ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22601/2015 от 24.09.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Желдакова В.П. дело N 33-22601/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2015 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Цехомской Е.В., Морозовой Н.А.,

по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,

при секретаре Рысине А.Ю.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Туапсинского городского суда от 31 июля 2015 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий МРЭО N 2 ГИБДД (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района ГУ МВД России по Краснодарскому краю) об аннулировании регистрационных действий в отношении автомобиля марки <...>», возложении обязанности на МРЭО N 2 ГИБДД восстановить регистрационный учет автомобиля марки «<...>» <...>, с выдачей нового паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации и регистрационных знаков. Об исключении из федеральной базы розыска сведения о розыске паспорта транспортного средства <...>, выданного Благовещенским таможенным постом Амурская область г. Благовещенск <...>

В обоснование требований указано, что 21 апреля 2015 г. истцом получено письмо государственного инспектора БДД МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2 N 64/7-184 от 18 апреля 2015 г., в котором сообщалось о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства в связи с недействительностью сертификата соответствия на автомобиль. Истец полагает, что данные действия не соответствуют закону и нарушают его право на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом. Кроме того, считает, что возложение на него, как на добросовестного приобретателя, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства, является чрезмерным обременением. ФИО1 приобретено транспортное средство, которое в установленном законом порядке прошло таможенное оформление, поставлено на регистрационный учет при наличии паспорта транспортного средства, выданного на основании сертификата соответствия. В конструкцию автомобиля не было внесено никаких изменений, не имелось сведений о подделке, скрытии, изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на автомобиль, подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортного средства и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также сведений о нахождении автомобиля в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). Не имелось запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством РФ. С учетом вышеизложенного, считает действия регистрирующего органа об аннулировании регистрации на автомобиль незаконным и необоснованным.

Решением Туапсинского городского суда от 31 июля 2015 г. в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.

Из материалов дела следует, что 10 апреля 2012 г. Благовещенским таможенным постом в отношении автомобиля марки «<...>» <...> оформлен и выдан ПТС N <...>.

21 мая 2012 г. между ООО «РосСпецАвто» и ФИО1 заключен договор купли-продажи на автомобиль марки «<...>» <...>, тип ТС - грузовой самосвал, VIN: <...>, модель двигателя N <...>, шасси <...>, год выпуска <...> цвет белый.

25 мая 2012 г. вышеуказанный автомобиль поставлен на регистрационный учет МРЭО ГИБДД по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района, истцу выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серия <...> и государственный регистрационный знак <...>.

Согласно уведомлению от 18 апреля 2015 г. N <...> в результате проведенной проверки и согласно поступившей информации из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) на принадлежащий ФИО1 автомобиль: <...>-<...>, государственный регистрационный знак: <...>, паспорт транспортного средства (ПТС): <...> был выдан на основании недействительного сертификата соответствия: <...>. На основании вышеизложенного регистрация принадлежащего ФИО1 автомобиля в МРЭО N2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю аннулирована.

Государственный регистрационный знак <...>, свидетельство о регистрации ТС: <...> и паспорт транспортного средства (ПТС) - <...>, внесены в компьютерную базу розыска, в связи с этим ФИО1 рекомендовано не эксплуатировать указанный автомобиль.

В ходе проведения проверки установлено, что транспортное средство <...><...>, <...> года выпуска, идентификационный номер (VIN): <...>, ПТС <...>, зарегистрированное 25 мая 2012 г. за ФИО3, значится в перечне транспортных средств, сертификат о соответствии которой - <...> отменен органом сертификации.

Заключением от 17 апреля 2015 г. утвержденным начальником МРЭО ГИБДД (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района) ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковником полиции ФИО4, регистрация транспортного средства <...><...>, <...> года выпуска, идентификационный номер (VIN); <...> аннулирована, ПТС <...> внесена в базу «Ограничения» на основании решения органа сертификации об отмене действий сертификатов соответствия и в соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России. Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134.

В соответствие с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;

В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

Согласно пункта 13 Правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, производится в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации).

Таким образом, МРЭО ГИБДД (по обслуживанию города Сочи и Туапсинского района) ГУ МВД России но Краснодарскому краю г.Сочи, установив, что сертификат соответствия, выданный в отношении спорного автомобиля отменен (сертификат <...>). аннулировало регистрацию транспортного средства.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» орган по сертификации выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Ссылка заявителя на позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2011 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки ФИО5», правильно отклонена судом, поскольку согласно данному постановлению выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»).

В связи с чем, следует признать состоятельным вывод суда о том, что МРЭО ГИБДД (по обслуживанию города Сочи и Туапсинского района) ГУ МВД России но Краснодарскому краю г. Сочи правомерно аннулировало регистрацию автотранспортного средства, мотивировав тем, что сертификат соответствия, выданный в отношении спорного автомобиля отменен (сертификат <...>).

Доводы истца о том, что автомобиль марки «<...>» <...> ранее был поставлен на учет МРЭО N 2 ГИБДД (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района ГУ МВД России по Краснодарскому краю) по заявлению собственника, правового значения для рассмотрения не свидетельствует о том, что принадлежащий ФИО1 на праве собственности автомобиль в обязательном порядке должен быть зарегистрирован органами ГИБДД.

Кроме того, истец не лишен права в случае устранения данного нарушения, а именно получения надлежащего сертификата соответствия на спорное транспортное средство, обратиться в МРЭО N 2 ГИБДД (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района ГУ МВД России по Краснодарскому краю) для проведения регистрации транспортного средства.

Давая оценку действиям административного ответчика, суд правильно применил нормы процессуального и материального права.

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 15 сентября 2015 г.) обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Доводы административного истца о незаконности действий административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца судом не установлен.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ (действовавшей на момент вынесения судебного решения), и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Туапсинского городского суда от 31 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи краевого суда: