ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22526/2021 от 26.07.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Лебедев Д.И. Дело № 33-22526/2021

Уникальный идентификатор дела

50RS0001-01-2021-001418-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Протасова Д.В.,

судей Бобкова Д.В., Гирсовой Н.В.,

при помощнике судьи Тереховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июля 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 апреля 2021 года по делу по иску Т.В.А. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение льгот,

заслушав доклад судьи Гирсовой Н.В.,

УСТАНОВИЛА:

Т.В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения по городскому округу Балашиха о признании отказа Балашихинского управления социальной защиты населения Московской области в предоставлении ему и членам его семьи компенсации расходов на оплату жилого помещения незаконным, обязании Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области назначить ему и членам его семьи компенсацию по расходам на оплату жилого помещения по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, комплекс общежитий «Витязь», общежитие №13 корпус Л, жилой блок №113, как ветерану боевых действий, с 23 июля 2018 года.

Требования мотивировал тем, что он является ветераном боевых действий, проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части, а фактически проживает в служебном жилом помещении. 24.01.2021 обратился в Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития Московской области по вопросу предоставления ему компенсации расходов, предусмотренной статьей 16 Федерального закона «О ветеранах», на оплату служебного жилого помещения по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, комплекс общежитий «Витязь», общежитие №13 корпус Л, жилой блок №113. Согласно ответа Балашихинского управления социальной защиты населения Московской области от 26.01.2021 №20.22 исх. – 388/04 ему отказано в предоставлении такой компенсации. Основанием отказа послужило то, что Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года №1082/46, предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания гражданина не предусмотрено (л.д. 3-6).

Определением Балашихинского городского суда от 11.03.2021 с согласия истца в порядке ч. 1 с. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущена замена ненадлежащего ответчика Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха надлежащим ответчиком - Министерство социального развития Московской области (л.д. 26).

В заседании суда первой инстанции Т.В.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика А.Т.И. в суде первой инстанции против иска возражала по доводам письменного отзыва на иск, приобщенного к материалам дела.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 26.04.2021 исковые требования Т.В.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по категории «Ветеран боевых действий» по месту фактического проживания, выраженное в письменном уведомлении от 26 января 2021 года № 20.22исх-388/04.

За Т.В.А. признано право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» по месту проживания по адресу: <данные изъяты>.

На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность предоставить Т.В.А. меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, с 01 января 2021 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований: в части требований о предоставлении меры социальной поддержки с 23 июля 2018 года отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой последний полагает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда по доводам жалобы отменить, принять по делу новое решение в удовлетворении исковых требований отказать.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте https://www.mosoblsud.ru/ Московского областного суда в сети «Интернет». Вместе с тем, в судебное заседание 26.05.2021 стороны не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

С учетом положений ч.2.1 ст.113 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия с учетом положений ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.

Так, из ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) следует, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).

Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что Т.В.А. проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <данные изъяты>, при этом, фактически проживает в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, которое предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании договора пользования служебным жилым помещением №_180 от 23.07.2018. Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется.

Т.В.А. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии ВВ № 079461.

При этом, в органах социальной защиты населения по месту регистрации указанные меры социальной поддержки не получает.

24.01.2021 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, в чем ему было отказано согласно письменного уведомления от 26.01.2021 №20.22исх-388-04, со ссылкой на регистрацию по другому адресу (л.д. 8-9).

Разрешая возникший спор, оценивая представленные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Балашихинский городской суд Московской области пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части признания за истцом права на меры социальной поддержки по месту проживания и обязании ответчика предоставить указанные меры, при этом исходил из того, что регистрация истца по адресу: <данные изъяты> обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, в силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 и не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, оснований для отказа ответчиком в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки не имелось, а отказ ответчика в предоставлении данной меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона, поскольку место фактического жительства истца находится в Московской области.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установил несколько категорий ветеранов, в том числе категорию «ветераны боевых действий», и определил критерии отнесения граждан к названной категории (статья 1, статья 3).

Статьей 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.

Как следует из положений п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

Из положений ст.ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ следует, что ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для предоставления Т.В.А. мер социальной поддержки, предусмотренной положениями п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Кроме того, вопреки доводам автора жалобы, материалами дела подтверждается отсутствие получения истцом мер социальной поддержки в г. Москва, и фактическое проживание вместе с семьей на территории Московской области, в частности: справкой из Центра государственных услуг «Мои документы» о том, что мер социальной поддержки в г. Москве не получает (л.д.10); договором пользования служебным помещением от 23.06.2018 №180 (л.д.11-12); ответом из УСЗН ЮВАО г. Москвы из которого, следует, что меры социальной поддержки Т.В.А. не назначались и не выплачивались (л.д.40).

Более того, помещение, в котором зарегистрирован истец по месту жительства, не является жилым помещением, а является местом дислокации Главного командования внутренних войск МВД России, где истец проходит службу.

Однако, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части признания незаконным решения начальника Балашихнского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №20.22 исх-388/04 от 26.01.2021 об отказе Т.В.А. в предоставлении мер социальной поддержки установленных подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>.

Так, Министерство социального развития Московской области, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, прямо предусмотренные Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории Московской области семьи заявителя.

Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только суду.

Статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны следующие понятия:

регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

Из документов, которые приложил к заявлению истец, обращаясь к ответчику, следует, что он не представил сведения о месте своего жительства на территории Московской области.

Таким образом, поскольку на дату подачи заявления истец в нарушение вышеуказанного Порядка не представлен документ, подтверждающий место его жительства на территории Московской области, то ответчиком было принято обоснованное решение об отказе в предоставлении испрашиваемой льготы.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным решения Балашихнского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №20.22 исх-388/04 от 26.01.2021 следует отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказать.

Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все члены семьи истца фактически проживают в г. Балашиха Московской области, то судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 марта 2021 года в части признания незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 26.01.2021 № 20.22 исх-388/04 - отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований Т.В.А. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения от от 26.01.2021 № 20.22 исх-388/04 - отказать

В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 апреля 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития московской области – удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: