Судья Нистратова Т.М. Дело № 33-22572/2021 Уникальный идентификатор дела 50RS0045-01-2021-003571-90 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Московского областного суда Рыбкин М.И., при секретаре Болоновой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июля 2021 г. частную жалобу Рыбакова А. В. на определение Солнечногорского городского суда Московской области от 22 июня 2021 г. о возвращении искового заявления, УСТАНОВИЛ: Рыбаков А.В. обратился в суд с иском к Правительству Московской области о возмещении убытков, компенсации морального вреда в связи с незаконным приостановлением предоставления мер социальной поддержки по социальной карте жителя Московской области, как ветерану боевых действий. Заинтересованным (третьим) лицом истец указал Солнечногорское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области. Определением судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 22 июня 2021 г. исковое заявление Рыбакова А.В. возвращено, как неподсудное данному суду. В частной жалобе Рыбаков А.В. просит определение отменить, как незаконное и необоснованное. Частная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 3 и частью 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, единолично судьей, без вызова участвующих в деле лиц. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения (определения) суда являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, нахожу обжалуемое определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к организации предъявляется в суд по адресу организации. Согласно пункту 2 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду общей юрисдикции или подсудно арбитражному суду. Возвращая исковое заявление Рыбакова А.В., судья исходила из того, что дело неподсудно Солнечногорскому городскому суду Московской области, поскольку адресом ответчика является бульвар строителей, д. 1, г. Красногорск, Московская область. С данным выводом судьи согласиться нельзя. Согласно части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). В силу части 2 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по адресу ее филиала или представительства. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона Московской области «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией. Правительство Московской области осуществляет на всей территории Московской области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области. Согласно статье 14 Закона Московской области «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области: 1) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы в Московской области; 2) принимает меры по развитию государственной системы социальных служб в Московской области; 3) устанавливает порядок и условия предоставления государственной социальной помощи в Московской области; 4) утверждает порядки предоставления средств бюджета Московской области по обеспечению социальной поддержки лиц, определенных законами Московской области; 4.1) определяет порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; 4.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни; 6.1) утверждает Московскую областную программу по обеспечению населения лекарственными препаратами; 7.1) организует осуществление контроля за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений, находящихся в ведении Московской области, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 8.1) обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах; 8.3) обеспечивает организацию осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 9) оказывает содействие по вопросам поддержки, укрепления, защиты семьи, по сохранению традиционных семейных ценностей и содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, а также принимает меры по реализации молодежной политики; 9.1) принимает меры по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству; 10) обеспечивает государственные гарантии реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области на реализацию основных общеобразовательных программ, установленными законами Московской области; 10.1) организует финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 10 настоящей статьи; 11) обеспечивает организацию предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Московской области; 12) принимает меры по организации предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, а также высшего и дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Московской области; 12.1) устанавливает квоту приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области и утверждает порядок и сроки ее установления; 12.2) устанавливает порядок выплаты штрафа в случае неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение, или гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств бюджета Московской области. 13) является участником Московского областного трехстороннего соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне Московской области; 13.1) организует работу по определению потребности Московской области в привлечении иностранных работников в порядке, установленном федеральным законодательством; оценивает эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие Московской области; 13.2) принимает меры по осуществлению мероприятий в области охраны труда, предусмотренные трудовым законодательством; 13.3) заключает от имени Московской области с федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции соглашение о взаимодействии, предусмотренное частью 9 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; 13.4) определяет уполномоченную на территории Московской области организацию, участвующую в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляющую прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывающую содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13.5) устанавливает порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Московской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций Московской области, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, не относящихся к образовательным организациям, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений; 13.6) утверждает примерное положение об оплате труда работников Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области; 13.7) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; 14) осуществляет в сфере образования, охраны здоровья граждан, социальной защиты и труда иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Постановлением Правительства Московской области от 4 августа 2015 г. № 642/29 утверждено Положение о Министерстве социального развития Московской области (далее – Положение). Согласно пункту 1 Положения Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области). Согласно пункту 12 Положения Министерство создано для реализации государственной политики Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения на территории Московской области. В силу пункта 13 Положения основными задачами Министерства являются: обеспечение оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан и социального обслуживания населения (далее - социальное обслуживание) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; повышение качества и уровня жизни социально незащищенных слоев населения; нормализация и улучшение демографической ситуации; обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам и детям; укрепление системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних; обеспечение на территории Московской области государственных гарантий в сферах труда, охраны труда и занятости населения; предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения; совершенствование систем оплаты труда работников государственных учреждений Московской области в целях повышения результативности деятельности указанных учреждений, расширения объема и повышения качества предоставления государственных услуг; реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области; создание условий для развития и эффективного использования трудовых ресурсов; развитие социального партнерства в сфере труда; содействие добровольному переселению в Московскую область соотечественников, проживающих за рубежом; создание условий для эффективного функционирования организаций, находящихся в ведомственном подчинении Министерства, и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, ведомственная принадлежность акций (долей) которых установлена Министерству; реализация на территории Московской области основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья. Министерство возглавляет заместитель Председателя Правительства Московской области - министр социального развития Московской области, назначаемый на должность Губернатором Московской области по согласованию с Московской областной Думой и освобождаемый от должности Губернатором Московской области (пункт 18 Положения). Из содержания приведенных правовых норм следует, что Министерство социального развития Московской области входит в структуру органов исполнительной власти Московской области, возглавляемую Правительством Московской области. Из содержания искового заявления следует, что Рыбаков А.В. обратился в суд с требованиями о возмещении убытков в размере стоимости мер социальной поддержки по льготному проезду за период приостановления предоставления таких льгот в режиме повышенной готовности предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области, компенсации морального вреда. Таким образом, требования Рыбакова А.В. основаны на нарушении его прав на получение мер социальной поддержки, что относится к непосредственной компетенции Министерства социального развития Московской области и к общей компетенции Правительства Московской области. Реализация полномочий Министерства социального развития Московской области осуществляется его территориальными органами, в данном случае – Солнечногорским управлением социальной защиты населения, которое истец указал в качестве заинтересованного (третьего) лица. Следовательно, исходя из аналогии закона, Рыбаков А.В. обратился в суд с иском по месту нахождения территориального органа, входящего в структуру исполнительной власти, возглавляемой ответчиком (часть 2 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем у суда не имелось оснований для возвращения искового заявления, как не относящегося к его территориальной подсудности. Вопрос о том, является ли заявленный истцом ответчик надлежащим, не подлежит рассмотрению на стадии принятия искового заявления, поскольку вопрос о замене ненадлежащего ответчика разрешается судом при подготовке дела к судебному разбирательству (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и истец вправе заявить о замене ненадлежащего ответчика до принятия решения суда по существу. При таких обстоятельствах возвращение искового заявления Рыбакова А.В., как не относящегося к территориальной подсудности Солнечногорского городского суда Московской области, является неправильным, в связи с чем обжалуемое определение подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, а исковой материал - направлению в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия. На основании изложенного и руководствуясь статьями 333-334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья ОПРЕДЕЛИЛ: определение Солнечногорского городского суда Московской области от 22 июня 2021 г. о возвращении искового заявления отменить, исковой материал возвратить в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия. Судья |