ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2261/2017 от 16.03.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Михайлова Т.А.

Докладчик Карболина В.А. Дело № 33-2261\2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Карболиной В.А.

судей Коваленко В.В., Плужникова Н.П.,

с участием прокурора Садовниковой Е.И.

при секретаре Е.В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 16 марта 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Новосибирской области на решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 20 декабря 2016 года, которым обязано Правительство НСО в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда включить П.Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащим обеспечению жилыми помещениями, с 01 апреля 2014.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя Мэрии В.П.В., представителя Правительства НСО – П.Е.О., объяснения прокурора Садовниковой Е.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска обратился в суд с иском к администрации ЦО по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска, Мэрии г.Новосибирска и Правительству НСО о постановке на учет.

В обоснование своих требований указал, что 08 августа 2014 решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска удовлетворены требования П.Р.А. по иску к администрации Центрального округа г. Новосибирска о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, а также признании отказа незаконным. Указанное решение вступило в законную силу.

Приказом Администрации Центрального округа от 23 сентября 2014 № 2373/-од П.Р.А. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Вместе с тем, право П.Р.А. на включение его в данный список на момент обращения в администрацию района не восстановлено, поскольку на основании приказа П.Р.А. поставлен на учет с 23.09.14 г. - номер очереди 207.

Так как Администрация Центрального округа незаконно отказала П.Р.А. во включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, его жилищные права нарушены с момента отказа, а не с момента вынесения решения суда.

Просил обязать Администрацию Центрального округа Новосибирска в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу включить П.Р.А. в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением с момента обращения с заявлением в администрацию Центрального округа г.Новосибирска - с 01.04.14 г.

Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем Правительства Новосибирской области, который в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части обязания Правительства НСО в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда включить П.Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с 01.04.2014г. и принять по делу новое решение об обязании администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска в течение 10 дней с момента вступления решения суда включить П.Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с 01.04.2014г.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает, что Правительство Новосибирской области, как высший орган исполнительной власти общей компетенции, не наделен полномочиями ни по приему заявлений о включении граждан в список детей-сирот и лиц из их числа, ни по ведению учета указанных граждан, и не несет обязанности по предоставлению жилых помещений.

Статьей 43 Устава Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-03 установлено, что Правительство Новосибирской области является высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области. Правительство Новосибирской области как орган общей компетенции не имеет никаких полномочий в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Вывод суда о том, что в полномочия Правительства Новосибирской области входит ведение списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, противоречит статьям 43,45 Устава Новосибирской области с 18.04.2005 № 282-03, которыми определены статус и полномочия Правительства Новосибирской области.

Таким образом, судом не учтены положения ст.43, 45 Устава Новосибирской области в части определения полномочий Правительства Новосибирской области.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 08 августа 2014 года, вступившим в законную силу 16 сентября 2014 года, на администрацию Центрального округа возложена обязанность включить П.Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Однако вопрос о времени включения в список не был предметом рассмотрения Заельцовского районного суда.

Истец, обратившись в суд с иском, ссылается на то, что Администрация Центрального округа незаконно отказала П.Р.А. во включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, его жилищные права нарушены с момента отказа, а не с момента вынесения решения суда. Таким образом, право П.Р.А. на включение в список на момент обращения в администрацию района не восстановлено, поскольку на основании приказа П.Р.А. поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ – с момента вынесения решения, а не с момента отказа.

Из материалов дела усматривается, что приказом главы администрации Центрального округа от 23 сентября 2014 П.Р.А. включен в список.

Однако, на момент обращения П.Р.А. в администрацию ЦО по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска, он имел право на включение в список детей-сирот.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что включение в список должно быть произведено с 01 апреля 2014 года, поскольку отказ во включении П.Р.А. в соответствующий список является незаконным.

При этом, суд первой инстанции, руководствуясь п. 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложил на Правительство Новосибирской области обязанность включения П.Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с 01.04.2014 года, поскольку с 17 июня 2016 года прекратил действовать Порядок включения в список (исключения из списка) детей-сирот, утвержденный 20.08.13 г., согласно которому прием заявлений о включении в список осуществляется администрациями районов.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Однако, Правительство Новосибирской области, как высший орган исполнительной власти общей компетенции, не наделен полномочиями ни по приему заявлений о включении граждан в список детей-сирот и лиц из их числа, ни по ведению учета указанных граждан, не несет обязанности по предоставлению жилых помещений.

Статьей 43 Устава Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-03 установлено, что Правительство Новосибирской области является высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области. Правительство Новосибирской области как орган общей компетенции не имеет никаких полномочий в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в полномочия Правительства Новосибирской области не входит ведение списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. № 331 -03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений детям сиротам и лицам из их числа осуществляется посредством формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

Согласно положений закона Новосибирской области от 04.11.2014 № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяется, в числе прочих муниципальных образований, город Новосибирск.

В соответствии с подпунктом «в» части 2 статьи 1 закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями переданы муниципальным образованиям Новосибирской области.

В соответствии с пунктом 2.50 Перечня отдельных государственных полномочий, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 30.06.2015 № 4395 (в ред. от 31.08.2016) «Об осуществлении от имени мэрии города Новосибирска отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска» к полномочиям администраций отнесено участие в обеспечении жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе участие в формировании списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в части:

включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

формирования списка по району и представления его ежеквартально в управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска.

Пункт 2.50 введен постановлением мэрии города Новосибирска от 31.08.2016 №3945.

Таким образом, при удовлетворении искового требования у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения обязанности на Правительство НСО включить П.Р.А. в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением с момента обращения с заявлением в администрацию Центрального округа Новосибирска - с 01.04.14 г., поскольку именно администрация Центрального округа, незаконно отказавшая 01 апреля 2014 года во включении П.Р.А. в список, должна была произвести соответствующее включение.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит изменению в части возложения обязанности на Правительство НСО в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда включить П.Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащим обеспечению жилыми помещениями, с 01 апреля 2014, поскольку законом полномочия по включению в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложены на орган местного самоуправления муниципального района, в данном случае на Администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 20 декабря 2016 года изменить, изложив в следующей редакции:

Обязать администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда включить П.Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащим обеспечению жилыми помещениями, с 01 апреля 2014 года.

Апелляционную жалобу представителя Правительства Новосибирской области удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: