства администрации г. Алатырь, представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, представитель КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьих лиц, поскольку судебные извещения направлены им заблаговременно по всем известным суду почтовым адресам, указанным сторонами в своих заявлениях, отзывах на исковое заявление. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена и на сайте Верховного Суда Чувашской Республики.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО1, проживающий в <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с составом семьи из 3 человек на основании постановления №193 главы администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 29 марта 2000 года был признан нуждающимся в жилом помещении и был включен в общий список очередности на улучшение жилищных условий.

На основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики №6 от 31 января 2000 года «О строительстве социального жилья в 2000 году», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики №12 от 26 января 2001г. « О строительстве социального жилья в 2001 году» и постановления №374 главы администрации г. Алатырь ЧР от 27 апреля 2002 года ФИО1 на состав семьи из 4 человек: его самого, его жену ФИО2, сына Е.С., и его мать Л.В. была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья, как нуждающимся в улучшении жилищный условий.

Согласно постановления главы администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 03 декабря 2003 года №1117 ФИО1, ФИО5 передана в собственность <данные изъяты> квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности, как лицам, участвовавшим в строительстве социального жилья, согласно постановлению главы администрации г. Алатырь от 27 апреля 2002 года №374, получившим безвозмездную субсидию в сумме <данные изъяты> рублей и оплатившим полностью разницу между величиной предоставляемой субсидии и стоимостью квартиры в сумме <данные изъяты> рублей, с учетом мены ранее занимаемой квартиры в счет доли в строительстве <данные изъяты> квартиры.

22 декабря 2010 года истец ФИО1 по договору дарения передал безвозмездно своей жене Л.В. принадлежащую ему <данные изъяты> долю в праве собственности на указанную квартиру.

Судом также установлено, что 4 декабря 2012 года ФИО1 снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства и стал проживать со своей дочерью в <адрес>.

10 декабря 2012 года ФИО1 обратился в администрацию г. Алатырь с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений или жилого помещения по договору социального найма, как ветерану боевых действий.

11 января 2013 года на его обращение администрация города Алатыря сообщила, что он в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не значится.

Постанавливая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 При этом суд исходил из того обстоятельства, что ФИО1 с членами своей семьи при приобретении на выделенную субсидию и личные денежные средства жилого помещения в виде <данные изъяты> квартиры общей жилой площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м. был обеспечен жилой площадью в соответствии с нормами предоставления жилой площади, установленными на тот период времени в 8 кв.м.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, исходя из следующего.

Статьей 40 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, было предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

На момент предоставления истцу жилого помещения (декабрь 2003 года) действовали Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №335 от 31 июля 1984 года. Кроме того, на территории Чувашской Республики действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года №142.

Согласно пункту 40 «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №335 от 31 июля 1984 года, жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

В Чувашской Республике норма предоставления жилой площади была установлена в пункте 37 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года №142, согласно которым жилое помещение предоставляется гражданам в пределах от 9 до 12 кв. метров жилой площади на одного человека, кроме случаев предоставления однокомнатной квартиры одиноким гражданам, а также улучшения жилищных условий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь.

Из изложенного следует, что положениями жилищного законодательства были определены нормы предоставления жилых помещений исходя из величины нормы жилой, а не общей жилой площади, как неправильно посчитал суд.

Пунктом 49 Правил было определено, что в  случае улучшения жилищных условий очередников путем предоставления безвозмездных субсидий, очереднику и членам семьи приобретаемое жилое помещение оформляется в собственность в установленном порядке.

Кроме того, на тот период времени действовало «Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», утвержденное постановлением Правительства РФ № 937 от 3 августа 1996 года, согласно пункту 6 которого субсидия предоставляется на строительство жилья или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома, соответствующих типовым потребительским качествам в данном регионе, по социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Пунктом 7 Положения было предусмотрено, что для граждан, имеющим право на получение субсидии от органа местного самоуправления субсидии предоставляются в размере от 5 до 70 процентов средней рыночной стоимости (на момент выдачи свидетельства) строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.

ФИО1 на семью из 4 человек жилое помещение было предоставлено жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, вывод суда о том, что истец был обеспечен жилой площадью по установленным нормам предоставления жилой площади, является не верным, и доводы апелляционной жалобы ФИО1 в указанной части являются обоснованными. Однако, судебная коллегия находит правильным окончательный вывод суда об отказе в удовлетворении требований ФИО1 и его жалобу в указанной части не влекущей отмену решения суда по следующим основаниям.

Постановлением администрации г.Алатырь №3 от 8 января 2004 года постановлено исключить из списка очередников на улучшение жилищных условий ряда граждан (л.д.31).

Постановлением администрации г.Алатырь № 127 от 11 февраля 2013 года в указанное выше постановление внесены изменения согласно которым постановлено исключить из списка очередников ФИО1 (л.д.33).

Указанные постановления ФИО1 не обжалованы, незаконными не признаны и не отменены. В связи с чем требования о восстановлении ФИО1 в указанном списке не может быть удовлетворено.

Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со ст.39 ГПК РФ право определять предмет и основания иска принадлежит только истцу.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

Судом спор разрешен исходя из заявленных ФИО1 требований.

Кроме того, пунктом 9 «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» было предусмотрено, что граждане, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета по улучшению жилищных условий.

Указанные требования о восстановлении в очереди на получение жилого помещения также не подлежат удовлетворению и по следующим основаниям.

ФИО1 просит восстановить его в списке на получение жилья и возложить на администрацию г.Алатырь предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения по договору социального найма, исходя из положений ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

Между тем, из материалов дела следует, что ФИО1 с 2003 года в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий не обращался, и необходимые документы для постановки в указанный список не представлял.

В соответствии со ст. 28 федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии со ст. 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» для принятия на учет в соответствующий список кроме заявления о принятии на учет граждане представляют указанные в данной статье документы, в том числе и документы, подтверждающие отнесение их к иным категориям граждан.

Статьей 33 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года также было предусмотрено, что граждане, имеющие право на льготное предоставление жилого помещения (первоочередное и внеочередное) включаются в отдельные списки.

Из изложенного следует, что для принятия гражданина на учет на получение жилого помещения в соответствующую категорию на льготное получение жилого помещения гражданин должен подать в орган местного самоуправления заявление и представить документ, подтверждающий его право на льготы и компенсации. Согласно ст.28 Закона «О ветеранах», на положениях которого истец основывает свои исковые требования, реализация мер социальной поддержки, предусмотренной данным законом, осуществляется при предъявлении удостоверения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу было выдано удостоверение о праве на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" только 01 октября 2004 г.

Из материалов дела следует, что при постановке на учет нуждающихся в жилье (март 2000 года) истец такого удостоверения не имел, после получения субсидии на приобретение жилья (2003 год) в орган местного самоуправления соответствующие документы не представлял, в том числе и копию удостоверения. Соответственно, на учете на получение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» не состоял, в сводном списке граждан названной категории также не состоит.

Между тем статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения названной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 11.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» определено, что жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам названной категории предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В связи с чем, в соответствии с положениями действующего законодательства выплата единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья гражданам данной категории, не состоящим на учете в органе местного самоуправления, не состоящим на учете в сводном – Едином списке граждан названной категории, формируемым органом государственной власти субъекта, и в обход очередности, в которой они поставлены на учет, не допускается.

В связи с чем отказ судом в удовлетворении требований истца является правильным.

Единственный довод апелляционной жалобы сводится к тому, что жилым помещением по норме предоставления жилой площади истец не был обеспечен. Однако указанный довод не влечет удовлетворения его исковых требований и отмену решения суда об отказе в иске по указанным в настоящем определении основаниям.

При этом апелляционная жалоба ФИО1 доводов о несогласии с решением суда в остальной части не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Алатырского районного Чувашской Республики от 11 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: