ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-225/20 от 17.01.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Балашов Д.А. № 33-225/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Переплесниной Е.М.

судей Тимошкиной Т.Н., Савина А.И.

при ведении протокола помощником судьи Хямяляйнен О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 24 октября 2019 года по гражданскому делу № 2-1027/2019 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия о признании приказа незаконным.

Заслушав доклад судьи Тимошкиной Т.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском по тем основаниям, что (...) года на основании приказа № (...) от (...) года он был уволен со службы в органах уголовно-исполнительной системы. Выслуга лет по состоянию на (...) года составила (...). При этом в выслугу лет ответчиком не был включен период обучения в Карельском педагогическом университете с (...). С учетом изложенного, истец просил суд признать приказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия (далее - УФСИН России по РК) № (...) от (...) года в части расчета выслуги лет в льготном исчислении, а именно в части невключения в выслугу лет периода учебы с (...) по (...) незаконным, обязать УФСИН России по РК произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении и включить в выслугу лет в льготном исчислении период учебы за указанный период из расчета два месяца обучения за один месяц службы, учитывая, что время обучения засчитывается в выслугу лет в общей сложности не более 5 лет.

В последующем истец исковые требования уточнил, просил признать приказ УФСИН России по РК № (...) от (...) года в части расчета выслуги лет в льготном исчислении, а именно не включение в выслугу лет периода учебы с (...) года по (...) года незаконным; обязать УФСИН России по РК произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении и включить в выслугу лет в календарном и льготном исчислении период учебы с (...) года по (...) года, исключив из выслуги лет период учебы в Педагогическом училище № 1 с (...) год.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия произвести (...) перерасчет выслуги лет в календарном и льготном исчислении, исключив из выслуги лет период обучения в Петрозаводском педагогическом училище (...) года и включить период учебы в Карельском государственном педагогическом университете (...)

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, отказать истцу в заявленных исковых требованиях. Считает, что данное решение вынесено с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной службы в органах уголовно-исполнительной системы, предполагает включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов обучения только по очной форме обучения в высших и специальных учебных заведениях. Обращает внимание, что выслуга лет истца в льготном исчислении составляет 34 года, при этом максимальный срок выслуги лет, используемый для начисления пенсии, составляет 32 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Истец (...). выразил несогласие с жалобой, сообщив, что период заочного обучения частично совпадал с периодами работы по трудовому договору.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.

Судом установлено, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе с (...). Приказом УФСИН России по РК № (...)(...)ФИО1 в звании (...) уволен с (...) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Названным приказом истцу была установлена выслуга лет по состоянию на (...), в льготном исчислении - (...).

При этом в выслугу лет ответчик учел период учебы истца по очной форме обучения в Петрозаводском педагогическом училище (...), одновременно период учебы ФИО1(...). в Карельском государственном педагогическом университете с (...) года включен не был.

Вопросы расчета выслуги лет в уголовно-исполнительной системе регулируются положениями Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно ч. 1 ст. 38 названного ФЗ стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 38 вышеуказанного ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается, в том числе время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования об исключении из выслуги лет периода обучения по очной форме с (...) года по (...) года и о включении в выслугу лет периода обучения по заочной форме с (...) года по (...) года, суд исходил из того, что Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» вступил в силу с 01 августа 2018 года, когда право на пенсию по выслуге лет у (...). уже имелось. Ранее действующее правовое регулирование, по мнению суда, позволяло учитывать в выслугу лет периоды обучения по заочной форме обучения.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться, полагая, что доводы апелляционной жалобы представителя ответчика заслуживают внимания.

Действительно, правоотношения, связанные со службой ФИО1 в уголовно-исполнительной системе, возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, и поскольку в нормах данного ФЗ отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям сторон подлежит применению Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение), в ст. 63 которого установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

В ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» было указано, что действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, распространяется на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

В рамках предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в Постановлении от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абз. 2 п. 2). В действующей редакции п. 2 названного Постановления данное правило распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года (абз. 4).

Исходя из изложенного, с учетом анализа приведенных норм, а также в силу прямого указания в Положении, порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, предполагал включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу до 01 января 2012 года, периодов их обучения только по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях (данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года № 1142-0).

Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном толковании и применении норм действующего законодательства, и с учетом установленных по делу обстоятельств правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении № 2-П от 29 января 2004 года к данному спору не применима.

Тот факт, что ФИО1 не мог быть назначен на офицерскую должность в отсутствие у него высшего образования, правового значения для разрешения спора не имеет.

С учетом всего изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований о выполнении перерасчета выслуги лет, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в данной части.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 24 октября 2019 года по настоящему делу отменить в части удовлетворенных требований о выполнении перерасчета выслуги лет, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в данной части.

Председательствующий

Судьи