ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2258 от 14.03.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Запара М.А.

Дело № 33 – 2258

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Киселевой Н.В.

и судей Петуховой Е.В., Кузнецовой Г.Ю.

при секретаре Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 14 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе ООО «Бюро технической инжиниринга» Индустриального районного суда г. Перми от 6 ноября 2015 года, которым постановлено:

признать деятельность ООО «Бюро технического инжиниринга» по изготовлению технических паспортов на объекты индивидуального жилищного строительства незаконной.

Обязать ООО «Бюро технического инжиниринга» прекратить деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты индивидуального жилищного строительства.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., представителей ООО «Бюро технического инжиниринга» - ФИО1, ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Индустриального района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Бюро технического инжиниринга» о признании деятельности по изготовлению технических паспортов на объекты индивидуального жилищного строительства незаконной и возложении обязанности прекратить данную деятельность.

В обоснование исковых требований прокурор указал на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению директора филиала по Пермскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» К. по вопросу нарушения ответчиком законодательства о государственном учете жилого фонда Российской Федерации и технической инвентаризации жилого фонда Российской Федерации, в ходе которой доводы заявителя нашли свое подтверждение. Согласно действующего законодательства, только специализированные организации - БТИ имеют право проводить техническую инвентаризацию и технический учет объектов жилищного фонда, а также изготавливать соответствующую техническую документацию - технические паспорта на объекты жилищного фонда, составленную по данным технических инвентаризаций этих объектов по ставкам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в соответствии с п. 14 «Положения об учете жилищного фонда». Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вопреки действующего законодательства, ответчиком осуществляется деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты индивидуального строительства. Стоимость работ по технической инвентаризации ООО «Бюро технического инжиниринга», осуществляемых организацией, рассчитывается на основании «Единых расценок на выполнение работ по паспортизации и плановой инвентаризации объектов недвижимости (сборник)», утвержденных приказом губернатора Пермской области от 08.12.2000г. № 333.

В ходе проверки установлен факт того, что ООО «Бюро технического инжиниринга» подготовило технический паспорт от 03.06.2015г. на жилой дом, расположенный по адресу: ****, общей площадью 76,7 кв.м., в т.ч. жилой-30,3 кв.м, 2014года постройки.

Кроме того, установлено, что ООО ««Бюро технического инжиниринга» подготовило технический паспорт от 03.06.2015г. на домовладение, расположенное по адресу: ****.

Указанные технические паспорта по форме и содержанию соответствуют требованиям Приложения 12 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37.

В настоящее время, помимо технического учета объектов капитального строительства, ведется государственный кадастровый учет. Кадастровая деятельность регулируется федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» и осуществляется кадастровыми инженерами-лицами, имеющими квалификационный аттестат кадастрового инженера. Форма осуществления
кадастровой деятельности избирается непосредственно кадастровым инженером либо в форме индивидуального предпринимателя, либо в качестве работника юридического лица. Для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости по объектам капитального строительства, кадастровые инженеры подготавливают технические
планы объектов.

В связи с изложенным, технический план объекта необходим для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости и подготавливается кадастровым инженером; технический паспорт на объект жилого фонда содержит полное описание объектов жилого фонда, в том числе, характеристики объекта, его стоимость, сведения о
принадлежности, необходимые для осуществления государственного технического учета и составляется специализированной организацией- БТИ.

Из действий организации, не относящейся к системе БТИ, заключающихся в проведении технической инвентаризации объекта жилищного фонда и выдаче по результатам этой
инвентаризации технической документации, усматриваются признаки незаконной конкуренции.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции» вводит запрет на недобросовестную конкуренцию. Согласно подп. 1,3,4 п.1 ст. 14, п.2 ст. 14 Федерального закона о защите конкуренции, действиями ООО ««Бюро технического инжиниринга», ввиду недобросовестной конкуренции и изготовления некорректных документов, причиняется вред ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», как организации, уполномоченной на проведение государственного учета объектов жилищного фонда, так как объекты жилищного фонда, обследованные неуполномоченной организацией, не прошли государственный учет, в том числе, технический учет, официальный статистический и бухгалтерский учет, проведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, деятельность ответчика не соответствует целям и задачам, установленным законодательством о государственном учете жилого фонда Российской Федерации и технической инвентаризации жилого фонда Российской Федерации, и может повлечь негативные последствия в виде неучтенного или же некорректно учтенного жилого фонда.

Прокурор Индустриального района г. Перми в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям.

Представители ООО «Бюро технического инжиниринга» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.73-76) и дополнительных возражениях.

Третье лицо - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федерального БТИ» извещено о дате и времени рассмотрения дела; представитель в суд не явился; ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ООО «Бюро технической инжиниринга» (далее ООО «БТИ»).

Заявитель приводит довод о том, что суд при разрешении спора применил Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденную Приказом Минстроя РФ от 04.08.1998 г. № 37, которая была признана не применяющейся Определением Верховного Суда РФ от 02.07.2013 г. № АКПИ 13-409.

Применив при разрешении спора Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «Об утверждении Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ», суд не учел норму более значимого по степени юридической силы нормативного правового акта: п. 8 ст. 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствии с указанным федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку не противоречат указанному федеральному закону. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета применяются до 01.01.2013 года. Таким образом, с 01.01.2013 г. существует только один вид учета объектов недвижимости и технической инвентаризации объектов капитального строительства, который порождает юридические права, обязанности последствия – государственный кадастровый учет недвижимости.

Норма ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» изложена судом в старой, не действующей редакции. С 13.07.2015 г. указанная норма действует в иной редакции.

Далее заявитель приводит положения ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и указывает, что названный федеральный закон вступил в законную силу с 01.03.2008 г., а ч. 1 ст. 43 этого закона установила переходный период применения закона до 01.01.2013 г. В связи с чем, по мнению заявителя, в настоящее время не существует технического учета, а имеется только кадастровый учет объектов недвижимости. Документом, на основании которого органами Росреестра выдается свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, является кадастровый паспорт, выдаваемый, в свою очередь, на основании технического плана, который изготавливается только на основании разрешения на ввод в эксплуатацию и проектной документации. Технический паспорт не предоставляет никаких юридических прав его обладателю, не порождает правовых последствий. ООО «БТИ» не производит техническую инвентаризацию, не собирает правоустанавливающие документы на жилищный фонд. ООО «БТИ» является проектной организацией, осуществляющей, в том числе, кадастровую деятельность. Технический паспорт, изготавливаемый обществом, является единым комплексным документом, носящим информационный характер, он только описывает характеристики объекта недвижимости, но не является правоустанавливающим документом с 01.01.2013 г. Общество не занимается инвентаризацией и техническим учетом. Технический паспорт был подготовлен ООО «БТИ» для личных целей заказчика на основании натурного обследования объекта. Кроме того, объект недвижимости (в отношении которого готовился документ) прошел государственный кадастровый учет, т.е. в его отношении произведен государственный учет, в том числе, получено свидетельство о праве собственности, что является обязательным при обследовании.

Заявитель просит учесть правовую позицию Минэкономразвития РФ, изложенную в письме от 13.11.2013 г. № ОГ-Д23-15441, согласно которой в настоящее время не существует государственного технического учета.

Ответчик также указывает на новую редакцию ч. 8 ст. 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», действующую с 01.10.2013 г., из содержания которой следует, что если объект был введен в эксплуатацию и прошел технический учет до 01.10.2013 г., то подготовка его технического плана осуществляется на основании технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013 г. (технический план необходим, чтобы зарегистрировать права на объект, поскольку после 01.01.2013 г. сделать это получится только в том случае, если был осуществлен кадастровый учет объекта, который возможен только при наличии технического плана). В отношении новых объектов, вводимых в эксплуатацию после 01.01.2013 г., технический учет теперь не происходит, а технический план может быть изготовлен только на основании разрешения на ввод в эксплуатацию и проектной документации.

В дополнительной апелляционной жалобе заявитель приводит доводы, аналогичные изложенным выше, а также положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в редакции, действующей на 30.12.2015 г. Кроме того, заявляет о том, что паспортизация и технический учет жилищного фонда - это не идентичные понятия.

В деле имеются возражения прокуратуры Индустриального района г. Перми на поданную ответчиком апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.

В суде апелляционной инстанции прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда; представители ООО «Бюро технического инжиниринга» - ФИО1, ФИО2 настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой проверки по обращению директора филиала по Пермскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» было установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Бюро технического инжиниринга» на возмездной основе осуществляет деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты индивидуального строительства, а именно, изготовило технический паспорт от 03.06.2015 г. на жилой дом по адресу: ****, а также технический паспорт от 03.06.2015 г. на домовладение по названному адресу.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям) (ч. 5 ст. 19 ЖК РФ).

В настоящее время в связи с отменой Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» технический учет в отношении данных объектов производится по аналогии с техническим учетом объектов жилищного фонда.

Действующим документом в области технической инвентаризации является Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 1301 от 13.10.1997 г., в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 388, от 30.01.2013 № 67, установившее, что основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3 данного Положения, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляет техническую инвентаризацию жилищного фонда (пункт 7 Положения).

Проанализировав исследованные письменные доказательства, пояснения участвующих в деле лиц, дав им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, проводить работы по технической инвентаризации любых объектов капитального строительства вправе только государственные или муниципальные организации технической инвентаризации, обладающие специальной правоспособностью, и обеспечивающие по настоящее время ведение и хранение архива технической документации.

Поскольку общество с ограниченной ответственностью «Бюро технического инжиниринга» не относится к указанному виду организаций, суд первой инстанции правильно признал изготовление технических паспортов данным обществом незаконным и обязал ответчика прекратить указанный вид деятельности.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными требованиями законодательства, постановил решение соответствующее требованиям ст. 195 ГПК РФ, нарушений норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

Деятельность общества с ограниченной ответственностью «Бюро технического инжиниринга» по изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости не соответствует целям и задачам, установленным законодательством о государственном учете жилого фонда Российской Федерации и технической инвентаризации жилого фонда Российской Федерации, поэтому такая деятельность ответчика может повлечь негативные последствия в виде неучтенного или же некорректно учтенного жилого фонда.

Довод апелляционной жалобы о том, что с 01.01.2013 г. на территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в связи с чем технический паспорт объекта недвижимости утратил свое значение публичного документа, а действие Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1301 от 13.10.1997 г., прекращено, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права.

Основным требованием, предъявляемым заказчиком к лицам, осуществляющим выполнение работ по проведению технической инвентаризации, изготовление технического паспорта, технического плана и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, является наличие у кадастрового инженера действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера и соответствие его требованиям статей 32, 33 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Между тем, названный Федеральный закон № 221-ФЗ не регулирует порядок проведения технического учета и технической инвентаризации, поскольку пунктом 1 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В соответствии со статьей 37 Закона о кадастре результатом кадастровых работ является межевой план, технический план, акт обследования.

Технический план является результатом проведения кадастровых работ в целях постановки/внесения изменения объекта капитального строительства в государственный кадастр недвижимости.

Форма технического плана утверждена приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке».

Технический паспорт является результатом проведения технической инвентаризации для постановки объекта на технический учет, в целях осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, при проведении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, определения технических характеристик и состояния объекта, расчета аренды помещений, оформления наследства, выдела доли и т.п. Из указанного следует, что технический план и технический паспорт не являются тождественными либо взаимозаменяемыми документами.

Таким образом, ни организации иной организационно-правовой формы, кроме БТИ, выполняющие кадастровые работы, ни кадастровые инженеры, осуществляющие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на выполнение работ по технической инвентаризации не уполномочены.

Не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о том, что государственные либо общественные интересы не затрагиваются подготовкой технических паспортов предприятиями любых организационно-правовых форм.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9).

Учитывая, что техническую инвентаризацию и выдачу технических паспортов могут осуществлять только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, действия ответчика по изготовлению технических паспортов могут расцениваться как направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

С учетом указанного, иные доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Индустриального районного суда г. Перми от 6 ноября 2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Бюро технического инжиниринга» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: