Судья Маркова Г.Н. Дело № 33-2263/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Машкиной И.М., Захваткина И.В.
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрев в судебном заседании 19 мая 2014 года
дело по апелляционной жалобе ОАО ТГК-9 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2014 года, которым заявление ОАО ТГК-9 о признании незаконными действий МВД по РК, выразившихся в требовании к ОАО ТГК-9 о расторжении трудового договора - оставлено без удовлетворения,
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителей ОАО ТГК-9 ФИО1, представителя МВД по РК ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО ТГК-9 обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий МВД по РК.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал.
Представитель МВД по РК возражал против удовлетворения заявления в связи с его необоснованностью.
ФИО3 доводы заявления поддержал.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Установлено, что ФИО3 принят на работу в филиал ОАО ТГК-9 на должность ... на основании приказа от 26 июня 2013 года. В этот же день с ФИО3 заключен трудовой договор на неопределенный срок.
1 июля 2013 года директор общества ТГК-9 направил на имя министра внутренних дел по РК сообщение о приеме ФИО3 на работу с 27 июня 2013 года с перечислением функций, выполняемых работником при выполнении служебных обязанностей.
5 июля 2013 года ФИО3 обратился в аттестационную комиссию МВД по РК с заявлением о даче согласия на замещение указанной должности.
Решением аттестационной комиссии МВД по РК от <Дата обезличена> отказано в даче согласия на заключение трудового договора, о чем сообщено директору филиала ОАО ТКГ-9 и ФИО3
Указанное решение аттестационной комиссии ФИО3 обжаловано в суд. Решением Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> заявление ФИО3 удовлетворено. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от <Дата обезличена> решение отменено, в иске отказано.
13 декабря 2013 года министр внутренних дел РК направил директору филиала ОАО ТГК-9 копию апелляционного определения, указав, что в соответствии со ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции" трудовой договор, заключенный между ФИО3 и филиалом ОАО ТГК-9, подлежит расторжению. Просил направить в адрес МВД по РК копию документа о расторжении трудового договора с ФИО3
Обращаясь в суд с заявлением ОАО ТГК-9 указало, что МВД по РК в нарушение требований действующего законодательства понуждает ОАО ТГК-9 расторгнуть трудовые отношения с работником, нарушая тем самым права и законные интересы общества, так как указанный орган государственной власти не наделен такими полномочиями и не вправе запрашивать в информацию о расторжении договора, спорные правоотношения не подпадают под действие ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции", основания для расторжения трудового договора отсутствуют.
Суд первой инстанции проверив все указанные доводы, указал на их несостоятельность.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон), ст. 64.1, 84 ТК РФ, Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821, установил, что действия МВД по РК не противоречат закону, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, в связи с этим оснований не согласиться с ними не имеется.
Статьей 3 Федерального закона определены основные принципы противодействия коррупции, в том числе основным принципом является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения для трудоустройства государственных служащих, осуществлявших функции государственного управления, направлены на предупреждение незаконного использования бывшим государственным служащим имевшегося должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды, в том числе для третьих лиц.
Согласно части 1 ст. 12 Федерального закона гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Таким образом вопросы, по которым федеральный служащий в пределах своих полномочий правомочен принимать обязательные для исполнения решения, законом не ограничены.
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции" на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Из материалов ранее рассмотренного гражданского дела по заявлению ФИО3 об обжаловании решения аттестационной комиссии и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> следует, что ФИО3 являлся сотрудником территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, занимая должность ....
Указанная должность государственного служащего предусмотрена Перечнем должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 2), утвержденном Приказом МВД РФ от 31 августа 2009 года.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Основными задачами территориального органа в соответствии с Типовым положением о территориальном органе МВД РФ по субъекту Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 249, является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальный орган в целях реализации своих полномочий имеет право: запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений.
Являясь ..., ФИО3 занимался организацией оперативно-служебной деятельности подразделений по направлениям защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств в сфере экономики. Был наделен правом личного участия в организации и раскрытии преступлений.
При рассмотрении дела МВД по РК представлены доказательства, подтверждающие выполнение указанных функций в отношении ОАО "ТГК-9" при рассмотрении заявлений о совершении организацией преступлений при применении тарифов на тепло и горячее водоснабжение. При этом ФИО3 в связи с проведением проверочных материалов по обращениям о совершении обществом преступлений запрашивал необходимые документы и сведения, выносил постановления о возбуждении перед прокурором ходатайства об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и утверждал постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
ФИО3 в период замещения должности государственного служащего в пределах своих полномочий участвовал в проверке законности деятельности ОАО "ТГК-9", по результатам которых выносились постановления. Утверждая данные процессуальные документы, заявитель тем самым принимал обязательные для исполнения решения, поскольку данные постановления отражали результаты оценки действий общества по применению тарифов при выставлении счетов на теплоэнергию и горячее водоснабжение.
Поскольку из выше изложенного следует, что ФИО4 до трудоустройства в ОАО замещал должность государственной службы, включенную в соответствующий Перечень, им совершались обязательные для исполнения действия государственного управления в отношении ОАО "ТКГ-9" и в его должностных обязанностях имелись основания для принятия таких решений, суд обоснованно пришел к выводу о том, что на спорные правоотношения распространяются нормы ФЗ "О противодействии коррупции". В силу требований ст. 12 Федерального закона право решить вопрос о возможности занятия в данном случае должности в акционерном обществе в связи с необходимостью противодействия коррупции предоставлено аттестационной комиссии, которая, как следует из протокола от <Дата обезличена>, оценивала характер выполняемых ФИО3 обязанностей и занимаемой им в настоящее время должности. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК решение аттестационной комиссии об отказе в даче согласия на заключение трудового договора с ФИО3 признано законным.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что отдельные функции государственного (административного) управления ОАО ТГК-9 не входили в должностные обязанности бывшего государственного служащего, являются не состоятельными.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФИО3 не обязан был получать согласие на замещение должности в филиале ОАО ТГК-9, поскольку отсутствует одно из обязательных условий, предусмотренных ст. 12 Федерального закона, а именно оплата его труда составляла менее ... рублей, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не принимаются во внимание. Из буквального толкования части 1 ст. 12 Федерального закона следует, что условие о выполнении работ в течение месяца стоимостью более ... относиться к выполнению работ (оказанию услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), а не по трудовому договору, согласно которому выплачивается заработная плата работнику. В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, размер заработной платы ФИО3 не является основанием освобождения его от получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Указание в апелляционной жалобе на то, что Общество как новый работодатель выполнило свои обязанности, предусмотренные ст. 12 Федерального закона, и сообщило в 10-ти дневный срок о факте заключения трудового договора с бывшим государственным служащим, что, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии оснований для расторжения, не влекут отмену судебного решения. Поскольку установлено, что бывший государственный служащий взаимодействовал с организацией, в которую принимается на работу, по перечисленным в п. 4 ст. 1 Федерального закона функциям, в силу чего осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления этой организацией, поэтому на основании ст. 64.1 Трудового кодекса РФ он имеет право замещения на условиях трудового договора должности в данной организации только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как видно из материалов дела такого согласия не получено. Согласно ст. 84 ТК РФ заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы, влечет его прекращение. Общий порядок оформления прекращения трудового договора предусмотрен статьей 84.1 ТК РФ.
Доводы апелляционной жалобе об отсутствии полномочий у бывшего работодателя требовать расторжения договора не свидетельствует о незаконности постановленного решения. Указанные действия заявитель должен совершить в силу прямого указания в законе.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 334-О Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Реализуя указанные в названном Федеральном законе основные принципы противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (пункты 2, 3 и 5 статьи 3), - федеральный законодатель установил ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (статья 12).
Установление данной обязанности направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3). Тем самым данная норма ориентирована на обеспечение безопасности государства.
Поскольку действиями МВД по РК не допущено нарушений прав и законных интересов Общества, то оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО ТГК-9 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи